НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Дмитрий Соин: Служите государству с таким же усердием, как оно служит вам!

Общество // 13:23, 4 октября 2012 // 1458

ИА  «Лента ПМР» предлагает вашему вниманию  разговор  парламентария, лидера НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрия Соина с публицистом Романом Коноплевым, вышедший ранее на РИА «Днестр».

 

Д.С.: Не в обиду новым властям, но ради справедливости отвечу так: что бы мы ни строили на постсоветском пространстве - всё равно получается КПСС. Это касается не только Приднестровья, а по сути – всех постсоветских республик. Не изжито это из политического сознания. Первое желание новой власти, где бы в СНГ она не появлялась, – всё подмять под себя. Нам бы у Европы учиться мягкому, основанному на законе правлению, а мы всё в Азию смотрим.

Скажу прямо – я очень надеялся на политические реформы. На демократизацию государственных СМИ, на повышение роли гражданского общества и партий, на приоритет интересов отдельного человека, на то, что критика чиновников будет поощряться, но пока не вижу этого. Может, срок временной мал, может управленческая психология не позволяет, но реформы тормозятся. Как депутат и лидер «ПРОРЫВа!» не оставляю работы по их продвижению. Надеюсь, что на каком-то этапе произойдёт прозрение и новая власть поймет, что ее сила не в «закручивании гаек», а как раз в демократичности и самокритичности.

При этом хочу отметить, что определенный прогресс в отношениях государства и партий есть. Так министерство юстиции ПМР проиграло суд по иску о закрытии НДП «ПРОРЫВ!». Природа и происхождение иска были связаны с нашей оппозиционной борьбой в 2011г. После смены режима, как ни странно, министерство юстиции продолжило процедуру закрытия партии. Это навеяло на печальные мысли о сохранении репрессивной основы власти. Поэтому решение Тираспольского городского суда под председательством судьи Светланы Чувакиной меня не только порадовало, но и удивило – откровенно говоря, я думал, что вопрос о ликвидации партии – решённый. В столе были заготовки по обращениям в международные инстанции и медийный план по противодействию уничтожению партии. Но оказалось, что законность всё же присутствует и в наших краях. Браво, независимому столичному суду!

– «ПРОРЫВ!» как партия – это проект на стадии угасания, или, наоборот, развития?

Д.С.: «ПРОРЫВ!» - это проект на стадии переосмысления. По данным независимых социсследований озвученных Еленой Бобковой (зав. Кафедрой социологии госуниверситета) сегодня «ПРОРЫВ!» входит в четверку партий, которые в случае выборов по пропорциональной системе прошли бы в Парламент. Имя НДП «ПРОРЫВ!» известно и внутри ПМР и далеко за пределами республики. Так что мы живем и двигаемся вперед. При этом я, как человек, создающий и продвигающий современные социальные технологии, заявляю, что время «голой» политики прошло. Она скомпрометировала себя ложью, цинизмом, нарциссизмом и стяжательством. Поэтому мною запущен новый проект – «Школа развития Дмитрия Соина». Это обучающая программа для ищущих себя и свои цели людей. Я принял решение обратиться к интересам конкретных людей, и, например, научить их продвигать себя, ставить цели, формировать имидж, создавать бренды, вести переговоры исходя из своих личных интересов. Мой текущий статус в «Одноклассниках» звучит так: «Служите государству с таким же усердием, как оно служит вам!». Это моя личная позиция, и я делюсь ею с людьми.

–Новые власти, команда Шевчука, часто заявляют о том, что все, кто им противостоит, - это ретрограды и сторонники Смирнова. Что из себя на самом деле представляет сегодня оппозиция Шевчуку? Есть ли она, и так ли уж она едина? И, в конечном итоге, нужно ли это единство?

Д.С.: Оппозиция, как и в любом нормальном обществе, есть. Жаль, до сих пор нет законов, защищающих права оппозиции. Я бы не хотел углубляться в эти политологические дебри и систематизировать приднестровскую оппозицию, но она, на мой взгляд, состоит из:

- Ностальгирующих «смирновцев», которым сегодня конечно не сладко живется. У них есть мечта о политическом воскрешении Игоря Николаевича Смирнова. Этим они и живут . Сам Смирнов объективно активен, присутствует на парламентских заседаниях и проявляет интерес к политической и медийной ситуации в ПМР.

- Мрачных «чекистов», которые или сами ушли или были уволены из КГБ и теперь накапливаются в специализированных учреждениях типа центра «Прогноз». Они не смогли удержать ситуацию под контролем, имея погоны, полномочия, зловещий ореол и ресурсы, а теперь пытаются как-то влиять на ситуацию. Откровенно говоря, эта группа мне напоминает героев фильма «Корона Российской Империи»: полковника Кудасова, штабс-капитана Овечкина и других. Возможно, им стоит пересмотреть этот фильм – для Приднестровья он в чём-то актуален. Однажды выронив из рук власть, её уже трудно вернуть обратно. Возможно, ими двигают мотивы униженной чести и достоинства, плюс мысли о невыполненных в свое время задачах – это мощная личностная мотивация, посмотрим, к чему она приведёт.

- Парламентского большинства партии «Обновление». Сложно измерить степень ее оппозиционности, но по целому спектру социально-экономических, правовых и политических вопросов «Обновление» голосует против инициатив президента Шевчука и премьера Степанова. Поэтому я бы отнес эту партию к умеренно оппозиционной. У неё объективно есть человеческий, материальный и информационный ресурс для политической борьбы.

При определенных условиях оппозиция может иметь успех. Её главная проблема – отсутствие единого плана действий, общего авторитетного лидера и, главное, – программной цели. Оппозиция должна ответить на ключевой вопрос – чего мы хотим добиться в конечном итоге?

