НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Выслушать мнения и учесть предложения - цель состоявшихся слушаний

Общество // 13:40, 19 февраля 2011 // 1647
altКак сообщает ИА "Лента ПМР" со ссылкой на пресс-службу Верховного Совета, зал заседаний Верховного Совета собрал сегодня около 130 участников слушаний по обсуждению проекта конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР». Среди присутствующих были представители политических партий, общественных организаций, депутаты Верховного и местных Советов, министры, главы государственных администраций, средства массовой информации.

Сегодняшнее рассмотрение проекта изменений и дополнений в Конституцию ПМР председатель ответственного комитета Галина Антюфеева назвала «нулевым» чтением, призванным выслушать имеющиеся мнения, на основании которых в дальнейшем Верховный Совет будет строить работу по рассмотрению данного проекта. Выслушать и в дальнейшем учесть предложения всех собравшихся – главная цель проведенных слушаний, отмечают депутаты, инициаторы законопроекта.

Министр юстиции Сергей Степанов в своем выступлении положительно оценил проводимые слушания и отметил, что Президент в отношении возможного изменения Конституции принял положительное решение, но в профильный комитет будут направлены соответствующие замечания. Так, по словам Министра одно из предложений – внести в проект название «Приднестровье», которое будет равнозначно «Приднестровской Молдавской Республике». Есть у Президента и другие замечания, которые будут рассмотрены на заседании Комитета по законодательству. «Что касается замечаний, которые есть у нас и, вероятно, у других, я думаю, что это нормальный процесс, – отметил Министр юстиции Сергей Степанов. – Общими усилиями мы должны будем сделать такой документ, который будет работать качественно, эффективно и долго».

От имени судейского сообщества в ходе слушаний выступил заместитель председателя Конституционного суда Виктор Карамануца. Он подробно остановился на статьях проекта изменений и дополнений в Конституцию, связанных с деятельностью судебных органов государственной власти, и высказал предложения по корректировке проекта. «Сегодня Президент ПМР, Верховный Совет и Съезд судей назначают по двое судей Конституционного суда. Этот порядок формирования Конституционного суда, на наш взгляд, в полной мере реализует принцип разделения властей и отвечает компетенции Конституционного суда. Исходя из этого, предлагается оставить прежнюю редакцию», – сказал Виктор Карамануца.

Об особой роли органов прокуратуры в своем докладе говорила заместитель Прокурора республики Екатерина Лысенко. Она отметила, что в целом проект изменений и дополнений в Основной закон государства может быть принят, но отдельные положения необходимо, по мнению Прокуратуры, изменить. «Научные исследования и прокурорская практика свидетельствуют, что закрепленный в действующей Конституции ПМР статус Прокуратуры не соответствует ее фактическому месту и роли в системе государственно-правовых институтов, – пояснила заместитель Прокурора республики. - В отличие от ранее действовавшей Конституции, в действующей нет главы о Прокуратуре. Статья 91 Конституции ПМР, посвященная Прокуратуре, находится в главе пятой «Судебная власть и Прокуратура», хотя Прокуратура не входит в судебную систему».

Большинство выступающих на слушаниях отмечали, что время требует перемен, и изменения в Конституцию принимать необходимо. Участники говорили о том, что социально-экономическая ситуация в республике диктует необходимость создания такой структуры как правительство. «Нам нужны перемены, нам нужен иной, качественный, скачок для того, чтобы изменить ситуацию в обществе и государстве. Для этого необходим институт правительства, но, вместе с тем, нам нужна идеология этих перемен», – полагает депутат Верховного Совета Евгений Шевчук.

О внесении в законопроект норм, касающихся выборов депутатов по партийным спискам, говорил президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов. «Очевидно, что через определенный период времени потребуется переход к парламентским выборам по партийным спискам. Жизнь поставит перед нами необходимость четко сделать упор на конкуренцию и состязательность идей, – высказал точку зрения Андрей Сафонов. В то же время надо будет законодательно закрепить, что местные Советы останутся избранными по мажоритарной системе. Ведь если депутат Верховного Совета должен, прежде всего, творить законы, то у избирателя должен быть человек, к которому он может прийти и задать свои вопросы».

О необходимости перехода на выборы депутатов Верховного Совета по партийным спискам или по смешанной системе говорил в своем выступлении и лидер ЛДПР-Приднестровья Роман Худяков.

Многие выступающие затрагивали тему назначения глав государственных администраций. В настоящее время они назначаются Президентом ПМР. В предложенном законопроекте кандидатуру главы госадминистрации представляет Президенту председатель правительства после предварительного согласования её с местными Советами. По данному вопросу звучали различные точки зрения. «В данном случае нарушается принцип согласования с российским законодательством, где глав регионов РФ устанавливает Президент России. Он вносит в законодательный и представительный орган государственный власти субъекта РФ представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ», - сказал ответственный секретарь Республиканского Координационного Совета Александр Березовский. По мнению же Андрея Сафонова, в данном вопросе «важно соблюсти баланс, чтобы не привести ситуацию в хаос». «А значит, через переходный период, который можно определить в 5 лет, до следующих местных выборов, возможно закрепить или обсудить идею о выборности глав госадминистраций», – подчеркнул президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья.

Категорическое несогласие с предложенным механизмом согласования с местным Советом кандидатур глав государственных администраций высказал глава города Бендеры Вячеслав Когут. «Необходимо ввести глав государственных администраций в состав правительства. Это позволит главам более оперативно и более эффективно разрешать вопросы по управлению территорией», - считает Вячеслав Когут.

Представители общественности говорили о том, что необходимо внести изменения в нормы, которые предоставляют право Президенту, например, на роспуск законодательного органа, если трижды Верховный Совет не утвердит кандидатуру Председателя Правительства. По мнению заместителя председателя Социал-демократической партии Николая Бучацкого, нельзя допустить, чтобы депутаты, избранники народа, могли быть распущены только решением одного человека. «250-300 тысяч человек избрали депутата, доверили свою судьбу именно этому составу Верховного Совета, а один человек росчерком пера взял и вычеркнул все волеизъявление только потому, что депутаты не согласились с предложенной им кандидатурой, – сказал Николай Бучацкий. – Существует процедура: не понравилось действие или позиция того или иного депутата - инициируйте отзыв депутата в том же порядке, в котором он избирался».

Наряду с другими участниками слушаний лидер Приднестровской Коммунистической партии Олег Хоржан предложил внести в Основной закон государства ограничение по срокам президентства. Кроме того, в ходе обсуждения высказывались мнения о том, что в проекте необходимо четко определить депутатскую ответственность и пределы неприкосновенности парламентариев. По мнению Председателя Общественной палаты ПМР Валерия Пышнограева, важнейшим разделом, требующим первостепенного обсуждения и принятия, является введение института правительства. Остальные разделы, как сказал Валерий Пышнограев, «не горят» и подлежат детальному обсуждению.

В завершении слушаний Галина Антюфеева отметила важность высказанных предложений для дальнейшей работы над проектом изменений и дополнений в Конституцию ПМР. Зачитывая резолюцию, она, в частности, сказала: «Мы приняли решение  о необходимости детальной доработки положений проекта, обеспечивающих стабильность и эффективность функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, с учетом мнения общественности и предложений всех субъектов права законодательной инициативы».

alt

alt