В конце минувшей недели прошло очередное заседание Политического исполнительного комитета Демократической партии. В пресс-релизе по случаю сбора лидеров и активистов ДПМ, кроме всего прочего, отмечается открытость партии для различных межпартийных консультаций, в том числе и по предвыборной ситуации, а также об условиях приема в организацию новых членов. Как сообщили агентству НИКА-пресс источники в ДПМ, данная формулировка весьма точно отражает настроения «демократов» по поводу ранее заявленных перспектив их объединения с «социал-демократами» и создания на базе двух организаций единой политической структуры. Эти же источники дали понять, что появляются новые обстоятельства, которые заставляют если не приостановить дискуссии о вариантах совместного проекта, то подумать о его последствиях для ДПМ, стремящейся получить серьезное представительство в высшем законодательном органе страны.
В ДПМ не подтвердили, нои не опровергли предположение, что в объединенческие планы вмешались данные о будто бы начавшихся переговорах «социал-демократов» с бывшим премьер-министром Василием Тарлевым и предоставлению ему права возглавить партийный список СДП на выборах 2009 года. Однако в партии считают предполагаемое социал-демократическое членство отставного премьера способным раз и навсегда разрушить планы создания в РМ влиятельной организации, поскольку за ним просматриваются планы лидеров ПКРМ не только провести СДП в парламент, но и составить с ними межпартийную коалицию.
Не скрывают «демократы» и другое препятствие к объединению с эсдеками – так называемый «фактор Мушука», которого после известных событий в столичном законодательном органе еще сильнее, чем Тарлева, подозревают в готовности разыграть в будущем году предвыборную карту Воронина.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Сначала о Тарлеве. К раздумьям «демократов», не лишенным смысла и логики, о роли бывшего премьера добавим красноречивые детали. Он явно рвется в бой, оставаясь пока фигурой политически одинокой. Все его попытки устроить сбор «молдавских друзей России», а заодно заглянуть «на огонек» в партию «Единая Молдова» со своими предвыборными предложениями (их уже назвали в «ЕМ», мягко скажем, неосторожными), действительно подозрительны. Тарлев за семь лет «под президентом Ворониным» ни разу и ни в чем не проявил ни характера, ни самостоятельности, а тут нате вам – и идеи появились, и самостоятельность, и много еще чего. Эсдеки, приблизив его к себе, рискуют навлечь на себя проблемы «предвыборного масштаба» – кому нужен такой компаньон? Демократам, которым тоже не очень-то ясны перспективы 2009 года, точно не нужны. Последняя идея Тарлева «Покупайте молдавское» настолько уязвимая вещь и настолько благодатная почва для предвыборных уколов, что его противники без труда развалят имидж бывшего премьера и любой партии, предоставившей ему место в своих списках. Смотрите, вышел на люди, призывает поддержать отечественного производителя, а сам одет во все немолдавское, кофе на завтрак пил тоже не молдавское, ах, чай пил,а где он взял молдавский чай, и молдавскую икорку – ту, что от рыбы, а не от баклажан, и молдавский компьютер и другую бытовую технику. Тарлев сам лезет в петлю и способен будет удавить вместе с собой даже самую перспективную партию. Вопросы «о молдавском» заставят в ходе кампании в полном смысле слова раздеваться на людях, показывая ярлыки кишиневских производителей, а его пиарщики будут вынуждены снимать процесс стирки тарлевского белья в отечественной машинке «Аурике». Жуть берет от такого члена предвыборной команды – «демократам есть чего бояться».
Однако и без Тарлева их межпартийный союз сэсдеками и возможноеслияние «двух в одну» несет с собой плохие перспективы. Это о другом факторе – «факторе Мушука».