– Что, на Ваш взгляд, Бергман для Приднестровья – «добро» или «зло»?

Д.С.: Бергман - это карма. Сколько будет Приднестровье, – столько рядом с ним будет и Бергман. Он очень хочет отомстить тем, кто мешал ему в 90-е годы: Смирнову, Антюфееву, и другим... Когда человек разменял седьмой десяток лет и страдает тяжелой формой лучевой болезни, только это может так активно двигать им в политике, срываться из фешенебельного офиса в Москве, побуждать тратить остатки здоровья в баталиях и перепалках, которыми полна публичная политика. Поэтому какую-то роль он будет играть на региональной площадке. Просто, будучи по натуре холериком, Бергман с момента своей статусно-политической региональной реинкарнации сделал ряд опрометчивых заявлений и интервью, компрометирующих новую власть, и выставляющих его самого, мягко говоря, несерьезным человеком. Его тут же на время «задвинули», опасаясь новых откровений. Вот и лежит он пока на московской книжной полке. Думаю, что Бергман еще «выстрелит» в своем стиле, «громкими разоблачениями».

– Не наступило ли разочарование от последствий всего того, что можно обозначить как «становление Приднестровья»?

Д.С.: Есть удовлетворение от того, что народ и я внутри этого народа создали свою маленькую страну, защитили свое достоинство и родной язык. А разочарование, несомненно, есть – треть населения исчезло, а это очень печальный итог. В какой то момент интересы людей подменили мифическими государственными, а реально – чиновничьими, и вот – результат. Думаю, в этом коренится крах системы в 2011г. Это испытание и для новой власти – ведь население продолжает бежать, причем по некоторым статистическим данным еще быстрее, чем при Смирнове.

– Можно ли сказать, что Шевчук берёт пример с России и Путина, или это не так?

Д.С.: Думаю, он бы хотел стать «Приднестровским Путиным». Это чувствуется в том, как он выстраивает вертикаль власти и позиционирует себя. Но Владимир Путин, все же, выходец из спецслужб, а не бывший милиционер-налоговик. Тут есть определенное противоречие. Милицейское мышление и мышление офицера разведки – разные вещи. Но по существу Евгений Шевчук демонстрирует силу, динамичность, давит оппозицию, выстраивает жесткую вертикаль президентской республики и я бы назвал его лидерство сильным. Объективно оно крепнет на глазах и это все чувствуют даже по ситуации вокруг прокуратуры. Вопрос: чем это закончится для страны и самого Шевчука? Тут политологи расходятся во мнении. Кто-то предрекает ему многолетнее правление, кто-то говорит о неминуемой смене власти. Мне кажется, что Евгений Васильевич поставил на кон всё. Теперь – как крутанётся рулетка…

– Некоторое время назад Вы озвучили заявление по поводу того, что федерализация Молдовы была бы решением проблемы…

Д.С.: Федерализация могла бы рассматриваться при условии согласия сторон, выраженного через референдум. И президент Шевчук, и спикер Бурла, и депутат Соин, и любые другие политические фигуры в своих решениях могут руководствоваться только Конституцией ПМР и итогами референдума 2006 года. Иначе нас надо арестовать за измену Родине. Если теоретически стороны переговоров созреют для внесения в повестку дня вопроса о федерализации, то это лишь повод вынести его на всеобщее обсуждение. Надо понимать, что и Молдова унитарное государство, поэтому там тоже нужен референдум для изменения конституции страны. С учетом того в каком положение население наших стран, я вообще предлагаю отказаться от пустых разговоров о статусе, и экстренно заняться спасением людей. Если Молдову и Приднестровье покинет большинство жителей, то кому будут нужны эти прокламации о федерализации?

– В ходе встречи со спецпредставителем ООН Хаммарбергом было озвучено предложение распространить доминанту решений ЕСПЧ в Приднестровье. Это официальная позиция всего депутатского корпуса, или позиция партии «ПРОРЫВ!»?

Д.С.: Эту позицию озвучил я и могу сказать, что буду добиваться на своем уровне права для приднестровцев обращаться в ЕСПЧ. Мы не можем быть людьми второго сорта, которым закрыта дорога в Суд по правам человека. Надеюсь на поддержку других депутатов и партий.

– Официальные власти Приднестровья говорят о Таможенном Союзе, и во многом дублируют лозунги и идеи ПКРМ. Насколько эти тезисы вообще имеют отношение к реальности? Осуществимы ли они, или это просто PR?

Д.С.: С момента признания ПМР эти тезисы станут частью реальной политики, но пока это конечно PR. Таким способом Евгений Шевчук подаёт сигнал и Москве, и Брюсселю, и Страсбургу, и Вашингтону, – куда он смотрит, как политик. Во всяком случае, – на информационном уровне.

– Поможет ли централизация власти в Приднестровье искоренить проблемы – такие как коррупцию, и т.п.?

Д.С.: На коррупцию не влияет централизация или децентрализация власти. На неё реально влияет государственная политика и личное отношение к ней лидеров страны, а также гражданского общества. Порой централизация делает коррупцию жуткой, но есть исторические примеры, когда при слабой центральной власти коррупция также превращалась в бич. По размерам и обстоятельствам Приднестровью стоит изучить сингапурский опыт антикоррупционной политики. Эта маленькая по размерам страна практически победила данное зло и сегодня процветает. Приднестровью не стоит замыкаться внутри себя. Мир велик, и в нем есть чему поучиться. Если будем расторопны, то, может, ещё успеем сохранить какую-то часть населения. В противном случае, – надо признавать фиаско и «сливать воду».

 

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: shkola-razv