НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Не живите в Молдове

Общество // 18:43, 7 июня 2012 // 1973

Кишиневские «маршрутки» как символ не реформируемой власти

Владимир Цеслюк,
политический обозреватель агентства НИКА-пресс

Опять нам показали дорожные сюжеты  и в подробностях рассказали, кто кого убил и покалечил.

Кому из горожан не повезло, тех вынесли из маршрутных такси мертвыми;  порезанные рваным автомобильным железом и стеклом и оглохшие от ударов глядели на происходящее словно бы со стороны, и не верили, что это они ползают по асфальту, в голос кричат, размазывают по лицам свою и чужую кровь.

Кому повезло, потому что добирался тем утром до работы другими маршрутом, шел пешком или вовсе не выходил из дому, тот сделал уже давно ставший привычным вывод, характеризующий всю нашу молдавскую действительность: хочешь живым, невредимым и не обруганным доехать до цели – не садись в маршрутку, хочешь, чтобы тебя уважали – не бери зарплату в конверте, хочешь увидеть своих детей счастливыми, а своих стариков и сытыми, и не печальными – не живи в Молдове. Нас всех уже так все достало, что малейший повод для недовольства и раздражения заставляет обобщать. Обобщения в основном известного качества: «А пошли вы все…». Кто обобщает по-своему – «эх, хорошо в стране молдавской жить!» или «жить стало лучше, жить стало веселее», тот на маршрутках не ездит, того в основном везут и тот действительно хорошо живет, уверен, что живет лучше, чем вчера, а также надеется, что впереди много веселых дней. И если однажды из-за совершеннейшего пустяка, скажем, из-за оскорбленного чиновником пенсионера, который через пару дней умрет от обиды, страна встанет на дыбы и вывалит на площадь с воем «долой», то все нормальные граждане, в том числе и  пассажиры маршруток, будут знать, что настоящая причина бунта не в смерти старика. Те, кого возят на работу и домой и по другим разным точкам, будут считать, что виновник новой молдавской беды являлся членом вредной партии, а заодно был агентом-провокатором зарубежных спецслужб, чему есть неопровержимые доказательства.

…Незадолго до череды майских трагедий с участием пассажирских микроавтобусов на городских и пригородных маршрутах Кишинева,  по местным СМИ прошла информация о намерениях поменять автомобили высшего руководства страны, поскольку они не соответствуют требованиям безопасности.  На фоне почти десятка трупов и двух десятков переломанных и раздавленных пассажиров желание повысить безопасность молдавского  начальства выглядит показательным и наводит на злые мысли. Значит, известно, что творится на дорогах, значит, знают, что им нужны более крепкие и по всем показателям более надежные транспортные средства – иначе не доехать до места, где вершатся важные государственные дела. И еще это значит:  все остальные, едущие по делам не государственным и, можно сказать, личным должны довольствоваться тем, что есть. При таком подходе «каждому – свое» столичные маршрутки все нагляднее превращаются в машины, убивающие и унижающие  человека, который (еще одно молдавское чудо) добровольно выбирает себе путь и судьбу, да еще и отдает за свой выбор деньги. Отличие двух режимов только в этом. Те, кто шестьдесят лет назад написали на воротах концлагеря «Каждому – свое», загоняли  в него людей силком.

Казалось, когда маршрутка попала на железнодорожном переезде под локомотив и из нее, раздавленной, доставали по частям все, чтоб было в ней живое, страна вздрогнет и остановится, а истинные владельцы всего парка «летучих мясорубок» напрягутся перед неизбежными переменами в частном столичном извозе. Зря казалось. Сейчас, после новых и не менее жутких аварий, когда опять никто и не думает изменять правила и нормы перевозок, водители маршруток бастуют и плюют на требования полиции, пассажиры продолжают ездить оплеванными с головы до ног, а в высоких кабинетах (безнаказанность и живучесть такого бизнеса объясняется исключительно высоким покровительством)  продолжают подсчитывать замусоленные леи, будет все, как было. И если завтра в центре Кишинева загорится переполненная маршрутка, то крики гибнущих пассажиров никого и ничему не научат. Очень бы хотелось ошибиться в выводах, да не получается: заспанные и  озлобленные на ментов, дороги, цены на топливо, ремонт и планы по сбору денег маршрутники носятся по столице и пригороду и в гробу они видали норму – только пять стоячий пассажиров. Все как было. А устойчивое словосочетание «в гробу видали» - это же про нас про всех.

Помнится, премьер Филат после аварии на железнодорожном переезде потребовал выяснить причины, по которым маршрутка, попавшая под локомотив, оказалась переполненной. Чтобы выполнить требование премьера, надо, если он действительно не знает причины, рассказать ему все о текущей в стране действительности, в простонародии именуемой бардаком или, если по-государственному выражаться, истинными условиями молдавской жизни.

Итак, наемному водителю надо не только заработать на хлеб, ремонт машины и ее заправку, но и поделиться заработком с хозяином. Сколько идет хозяину, никто,  кроме их двоих и посредника, не знает. Чтобы заработать для себя больше, ему позволено маршрутку переполнить до  такой степени, до которой пассажиры не чувствуют себе униженными. Уровень достоинства кишиневцев можно определить по забитому их телами транспорту. Это тоже очень по-молдавски - заработать себе на жизнь, унизив и обманув окружающих. Водителю также дозволено покрывать мелкие нарушения  взятками полицейским; иные проблемы с властями, в том числе и повлекшие за собой аварии, серьезный материальный ущерб и увечья, хозяин разрешает сам и, как правило, удачно. Удача прямо пропорциональна размеру взятки кому надо.  Водитель, зная, что любой его профессиональный грех или даже преступление можно покрыть с помощью взятки, уже ничего не боится. Нахамить пассажиру, послать полицейского дело для него обыденное. При этом обе стороны знают, что терять время на выяснения обстоятельств глупо. У пассажира прав никаких, у полицейского чуть больше, а значит, тоже никаких. Водитель, эта мелкая, но все-таки часть огромной и непобедимой коррупционной схемы жмет, на газ. Он преступник, которого никто уже не может остановить. И власть не может. Если власть его остановит, то он за минуту докажет, что и она преступна, потому что не просто потакает его действиям, а извлекает их них прямую прибыль. Преступники, как правило, не очень доверяют друг другу, и водитель знает, что от настроения хозяина зависит его завтрашний день, и потому живет днем сегодняшним, а значит на свою жизнь, и тем более на жизнь пассажиров, ему тоже плевать. Пассажиры, напирающие друг на друга и давно обходящиеся без такой мелочи, как чувство собственного достоинства, дополняют картину сумасшедшей Молдовы, несущейся в два направления – либо в могилу, либо в больничную палату. Выживших просят не торопиться с радостью. Это ненадолго.