НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Иван Бургуджи: Гагаузия имеет право на независимость и собственные спецслужбы

Иван Бургуджи: Гагаузия имеет право на независимость и собственные спецслужбы

Общество // 11:58, 5 августа 2013 // 2364
ИА «ТИРАС» публикует открытое обращение гагаузского парламентария Ивана Бургуджи в адрес властей Молдовы и персонально политолога Оазу Нантоя. Приводим текст без сокращений и комментариев. 

Последние высказывания господина Оазу Нантоя о том, что Парламент Республики Молдова, как дал Гагаузии особый статус, так и может его забрать, по меньшей мере, вызывают удивление и сожаление. Ибо в 90-е годы прошлого столетия г-н Нантой не был восьмилетним мальчишкой, а был зрелым мужем, стоявшим у истоков образования независимого молдавского государства и формирования его идеологической  доктрины.    Во многом, благодаря и лично его действиям и поступкам тогда, молдавское государство пребывает в таком аморфном, подвешенном  состоянии сегодня, по сути, пережив одну гражданскую войну с Приднестровьем.
             Господин Оазу Нанатой забывает тот факт, что  23 июня 1990 года Верховный Совет  ССР Молдова  утвердил Заключение специальной комиссии по  пакту   Молотова  —  Риббентропа, в котором создание МССР было объявлено незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина —оккупированными румынскими территориями.                                                                                      

