iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Приднестровье: будут ли изменения?

2 сентября непризнанная Приднестровская Молдавская республика отметила 21-ю годовщину своего создания, а уже через неделю, 8 сентября официально стартует кампания по выборам президента республики. И, судя по всему, выборы будут непростыми. 
В 2006 году действующий Президент ПМР Игорь Смирнов одержал вполне предсказуемую победу, набрав 82,4% голосов. Но на нынешних выборах ситуация вряд ли будет такой же благоприятной для бессменного лидера Приднестровья. У него наметилось уже как минимум три конкурента: спикер Верховного Совета ПМР и лидер партии «Обновление» Анатолий Каминский, его предшественник – бывший спикер и одновременно бывший лидер «Обновления», депутат парламента Евгений Шевчук и лидер коммунистов Приднестровья и также депутат Олег Хоржан.
Впрочем, конкуренты у Смирнова были и на предыдущих выборах, которые он неизменно выигрывал. Но сейчас ситуация несколько изменилась. Главный покровитель Приднестровья – Россия явно настроена на то, чтобы сменить лидера республики. Открыто об этом Кремль не заявляет. Однако реальные действия российских властей свидетельствуют о том, что все идет именно к тому.
Так, 20 августа невестке президента ПМР Марине Смирновой была вручена повестка с требованием явиться в Московскую городскую прокуратуру для дачи показаний по делу о «преступлении, совершённом против Российской Федерации». Практически сразу была высказана основная версия, связывающая вызов Смирновой в прокуратуру с расследованием по поводу расходования средств со счёта ООО «Тираспольтрансгаз – Приднестровье» (дочернее предприятие ОАО «Молдова-газ», принадлежащего российскому «Газпрому») в приднестровском АКБ «Газпромбанк», который в 2004-2008 гг. возглавляла родственница лидера ПМР.
«Газовые» деньги играют огромную роль в экономике Приднестровья. Фактически Россия бесплатно предоставляет непризнанной республике российский газ, что дает возможность закрывать этими средствами дыры в приднестровском бюджете. До недавнего времени Москва сквозь пальцы смотрела на накапливающийся долг Приднестровья за потребленный российский газ, который уже давно превысил отметку в 2 млрд. долл. И подобный интерес к Марии Смирновой накануне выборов очевидно не случаен.
На этом фоне именно спикер приднестровского парламента предстает как главный двигатель улучшения приднестровско-российских отношений, о чем свидетельствуют результаты двух летних визитов Анатолия Каминского в Москву. В ходе первого июньского визита была достигнута договоренность со спикером Госдумы России Борисом Грызловым о создании рабочей депутатской группы, которая будет лоббировать интересы Приднестровья в высшем законодательном органе России, а также об открытии представительства Верховного Совета ПМР в Москве. По результатам второго визита (29 июня – 2 июля) был решен важный вопрос о предоставлении Приднестровью очередного транша гуманитарной помощи из России в сумме 202 млн. рублей РФ, которая предназначена для осуществления выплат пенсионерам ежемесячных надбавок к пенсии (в размере 150 рублей ПМР) в третьем квартале. А 31 августа на счет Верховного совета в Приднестровском республиканском банке Российская Федерация перечислила первые 100 из 300 миллионов российских рублей технической помощи, предназначенной для последующего кредитования субъектов малого бизнеса и аграрного сектора.
О росте рейтинга Анатолия Каминского свидетельствуют и результаты социологических исследований, проведенных в течение весны – лета 2011 года Российско-Приднестровским информационно-аналитическим центром – РПИАЦ. По данным исследования, если в апреле месяце тройка лидеров выглядела следующим образом: у президента Игоря Смирнова – 35 % голосов, у Евгения Шевчука было 29 % голосов, а у действующего ныне спикера, лидера партии «Обновление» Анатолия Каминского – 15 % голосов, то к июлю месяцу ситуация изменилась. Игорь Смирнов, по-прежнему, остается на первом месте, но уже с 30-31 % голосов, в то время, как второе место занял Анатолий Каминский с 26 % предпочтения избирателей. Третье место – у Евгения Шевчука – 24 %.
