НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Модернизация партий:цели и задачи РПП "Обновление"

Общество // 15:42, 28 февраля 2012 // 1812

Как сообщает ИА "Лента ПМР", авторская статья Анатолия Дируна – заместителя Председателя Республиканской политической «Обновление», депутата Верховного Совета ПМР.

Модернизация партии: цели и задачи РПП «Обновление»

Существующие политические реалии, обусловленные итогами президентских выборов и переформатированием политического поля, произошедшим в результате конституционной реформы, требуют от нас не просто осознать новые вызовы, с которыми предстоит столкнуться партии, а разработать инструментарий для решения задач на новом этапе.

Без такой объективной оценки ситуации представляется проблематичным дальнейшее развитие партии как таковой. Другими словами, мы должны ясно и четко ответить на вопрос – способна ли партия сделать выводы из прошедшей президентской кампании и продолжить свою деятельность?

Такая жесткая постановка вопроса связана, прежде всего, с необходимостью формулирования новой повестки дня «Обновления», а также попытками отдельных членов расколоть партию, дестабилизировать ее работу и как результат – свести деятельность последней к формальному участию в жизни общества и государства по примеру множества других политических формирований.

Повторюсь, что ответ на эти и другие вопросы требует не просто осознания новых реалий, но и определения новых целей и задач партии. В этой связи, по моему мнению, в качестве основных целей нужно выделить следующее.

1. Сохранение политической стабильности.

У французов есть пословица: «Чем больше перемен – тем меньше изменений». Конечно, сегодня, возможно, рано делать выводы об эффективности принимаемых властью решений. Вместе с тем, анализируя произошедшую реорганизацию исполнительных органов, а также поступившие законодательные инициативы, направленные в основной своей массе на перераспределение властных полномочий между Президентом и Верховным Советом, хочется отметить следующее.

Во-первых, конституционные эксперименты – вообще большая роскошь, тем более для непризнанного государства. Прежде чем пойти на такой шаг, необходима большая подготовительная работа, предварительная согласованность всех участников этого процесса. И самое главное – публичное обсуждение предлагаемых изменений. Игнорирование этих принципов работы ничего не приносит, а только порождает дестабилизацию в обществе. Все мы прекрасно помним, к чему привели неподготовленные конституционные инициативы 2009 года и сколько потребовалось усилий, предпринятых депутатским корпусом и лично А. В. Каминским, для стабилизации общественно-политической ситуации в республике и принятия поправок в Основной закон государства.

Во-вторых, все предпринимаемые высшим руководством республики шаги были бы более понятны, если бы обществу была представлена программа 555 дней, о которой упоминал действующий Президент в период предвыборной гонки, или иной документ, аккумулирующий в себе основные направления по выходу из существующей кризисной ситуации и включающий в себя реализуемые сегодня меры. Пока этого нет, а предложенные инициативы носят фрагментарный характер и больше напоминают кавалерийскую атаку, чем действия, направленные на консолидацию общества.

В этих условиях, считаю, основной целью партии должно быть сохранение политической стабильности в обществе путем поддержания системы сдержек и противовесов. Задача – не допустить перекосов в политической системе государства. Партия должна использовать свое представительство, прежде всего, в Верховном Совете, чтобы максимально взвешенно и, если угодно, критично оценивать инициативы исполнительной власти. И дело здесь не в какой-либо оппозиционности, которую пытаются навязать «Обновлению», а в выработке правил игры и отработки механизма взаимоотношений «Президент – Правительство – Парламент».

2. Сохранение и развитие взаимоотношений с Россией.

В результате провозглашенной новой властью политики открытости республика стала объектом внимания множества официальных представителей западных стран и зарубежных неправительственных организаций. Несомненно, что мы не должны закрываться от внешнего мира, контакты с широким кругом представителей других государств позволяют доносить до сведения международного сообщества позицию Приднестровья по актуальным для нас вопросам и разъяснять суть происходящего в республике.

Вместе с тем уверен, что подобного рода контакты не должны отражаться на наших взаимоотношениях с Россией. Нам необходимо более активно наращивать стратегическое партнерство по линии, как гражданского общества, так и государственных институтов. Быть вместе с Россией – это не просто лозунг и демонстрация намерений, это должны быть конкретные шаги с нашей стороны. В этой связи считаю, что партия должна инициировать новые проекты в области «народной дипломатии», экономического взаимодействия и парламентского сотрудничества.

3. Реализация Стратегии развития Приднестровья до 2025 г.

Напомню, 1 марта 2011 года партия выступила с инициативой разработки Стратегии развития Приднестровья. Цель очевидна – страна не может развиваться без четких ориентиров и ответов на простые и в то же время важные вопросы: чего мы хотим и как этого добиться. В ноябре прошлого года проект Стратегии был представлен деловым кругам и общественности для ознакомления и изучения. Сегодня он направлен в качестве законодательной инициативы в Верховный Совет. Уникальность этого документа заключается в том, что он разрабатывался при непосредственном участии российских экспертов высочайшего уровня – специалистов Центра стратегических разработок. Впервые Россия была вовлечена в процесс разработки стратегического планирования и развития Приднестровья. Именно такой формат работы позволил привлечь в республику только на этапе разработки Стратегии более 300 млн. руб. Эти средства были направлены впервые на развитие подсобных хозяйств граждан и поддержку малого бизнеса. И, несмотря на всю критику, которой сопровождалась работа над этим документом, на сегодняшний день никто не предоставил ничего подобного.

