Одесский кинофестиваль 2014 г. войдет в историю не только как "самый скромный и эстетичный", но и как насыщенный "гламурным протестом" андеграудных креативных активистов из мужского Femen и "Креативной молодежи +".
Напомним, что в день закрытия кинофестиваля на ковровую красную дорожку активисты этих движений во главе с Евгением Довлатовым и Андреем Сигунцовым пытались пронести гроб с символическим убитым и растерзанным солдатом. Акция вызвала много откликов и противоречивую реакцию общества.
ИА "ТИРАС" предлагает вниманию комментарии самих исполнителей протестного перформанса.
Евгений Довлатов: "Мы принесли на закрытие Одесского кинофестиваля гроб с "плотью и телом солдата”, что бы привлечь внимание элиты к массовой гибели людей. Вопреки патриотической истерии и милитаристским сантиментам, активистам удалось создать ситуацию, которая не только провоцирует диалог о терроре войны, но и, в одночасье, обнажает скользкое убожество официальной интеллигенции.
Цель акции – обратить внимание общественности, органов государственной власти, депутатов Верховной Рады к проблеме финансирования раненных солдат и введение запрета на отсылку неопытных солдат-срочников на службу в зону боевых действий. Мы требуем прекратить использовать молодых солдат в качестве «пушечного мяса».
Война это, прежде всего, работа с телом. Сторона А изо всех сил стремится уничтожить или искалечить тела стороны Б. В тела стреляют, их разрывает снарядами на куски. Военный успех описывается прежде всего количеством убитых или обезображенных тел противника. Смерть в условиях войны становится значительно ближе ко всем, что повышает ценность всего связанного с телом”.
Андрей Сигунцов: "Одни моралисты говорят о недопустимости культурных мероприятий во время войны, другие – о неуместности их политической эксплуатации. Однако именно общественное пространство является территорией живой политики и культуры. Любое событие, где присутствуют люди и медиа, может использоваться активистами в качестве трибуны для художественных и политических высказываний.
В данном случае, художники содрали золотую скорлупу с рептилий, которые живут в мире, где "мирная жизнь на большей части страны продолжается”. И для самих этих рептилий, и для тех, кто ставит лайки под их шипениями, война происходит где-то в параллельной вселенной. Нравственное комильфо – публично сокрушаться по поводу "героической” смерти солдат, то и дело закашливаясь от пошедшего не в то горло бутерброда. Кровь безмозглых щенков бежит по проводам дворцов и фазенд, где новая раковая опухоль начинает жить по-новому. Война неизбежна. Но только для дураков. У дураков будут взрываться ноги, а у командования – пробки шампанского. Потом трупы позолотят медалями – будет красиво и торжественно.
"Мерзкое лицемерие в лице организаторов, которые почти всю программу посвятили фильмам про протестное движение и активистов, и в это же время препятствовали проведению антивоенной акции с помощью пару сотен милиционеров. Получается посмотреть фильм про майдан и выпить коктейль можно, а почувствовать запах гнилого мяса и видеть смерть, которая ходит совсем близко, – нельзя”.