НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Рабочая группа Организации Объединенных Наций по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике призывает к последовательности в выполнении законодательства Республики Молдова в области недискриминации

Общество // 09:10, 31 мая 2012 // 1518

сопровождение строительстваКИШИНЭУ (30 мая 2012 г.) С момента провозглашения независимости и на протяжении последнего десятилетия Республика Молдова достигла значительного прогресса в разработке законодательной базы в области обеспечения равенства мужчин и женщин, включая закон 2006 года «Об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин», закон 2007 года «О предотвращении и борьбе с насилием в семье» и нескольких поправок в Уголовный и Трудовой кодексы, в том числе по вопросу о сексуальном домогательстве. После ратификации в 1993 году Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и в 1994 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Конвенция CEDAW), в 2006 Молдова году ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции CEDAW. Эти достижения являются составляющей частью общих усилий Молдовы по проведению реформ и соответствуют её приверженности целям экономического роста и снижения уровня бедности. 

Рабочая группа ООН по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике, в лице Камалы Чандракираны и Элеоноры Зелинска, сконцентрировала внимание своей миссии на законодательной базе Молдовы и выполнении ключевых законов, а также на вопросах участия женщин в политической и общественной жизни, и особых уязвимостях женщин, сталкивающихся с множественными формами дискриминации. В ходе десятидневного визита делегация посетила Кишинев, Гагаузию, Бельцы и Каушаны и участвовала в конструктивном диалоге с представителями правительства, законодательной власти и судебных органов, национальным институтом по правам человека, организациями гражданского общества, религиозными организациями, а также с обычными женщинами из общины ромов. Рабочая группа также провела встречи и дискуссии в Тирасполе.

Рабочая группа одобряет приверженность Молдовы к постоянному усовершенствованию законов и принимает во внимание недавние важные достижения в юриспруденции в области дискриминации в отношении женщин. Рабочая группа высоко оценивает работу по всестороннему анализу закона 2006 года «Об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин», но также акцентирует внимание на необходимости обеспечения согласованности всей нормативно-правовой базы в области недискриминации, в соответствии с международными стандартами. Последовательность в реализации законов уже может выполняться в процессе обсуждения дальнейших юридических поправок. Рабочая группа призывает к укреплению институциональных и финансовых механизмов для обеспечения согласованного и эффективного выполнения законодательной базы в сфере обеспечения равенства мужчин и женщин. 

Закон об обеспечении равенства, принятый во время проведения миссии Рабочей группы, как таковой содержит противоречие между целью и сферой его применения, в частности касательно нераспространения положений закона на семью, отношения усыновления и религиозные культы. Такие исключения могут создавать критические пробелы в правовой защите. Рабочая группа сожалеет о сделанном в последнюю минуту исключении дискриминации по четырем признакам, в частности, дискриминации по состоянию здоровья, по имущественному положению, по социальному происхождению и по признаку сексуальной ориентации, после высоко политизированного и носящего гомофобный характер публичного обсуждения вопросов сексуальной ориентации. Группа призывает к скорейшему созданию Совета по предотвращению и борьбе с дискриминацией, и к необходимости уделить особое внимание развитию юриспруденции для обеспечения защиты всех граждан в полном соответствии с международным законодательством.  

Рабочая группа обнаружила препятствия в правоприменении законодательства, которые негативно влияют на доступ женщин ко всем средствам судебной защиты и обращению в суд,  особенно в области насилия в семье, насилия в обществе и торговли людьми. Вызывают обеспокоенность Группы задержки в выдаче охранных судебных ордеров и в уведомлении правонарушителей о таких ордерах; невозможность для сотрудника полиции выдать немедленный краткосрочный охранный ордер; сообщения о том, что административные санкции по отношению к правонарушителю за несоблюдение или нарушение предписаний охранного ордера обычно оплачиваются из семейного бюджета или самой жертвой. Рабочую группу проинформировали о наличии предвзятости по половому признаку при проведении расследований и судебных преследований случаев изнасилований и других преступлений на сексуальной почве. Методическое руководство по расследованию преступлений, совершенных на сексуальной почве2008 года, изданное Генеральной прокуратурой,  свидетельствует об отсутствии единых правил и методов защиты женщин-жертв насилия от ревиктимизации. Рабочая группа призывает Правительство незамедлительно исправить эти критические пробелы в выполнении законодательства.

В свете текущей экономической ситуации в Молдове достоин сожаления тот факт, что дискриминационные практики продолжают сохраняться и препятствуют полному и равному участию женщин на рынке труда. Эти практики также подрывают возможности Молдовы на пути достижения своих задач в области развития, включая заявленные ею Цели развития тысячелетия. Рабочая группа отметила, предпочтение, которое работодатели отдают при найме на работу незамужним женщинам в возрасте до 45 лет; существующая де-факто разница в уровнях заработной оплаты труда мужчин и женщин; чрезмерная концентрация женщин, занятых в секторах, ассоциирующихся с гендерными стереотипами, таких как образование, здравоохранение и социальная помощь, которые также являются наименее оплачиваемыми секторами.  Рабочая группа также получила сообщения о случаях несправедливого увольнения, связанного с беременностью, в том числе в полицейских подразделениях; некоторые из этих случаев сейчас рассматриваются в суде. В силу невозможности достойного трудоустройства в стране, все больше женщин прибегают к поиску работы за рубежом и вносят вклад в экономику посредством денежных переводов. Учитывая тот факта, что денежные переводы составляют примерно 30%  ВВП Молдовы настало время для ратификации Правительством Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и Конвенции МОТ о домашних работниках. Рабочая группа призывает Правительство проводить периодический гендерно – чувствительные мониторинг и анализ положения молдавских работников, как внутри страны, так и за её пределами. Правительство также должно создать механизмы для разрешения всех вопросов, связанных с дискриминационными практиками на рынке труда, включая различия в уровнях оплаты труда мужчин и женщин.