Поэтому считаю, что партия должна продолжить работу над этим документом и приложить все усилия для реализации его положений на практике. Более того, именно в рамках реализации Стратегии партия должна инициировать обсуждения таких вопросов, как модернизация избирательной системы, разработка нового закона о местном самоуправлении, а также ряд других актуальных законопроектов.

Достижение поставленных целей невозможно без обеспечения большинства в представительных органах власти. Очевидно, что конкуренция на политическом поле будет только возрастать. Таким образом, решение этой задачи, в свою очередь, возможно только при условии модернизации внутрипартийной деятельности по следующим направлениям.

1. Кадры.

На сегодняшний день в партии состоят более 4000 человек. Депутатами сельских, районных и городских Советов являются 147 членов «Обновления». Партия также представлена собственной фракцией в ВС ПМР – 24 чел. Несмотря на столь внушительное представительство, членство в партии носит формальный характер, что, на мой взгляд, вызвано следующими причинами:

- «заточенность» активистов партии под конкретного депутата и зачастую абстрагирование от необходимости принятия участия в решении общегородских и республиканских задач, стоящих перед «Обновлением»;

- низкая эффективность обратной связи между первичными отделениями и городскими и республиканскими органами управления партии;

- отсутствие системной работы в первичных отделениях партии в вопросах поддержки инициативы на местах и реализации собственных локальных проектов.

Не могу не согласиться с мнением некоторых членов партии, что вступление в «Обновление» стало своеобразным пропуском в депутатский корпус. Конечно, это не прибавляло популярности партии в целом. В итоге стоит признать, что нам не удалось создать полноценный механизм вовлеченности членов партии в ее деятельность, в результате чего мы получили чисто формальное членство партийцев и слабую мотивацию при реализации решений партии.

Выходом из сложившейся ситуации, на мой взгляд, должна стать разработка новой кадровой политики партии, базирующейся на поддержке первичных организаций, развитии инициативы на местах, вовлечении в дискуссию и реализацию решений большинства членов партии.

И конечно, отдельным направлением кадровой политики должно стать привлечение молодежи. Если мы говорим о партии как социальном лифте, то считаю, что территориальным парторганизациям необходимо дать право устанавливать квоту на участие и поддержку молодежи в выборах в местные органы власти и Верховный Совет.

2. Деятельность.

Анализ деятельности партии также свидетельствует о необходимости принятия модернизационных мер. На сегодняшний день деятельность партии осуществляется по трем основным направлениям: законодательная работа, работа депутатов на округах и общереспубликанская информационная деятельность.

Результатом такой нескоординированной политики явилась модель «фракционности» партии, которая показала свою эффективность в рамках деятельности депутатов на округах, но в масштабах государства такой подход оказалcя недееспособным. И выборы президента это отлично продемонстрировали.

Причина неэффективности, по моему мнению, заключается в отсутствии связующей агитационно-пропагандистской стратегии «Обновления» в рамках республики, т.е. в низкой эффективности пропагандистской работы, касающейся партийных решений, предложений, инициатив и проектов на уровне республики, а также работы с лидерами общественного мнения. Для наглядности приведем пример. Так, сегодня всем хорошо известен факт предоставления РФ кредитов в сумме 300 млн. руб. РФ в 2011 году для развития малого бизнеса, поддержки подсобных хозяйств. Но степень понимания того, что партия «Обновление» имеет к этому проекту самое непосредственное отношение, среди избирателей оставляет желать лучшего.

Кроме того, партия крайне слабо использует публичные массовые методы работы. Так, за всю свою деятельность «Обновление» выступила инициатором только одного митинга.

В результате партия воспринимается сегодня во многом как благотворительная организация. Очевидно, что необходимо менять вектор развития, выделяя в качестве приоритетов следующие направления:

- активизация агитационной деятельности с объяснением целей и задач, а также привлечением новых членов в партию;

- реализация проектного принципа работы партии для вовлечения общественности в реализацию партийных инициатив. Необходимо отказаться от принципа «мероприятия ради мероприятий»;

- продвижение сетевого подхода деятельности в вопросе взаимодействия с первичными отделениями партии;

- выделить в отдельное направление работу со сторонниками партии, на уровне как общественных организаций, так и инициативных групп граждан. Несмотря на все проблемы, их, людей, мыслящих в едином направлении с партией «Обновление», много, и прошедшие выборы это показали;

- поддержка местных инициатив с целью решения конкретных проблем, затрагивающих граждан, а также привлечения новых сторонников;

- организация системы непрерывного обучения актива партии;

- инициирование дискуссионных площадок для работы с экспертным сообществом.

3. Информационная политика.

Выборы президента показали, что партия слабо представлена в Интернете и социальных сетях. Здесь все предельно ясно. Очень часто мы просто спим, созерцаем события и не высказываем своей позиции по актуальным социально-экономическим вопросам. В результате складывается впечатление, что у партии нет своего мнения. Конечно, такое отношение к информационной политике – это вчерашний день.

Таким образом, перед «Обновлением» стоят большие задачи. Мы ни в коем случае не должны посыпать голову пеплом, нужно сделать необходимые выводы. Несомненно, что 11-летний период развития заложил хороший фундамент для нашего успешного будущего. Но от того, насколько быстро «Обновление» начнет переход на качественно новый этап развития, будет зависеть конкурентоспособность партии, а значит, и поддержка избирателей.
 

 

Анатолий Дирун,
заместитель Председателя РПП «Обновление»