НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Позиция Дмитрия Соина по избранию глав городов актуальна для ПМР

Общество // 12:22, 8 декабря 2011 // 1907

Все кандидаты в Президенты идут на выборы под лозунгом «Вместе с Россией!». Все говорят о необходимости реформ. Но почему-то только один кандидат, Дмитрий Соин, говорит о необходимости введения прямых выборов глав городских администраций. Даже представитель коммунистов, который по идее должен придерживаться старого большевистского лозунга «Вся власть советам!», советскую власть не отстаивает.


Президентская кампания еще раз подтвердила - Приднестровье нуждается в переменах. И перемены эти должны коснуться, прежде всего, отношений между государством и гражданами. Отсутствие контроля со стороны граждан способствует чиновничьему произволу и коррупции.

В этом году Верховный Совет ПМР сделал важный шаг на пути к обновлению политической системы. Благодаря внесенным в  Конституцию изменениям в структуре политической власти появилось новое исполнительное звено – Правительство. Характерной особенностью Правительства является то, что в него входят главы городских администраций.
Правда, влияние парламента на процесс назначения премьер-министра (Председателя   Правительства) практически нулевое. Ему скорее, отводится роль статиста в этом процессе, поскольку, после   трехкратного  отклонения  представленных  кандидатур Председателя   Правительства   ПМР Верховным  Советом  Президент  все равно «назначает   Председателя   Правительства   Приднестровской  Молдавской Республики,   распускает  Верховный  Совет» (ст. 76-2, п.4). Состав правительства также утверждает Президент. Кроме того, в него входят главы городских администраций, назначаемые тем же Президентом.
Если говорить по существу, то право Президента назначать глав городских администраций сводит на нет значение местных советов в жизни городов, превращая их,  тем самым в некое подобие российского земства конца ХІХ- начала ХХ века, которое Ленин охарактеризовал как «пятое колесо в бюрократической повозке». Таким же пятым колесом являются и вписанные в президентскую вертикаль местные советы в Приднестровье.


Тем кто забыл, напомним суть местного самоуправления. Ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления гласит: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. (выделено мной – А.Ф.) Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».


Возможно, кто-то возразит – Европа нам не указ, Приднестровье – непризнанное государство и стремится гармонизировать свое законодательство с российским. Но в том -то и дело, что Россия, которая является членом Совета Европы, ратифицировала эту Хартию 11 апреля 1998 г.


Можно напомнить и о ст.130 Конституции Российской Федерации, в которой четко говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Или п.1 ст.132: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
Заметим, что в обеих статьях российской Конституции присутствует слово «самостоятельно». Увы, о какой самостоятельности местных советов и о какой самостоятельном решении населением вопросов местного значения может идти речь в Приднестровье, если население городов лишено главного права – самостоятельно избирать руководство города.


Поэтому, если руководство ПМР не на словах, а на деле намерено унифицировать свое законодательство с российским, то одним из его первых шагов должно стать последовательное внедрение местного самоуправления. А это значит, что Президенту необходимо будет добровольно отказаться от части своих прерогатив ради модернизации политической системы. Желающих сделать этот шаг, как видим мало. Системно и последовательно эту идею продвигает только Дмитрий Соин. Но рано или поздно Приднестровье будет вынуждено прийти к тому, чтобы жить по общим правилам демократических стран, предоставив населению городов право формирования местной власти и право самостоятельно решать местные вопросы.


Артем Филипенко