Став генеральным секретарем Социал-демократической партии Молдовы, т.е. вторым после Дмитрия Брагиша лицом в партии, Эдуард Мушук всемидействиями и высказываниями показывал свою антикоммунистическую и, что скрывать, антиворонинскую энергетику. Много чего им было сделано и сказано для укрепления имиджа молодого политика, вознамерившегося избавить страну от (не будем об эпитетах, употребляемых в СДП о коммунистическом режиме Молдовы)… Достаточно упомянуть о частых поездках Мушука в Гагаузию, названную им «социал-демократической территорией», и его политическую дружбу с башканом Форумузалом, чтобы понять антикоммунистические планы молодого лидера. Его связи с башканом, который обещал «похоронить воронинский коммунизм в Гагаузии», и который однажды сказал, что «коммунисты показали на Юге свое звериное лицо». В образ Мушука легко ложилась история давления коммунистических властей на его бизнес и его семью: бизнес был раздавлен по всем правилам незаконной борьбы коммунистов с политическими оппонентами и непослушными предпринимателями (незаконность действий потом подтвердил Европейский суд), а отец Иван Мушукбыл вынужден «уносить ноги» от неминуемой (и тоже незаконной) отсидки в кишиневских каталажках. Попав в муниципальный совет депутатом, Мушук-младший строго держался своих настроений относительно политики центральных властей по отношению к «либеральному руководству» столичного хозяйства. Он, в частности, публично признавал, что все неурядицы в кишиневской мэрии в муниципальном совете спровоцированы действием коммунистов, не способных смириться со своим поражением на местных выборах.Когда жена заседания совета стали являться крикливые «простые граждане», ненароком показывающие оружие, Мушук заявил, что понимает причины неработоспособности столичных законодателей и что у депутатов-демократов найдутся и силы и воля пресечь провокации.
Потом началась другая история. Мушука неожиданно избирают спикером горсовета и в процедуре особо усердствуют депутаты-коммунисты. Тут же его приглашает президент Воронин – фотография двух беседующих деятелей обходит все «красные» и «слегка красные» издания страны. Мушук далее делает заявление о том, что впредь городские законодатели будут работать в нормальном режиме и беспорядок в Совете – это позорный, но прошедший этап. Чудес в молдавской политике случается много. И «чудо с Мушуком», неверное, никого бы не удивило, ели бы не одно обстоятельство. И общественность, да и самисоциал-демократы ждали от юного спикера публичных объяснений. Каких – нетрудно догадаться: объяснил бы он, что согласился участвовать в перестановке муниципальных сил как политик, и что явился в кабинет президента Воронина как политик, однако как человек, незаслуженно отсидевший по вине какого-то главного дяди в РМ, и как сын своего отца, находящегося в позорных бегах по той же причине, хотел бы получить от своего старшего товарища объяснений и ответов на ряд важнейших вопросов. В том числе и на такие, которые касаются, ну, скажем так, чести и достоинства семьи. Никто таких объяснений не дождался. И правильно сделало большинство нормальных людей в СДП, что напряглись от плохих мыслей о главной беде молдавской политики, что задались простыми вопросами «а туда ли мы попали?», «а кто нас в бой ведет?» «а что с нами скоро будет?».
В тот период, когда Мушук занял кресло столичного спикера, появились предположения, что договоренности между ПКРМ и СДПбыли достигнуты, благодаря вмешательству Москвы, а именно председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Тогда он приехали три дня складно говорил об исторически дружественных отношениях между Молдовой и Россией, о стратегических отношениях двух стран. Миронов, являясь еще и председателем партии «Справедливая Россия», имеющей договор о сотрудничестве с молдавскими социал-демократами, мог, безусловно, сыграть решающую роль в выборе Мушука – это ведь и ответственно и почетно, когда становишься не последним действующим лицом в такой высокой внешней политике. И это, безусловно, прибавило весу Мушуку, только начинающему политическую карьеру и, кстати сказать, готовому пожертвовать даже своим достоинством ради великих целей. Однако Москва с ее Мироновым и со «Справедливой Россией» далеко. А близко оказалась иная проблема. И вот она-то скоро ударит по Мушуку, по его карьере и политическому будущему -больно и наотмашь. На примере Мушука товарищ Воронин показал, что он не прочь и даже с удовольствием иметь дело с человеком, прошедшим «через коммунистические жернова» («надо, Федя»), воспринявшим науку воспитания должным образом, и согласившимся в итоге на сотрудничество с ПКРМ. Сталинская школа: такие кадры – лучшие кадры страны. Вот только что будет делать Мушук, когда ПКРМ лишится позиций правящей партии, а Воронин не будет президентом?
Что будет делать Демократическая партия, не принявшая пока решение об объединении с социал-демократами, – понятно.