Национальная стратегия децентрализации создает новый импульс для увеличения участия женщин в политической и общественной жизни. Перераспределение компетенций и выделение ресурсов местным органам власти увеличивает потенциал для большей чувствительности политик на местном уровне и подотчетности местных органов управления. Следует принять специальные меры для увеличения представительства женщин на должностях, связанных с принятием решений на всех уровнях, включая региональный, районный и местный уровни. Планы по внесению поправок в Избирательный кодекс для обеспечения минимальной 30%-ной квоты для женщин в партийных списках, и созданию финансовых стимулов для политических партий, которые поддерживают женщин на выборных должностях, требуют немедленной реализации до проведения следующих местных выборов. Рабочая группа встретилась с мэрами-женщинами, которые являются отличными исполнителями и пользуются высоким доверием в своих сообществах. Они являются образцами для подражания в области политического лидерства женщин и должны получить возможность для замещения высших руководящих должностей в местных органах власти, наделенных новыми полномочиями.
   
Рабочую группу проинформировали об усилиях региональных властей по созданию нормативно-правовой базы для улучшения доступа женщин к компенсациям и услугам. В Гагаузии существует проект закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», а в Приднестровье обсуждается проект нормативного акта о борьбе с домашним насилием. Рабочая группа призывает ускорить завершение работы по данным законам и создать необходимые инструменты для их выполнения.

Рабочая группа отмечает, что молдавские женщины, проявляющие активность в политической и общественной жизни, сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией на основе гендерных стереотипов. Они несут двойное бремя по причине неадекватности мер, нацеленных на оказание помощи для совмещения работы и семейных обязанностей. Женщины, с которыми Рабочая группа встречалась, отмечали отсутствие детских садов, или несовпадение часов работы имеющихся детских садов с часами работы матерей, а также отсутствие пособий на жилье и/или транспортные расходы для улучшения доступа матерей к рабочим местам и семьям. Эти несоответствия представляют собой дискриминирующие практики, и необходимо принять меры для их разрешения. 

Рабочая группа неоднократно получила информацию от многочисленных заинтересованных участников о патриархальных отношениях, которые негативно влияют на имидж, статус и равные возможности для женщин. Группа рекомендует Правительству принять конкретные шаги для повышения уровня общественной осведомленности и продвижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни, включая посредством улучшения общественного понимания Конституционных гарантий отделения церкви от государства.

Рабочая группа видит значительный пробел в национальной правозащитном механизме в решении вопросов, связанных с нарушениями прав женщин. Ни один из четырех парламентских адвокатов не занимается правами женщин, несмотря на повсеместные сообщения о нарушениях в данной области. Женщины, сталкивающиеся со множественными формами дискриминации, такие, как женщины, представляющие религиозные меньшинства, женщины с ограниченными возможностями, женщины - лесбянки, бисексуалки и трансгендеры, женщины рома и женщины – мигрантки, нуждаются в эффективном механизме мониторинга их ситуации. Женщины - правозащитницы, включая активисток, женщин-журналисток, занимающиеся расследовательской журналистикой, женщины-юристки, и женщины, предоставляющие услуги по поддержке и защите жертвам насилия и торговли людьми, подвержены угрозам и запугиванию. Новый проект молдавского национального института по правам человека должен устранить этот серьезный пробел и назначить омбудсмена по защите прав женщин. Эффективный мониторинг соблюдения прав женщин во всех сферах жизни в соответствии с международными стандартами в области прав человека имеет высокий приоритет, результаты которого должны быть интегрированы в процессы и системы ответственности органов власти.

В заключение, Рабочая группа выражает благодарность Правительству за содействие и сотрудничество в предшествующий визиту период и в ходе самого визита, и благодарит всех собеседников за уделенное время и открытость при обсуждении вопросов и проблем, касающихся мандата Группы. 

Рабочая группа представит окончательные заключения и рекомендации по результатам визита в своем отчете Совету по правам человека в июне 2013 года.

КОНЕЦ
Рабочая Группа ООН по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике состоит из пяти независимых экспертов из всех регионов мира: Камала Чандракирана, председатель-докладчик (Индонезия); Эмна Ауи (Тунис); Мерседес Барке (Мехико); Фрэнсис Рэдэй (Израиль/Великобритания) и Элеонора Желиньска (Польша). Более подробную информацию можно получить здесь:  http://www.ohchr.org/EN/Issues/Women/WGWomen/Pages/WGWomenIndex.aspx

Совет ООН по правам человека, страница Республики Молдова: http://www.ohchr.org/EN/Countries/ENACARegion/Pages/MDIndex.aspx
 
По различным вопросам и за информацией для СМИ, пожалуйста, обращайтесь:
В Кишиневе: Людмила Цигану, тел: (373 22) 269 112, 220 045/
ludmila.tiganu@one.un.org 
 
В Женеве: Натали Штадельманн (+41 917 9104 / nstadelmann@ohchr.org) или напишите письмо по адресу wgdiscriminationwomen@ohchr.org

Для ответов на вопросы СМИ о других независимых экспертах ООН:
Ксавье Селайя (Xabier Celaya), Совет ООН по правам человека – отдел СМИ (+ 41 22 917 9383 / xcelaya@ohchr.org)  

Совет ООН по правам человека, следите за нами в социальных сетях:
Facebook:https://www.facebook.com/unitednationshumanrights
Twitter: http://twitter.com/UNrightswire
Google+gplus.to/unitednationshumanrights  
YouTube: http://www.youtube.com/UNOHCHR

Присоединяйтесь к нам, чтобы высказаться в защиту прав человека на конференции Rio+20, #RightsRio