Принятие постановления Верховным Советом ССР Молдова о признании  незаконным и недействительным закона Союза ССР от 2 августа 1940 года «Об образовании Молдавской ССР», по сути, ликвидировало Молдавскую ССР, как государственно-правовое образование.               Поскольку  Молдова, как отдельное государство,  было образовано только лишь  вследствие реализаций советско-германских соглашений 1939 года («пакта Риббентропа - Молотова»), на освобожденных от оккупации  путем агрессии королевской Румынией территории бывшей  Российской империи в 1918 году. А оккупация королевской Румынией в 1918 году территории Демократической Республики Молдова путем агрессии не имеет с самого начала никаких правовых оснований и силы и Республика Румыния была не вправе претендовать на территории постмолдавского пространства, которое в то время находилось на территории существующего еще Советского  Союза.  Тем самым Верховный Совет ССР Молдова освободил народы Гагаузии и левобережья Днестра от каких-либо обязательств перед ним и открыл путь к реализации своего  естественного  права на самоопределение и независимость путем  создания и восстановления своей собственной государственности.  В результате  чего, на образовавшемся постмолдавском  пространстве, в полном соответствии с нормами международного права, последовательно были образованы три независимых государства: Гагаузская Республика - 19 августа 1990 года, Приднестровская Республика – 2 сентября 1990 года и лишь через год -  27 августа 1991 года, на оставшейся территории постмолдавского пространства, была образована собственно Республика Молдова, которая сразу же проявила свою агрессивную сущность и патологическую недоговороспособность. 
       Гагаузская Республика, в качестве независимого государства, со своей Конституцией, высшими органами государственной власти и управления (Президент, Парламент и Правительство),со своей контролируемой территорией на которую распространялась только её юрисдикция, просуществовало до июля 1995 года.
           Впоследствии, при посредничестве представителей международных структур (ОБСЕ  и Конгресса местных и региональных властей СЕ), Республики Турция и Российской Федерации руководство Республики Гагаузия согласилось сесть за стол переговоров с руководством Республики Молдова и договориться о принципах мирного сосуществования на постмолдавском пространстве.  В  декабре 1994 года, результаты указанных политических договоренностей между руководством Гагаузской Республики и руководством Республики Молдова, специально созданной совместной комиссией двух парламентов, были  оформлены в виде закона Республики Молдова  «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». 
              Суть указанных договоренностей сводилась к тому, что Гагаузия соглашалась осуществить свое право на самоопределение в составе Республики Молдова на определенных оговоренных условиях, а Республика Молдова, в свою очередь, обязывалась стать гарантом исполнения указанных договоренностей, оформленных в виде вышеуказанного закона.
[11:44:46] Switch: Другой разговор, что Республика Молдова оказалась, как уже отмечалось выше, патологически ненадежным и недоговороспособным партнером, который не хочет никак выполнять  в полном объеме достигнутые договоренности. Вышеуказанные высказывания г-на Оазу Нантоя, как одного из представителей политической элиты Республики Молдова, наглядный тому пример.
                Если бы указанные высказывания г-на Оазу Нантоя относились бы, скажем, в адрес Тараклийского, Кагульского, Хынчештского или других районов Республики Молдова, не входящих в состав Гагаузской Республики, которые бы получили от Парламента Молдовы, словно с  барского плеча, особый правовой статус, то  данное мнение г-на Оаза Нантоя имело бы правовое основание и право на жизнь. Но в отношении Гагаузии эти высказывания не приемлемы, в силу того, что Гагаузия вошла в состав Молдовы в результате достигнутых договоренностей.                                В противном случае, если развивать дальше высказывания г-на Оазу Нантоя, то и Гагаузия, в связи с отказом Республики Молдова выполнять обоюдные  договоренности, закрепленные в законе от 23 декабря 1994 года «Об особом правовом статусе Гагаузии «Гагауз Ери»  может выйти из состава Республики Молдова и вернуться в статус Гагаузской Республики, провозглашенной 19 августа 1990 года, тем более, что юридически, Гагаузская Республика не ликвидирована.
       Именно поэтому, я бы просил г-на Оазу Нантоя, других общественных, политических и  государственных деятелей Республики Молдова быть  более ответственными в своих высказываниях, не забывая, что они могут привести порою к непредсказуемым последствиям.     Тем более, что у г-на Оазу Нантоя имеется  уже подобный опыт. Его высказывания на международной конференции в Тирасполе о том, что если Приднестровцы не желают изучать нормы Конституции Республики Молдова, то они буду изучать нормы уголовного Кодекса Республики Молдова, послужили одним из оснований для объединения гражданского общества Приднестровья против Республики Молдова.
           На мой взгляд, в сложившейся ситуации, когда центральные органы власти и управления Республики Молдова  игнорируют права и полномочия Гагаузии, закрепленные в законе «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», целенаправленно,  любыми путями стараясь их урезать или ликвидировать полностью, в   целях защиты национальных интересов гагаузского народа Гагаузии следует приступить к созданию собственных разведывательных подразделений с региональным потенциалом, подчиненных непосредственно руководству Гагаузии и выработать эффективные контрразведывательные механизмы, направленные против попыток  экономического и финансового удушения Гагаузии, а также для отражения таких угроз, как терроризм, организованная преступность и т.д. Естественно, что указанные разведывательные подразделения должны будут сотрудничать и контактировать  в некоторых областях, скажем как терроризм, организованная преступность, со своими коллегами из подобных республиканских служб.
Это необходимо сделать еще и потому, что формально функционирующее в составе Гагаузии Управление информации и безопасности Гагаузии, на практике руководству Гагаузии не подчиняется, полностью финансируется центральными властями и потому, выполняет только волю и указания центра. Руководству Гагаузии данным управлением не представляется соответствующая аналитическая информация, информация о намечаемых и планируемых попытках урезания полномочий Гагаузии, а также соответствующие рекомендации о путях выхода из данных ситуации, без нагнетания общественно-политической ситуации в Гагаузии и стране и т.д.
          Если бы подобные службы Гагаузии работали эффективно, то у некоторых политических горе комментаторов в Республике Молдова не возникало бы и мысли об отсутствии у Гагаузии культурного, научного, экономического и человеческого потенциала. Да и бизнес среда бы развивалась более успешно, чем в целом по стране. Да и не пытались бы нас они всякий раз  кормить сладкими мифами об евроинтеграции, когда саму Молдову в этом вопросе ждет жесткий обвал.
             Кстати, хочу предостеречь  подобных горе комментаторов от их тщетных потуг. Кто сказал, что Приднестровье согласно строить с Республикой Молдова общее федеративное государство? Дай бог, чтобы оно когда-нибудь  согласилось объединиться с Республикой Молдова на конфедеративной основе.
             И последнее, в середине Европы существуют и более крохотные государства, чем Гагаузия,- Монако и Люксембург. И ничего. Живут и процветают. 

Иван Бургуджи,
Председатель постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии
по юридическим вопросам, правам человека, законности,
правопорядку, информационной политике и СМИ.
04 августа 2013 года.