НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Голос России: Москва утвердила свое внимание к Тирасполю

Общество // 19:23, 24 марта 2012 // 2247

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Спецпредставление начинается

Дмитрий Медведев, по словам его пресс-секретаря Натальи Тимаковой, логически завершил политику укрепления связей с соседями. Такой вывод она сделала из назначений спецпредставителей президента по Южной Осетии (им стал глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров) и по Приднестровью - эта миссия возложена на вице-премьера, куратора "оборонки" Дмитрия Рогозина.

За пару дней до этого, напомним, особыми полномочиями по связям с Абхазией был наделен и вновь переутвержденный губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. И если в случае с признанными республиками спецпредставителями назначены главы соседних регионов, которых "связывают с этими странами тесные экономические и гуманитарные отношения". То при назначении Рогозина, по словам Тимаковой, учитывалось "наличие у него опыта ведения международных переговоров, поскольку ситуация в Приднестровье непростая и требует тех навыков и полномочий, которые есть у вице-премьера".

Но, очевидно, дело не только в личных качествах самого Рогозина. То, что для России Приднестровье - это особая статья, подтверждает политический уровень назначения. Все-таки статус вице-премьера выше должности глав регионов. Это, конечно, не значит, что Абхазия или Южная Осетия требуют меньше внимания. Но с ними взаимодействие уже практически отработано и нуждается лишь в шлифовке деталей, которая, понятно, лучше удается с привязкой к местности.

Это тем более важно потому, что связано с изменениями в структуре финансирования этих республик. Деньги пойдут в Южную Осетию и Абхазию не напрямую, а через бюджеты Северной Осетии и Краснодарского края. Поэтому и спецпредставители нужны, чтобы контролировать этот процесс.

Приднестровье - это совсем другое дело. Республика непризнанная. Дипломатические отношения с ней по международным правилам невозможны. И в такой ситуации для России статус спецпредставителя - это чуть ли не единственная возможность на официальном уровне утвердить свое внимание к этой географии.

Вместе с тем это назначение - холодный душ для тех горячих голов, что подкидывали информацию о том, что Москва непременно сдаст Приднестровье. Тогда бы в дело не пошел Рогозин, политик, известный своей жесткой последовательностью по отстаиванию интересов России и российских граждан. В контексте Приднестровья это одно и то же.

Ко всему прочему в правительстве он курирует военно-промышленный комплекс. А Приднестровье, куда не глянь, это все - его тема. Это миротворцы. Это боевые арсеналы, оставшиеся еще со времен Советского Союза. Это стратегический участок Европы, который, возможно, и удерживает военный баланс. Это, в конце концов, хоть и замороженный, но все еще конфликт.

Для того Москва и выдает спецмандат куратору ВПК, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что значит для нее эта территория. Глава непризнанной республики Евгений Шевчук положительно отнесся к назначению Дмитрия Рогозина спецпредставителем по Приднестровью.

"Выражаем надежду на то, что данное назначение очертит приоритет продуктивного развития двусторонних отношений между Москвой и Тирасполем", - сказал Шевчук. По его мнению, это назначение позволит повысить уровень и качество защиты прав и интересов российских граждан, проживающих в Приднестровье.

Рогозин, кстати, будучи представителем России в НАТО, заставил своей категоричностью трепетать весь Альянс. Поэтому его присутствие в приднестровском контексте не сулит легкой жизни территориальным оппонентам. Хотя и им Москва дает понять, что с Рогозиным лучше работать. Он назначен еще и председателем российской части Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Молдавией.

На связи Тирасполь. Глава парламентского комитета по международным делам Дмитрий Соин.

Шейнкман: Скажите, пожалуйста, что значит для Приднестровья назначение вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина спецпредставителем президента России по непризнанной республике?

Соин: Для нас это означает сразу несколько очень важных моментов. Во-первых, это повышение статуса самой проблемы Приднестровья как таковой, потому что ранее столь высоких чиновников, которых бы официально назначали ответственными по приднестровскому вопросу, не было.

Во-вторых, сам по себе назначенец - это человек с богатым опытом работы в международной политике, в международных отношениях. Он имеет опыт общения с НАТО, с западноевропейскими странами и их структурами. Сегодня это очень актуально для нас, потому что, по сути, по соседству в Румынии устанавливается американская система ПРО и досягаемость стран НАТО очень близка к Приднестровью.

Третий момент, связанный с назначением Дмитрия Рогозина, связан с тем, что Россия будет более жестко и принципиально контролировать распределение той финансовой помощи, которая направляется на Приднестровье. Рогозин будет держать руку на пульсе и не позволит красть российскую помощь, которая, как мы надеемся, будет и далее направляться Приднестровью.

Шейнкман: Каких конкретных действий вы ждете от Рогозина? Как вы считаете, какими полномочиями он должен быть наделен?

Соин: В первую очередь мы ждем действий в области социально-экономических отношений. Потому что сегодня Приднестровье переживает тяжелейший социально-экономический кризис. У нас огромный дефицит бюджета. Стоит вопрос о возможных невыплатах зарплат и пенсий.

Хочу напомнить, что в Приднестровье проживает около 150 тысяч граждан Российской Федерации, а те люди, которые не имеют российских паспортов, как минимум попадают под статус соотечественников. Их судьбой должен, конечно же, в первую очередь заниматься новый спецпредставитель.

Более того, сегодня речь идет об оптимизации переговорного процесса о том, что Приднестровью в любом случае необходим международно-правовой статус. Это уже, скажем так, международно-правовая проблематика. И в этом отношении Дмитрий Рогозин, конечно, как очень сильный специалист мог бы внести существенный вклад в решение этих вопросов.