На стороне Смирнова – авторитет бессменного лидера и создателя непризнанной республики. Против него – возраст. Лидеру ПМР – 69 лет (на момент выборов ему исполнится 70 лет).Но главное – в Приднестровье уже наблюдается определенное недовольство существующей социально-экономической ситуацией: уровень жизни остается по-прежнему низким, заметен демографический спад и высокий уровень трудовой миграции за пределы республики. Из промышленного потенциала, который некогда составлял треть промышленного потенциала Молдавской ССР, сегодня же на плаву находятся лишь отдельные предприятия, хотя они и являются ведущими экспортерами.
«Старая гвардия» из окружения Президента Смирнова явно не настроена что-либо менять ни в политике, ни в экономике. За 21 год существования непризнанной ПМР правящая верхушка умело эксплуатирует тезис о том, что Приднестровье остается «форпостом» в противостоянии России и Запада и получать от этого солидные дивиденды, не только моральные, но, что самое главное – материальные. Ей также удавалось поддерживать стабильность внутри непризнанной республики, активно используя настроения населения Приднестровья, в частности, опасения повторения событий 1992 года.
Но за двадцать один год в ПМР выросло новое поколение молодежи, на которое уже слабо действуют аргументы двадцати- или десятилетней давности. И этот момент «старая гвардия» пропустила.
Наверное, именно этим объясняется крайне нервная реакция руководства и спецслужб Приднестровья на акции Народно-демократической партии «ПРОРЫВ», которая считает, что Приднестровью нужна модернизация и перемены.
На начавшиеся в начале июля в Тирасполе акцию под названием «ПРОРЫВ!» – ЗА ПЕРЕМЕНЫ!» приднестровское руководство ответило силовым давлением. Примечательно, что обвинить НДП «ПРОРЫВ» и ее лидера депутата Верховного Совета Приднестровья Дмитрия Соина в подрывной деятельности против приднестровского государства сложно. Он ветеран приднестровской войны 1992 года, длительное время служил в органах госбезопасности непризнанной республики. На парламентских выборах в прошлом году шел под лозунгом «Вместе с Россией!».
Нападения на палатки «ПРОРЫВА», задержание активистов и конфискация палаток (которые, кстати, принадлежат депутату Соину) – таков неполный перечень силовых действий властей. Дошло до смешного – Дмитрия Соина заочно лишили звания «Почетный работник МГБ ПМР» и даже, поговаривают, хотели лишить офицерского звания.
Речь Игоря Смирнова на торжественном собрании, посвященном годовщине создания республики, изобиловала прозрачными намеками и не менее прозрачными угрозами. Выяснилось, что есть политические партии, «которые при финансовой и информационной поддержке зарубежных фондов пытаются расколоть наше общество, дестабилизировать общественно-политическую обстановку в стране». И, естественно, что эти «кто-то кое-где у нас порой» используют «популистские лозунги». Затем пошел в ход традиционный набор страшилок – мол, в 90-е годы «в волну перестройки и демократизации всколыхнули самые низменные проявления человеческой природы – национализм, ксенофобию, экстремизм, геноцид», в результате чего развалился Советский Союз а к власти в большинстве бывших советских республик пришли «националистические правительства». Досталось и «второй» волне так «называемой «демократизации» – цветным революциям.
И в заключение – «Стремление к победе, желание быть лидером похвально. Но достигаться оно должно не любой ценой, процессы демократизации должны носить созидательный, а не разрушительный характер».
Речь Смирнова – это своего рода «кредо» консервативной части приднестровской элиты. Если учитывать, какое сопротивление еще совсем недавно вызывали у данной группы даже скромные попытки реформировать Конституцию ПМР в части сокращения полномочий президента, с трудом верится в возможность проведения некой «созидательной, а не разрушительной» демократизации.
Впрочем, борьба только начинается. И судя по началу, ее ход может быть очень и очень интересным.
 
 Рупор Одессы, Артем Филипенко