“Прорывовцы” выступили с эпохальным заявлением. Кое-кто ещё не верит, что это всё по-настоящему, что они – уже давно не GONGO. Иногда я и сам до конца этого не осознаю, потому что подолгу вечерами за чашкой чая именно об этом, о тематике обеспечения прав и свобод, говорил с их лидером. “ПРОРЫВ!” сегодня выступает за то, чтоб ПМР соответствовала международным стандартам в области прав человека, что без этого нет будущего у республики.
Примерно об этом я думал, когда несколько дней назад отвечал на вопросы по поводу их ситуации с судами. Многие прочитали эти мои комментарии. И, в конце концов, задают одни и те же вопросы – “что дальше?”, “как это вообще реально осуществить?”.
Можно говорить о двух вариантах существования Приднестровья:
1. В нынешней политической и экономической модели, которая уже не способна гарантировать не то чтобы развитие, а даже простую стабилизацию на нынешнем уровне в том, что касается обеспечения социальных стандартов, качества жизни и т.п. С этой моделью будущее вполне конкретно: дальнейшее сокращение численности населения за счет оттока специалистов и молодежи, и постоянное упование на Россию, чтобы продолжалась поддержка местного бюджета, с дефицитом в 70% – это ещё при бесплатном газе. Такое Приднестровье совершенно нежизнеспособно, и мало кому нужно, кроме разве что госслужащих. Остальные – уедут, и со временем тут будут жить не 350 тысяч, как сегодня, а 30 тысяч человек. Ничего хорошего, одним словом. Никаких перспектив. Тупик.
2. Модернизация политики и экономики. Местным бонзам нужно много чему учиться – можно съездить на экскурсию, к примеру, в Северный Кипр. Посмотреть как там функционирует политика и экономика, там тоже неопределенный статус. Политические права и свободы – это лишь часть айсберга проблем, но без них все остальные проблемы в сфере экономики имеют мало надежд на решение.
Если говорить о втором варианте, то он может быть реализован:
2.1 Через “российские двери” – то есть, через присоединение к соответствующим российским структурам – на уровне судов и всех прочих механизмов. Данный вариант был бы предпочтителен, но тому есть определенные препятствия. В частности, сегодня руководство России не готово к этому из-за своих международных обязательств и декларируемой позиции по молдо-приднестровскому урегулированию в части, касающейся обеспечения территориальной целостности РМ.
2.2 Через международные механизмы, к примеру, под эгидой какой-либо постоянно действующей комиссии, в составе которой будут работать представители РФ и ЕС. Россиянам доверяет Приднестровье, Евросоюзу доверяет Молдова. Выстраиваются конечные инстанции, решения в судебной сфере приобретают силу и попадают в формат международного права. Таким образом обеспечивается независимая судебная власть. Она, в свою очередь, может служить механизмом обеспечения прав и свобод как гражданских, так и экономических. Приобретают юридическую силу выборы в Приднестровье, “де-факто” существующая республика начинает более-менее дышать. Появляются возможности для привлечения инвестиций и т.п.
К сожалению, сегодня я вынужден констатировать, что второй вариант никто не прорабатывает. Нынешние элиты ПМР модернизировать ничего не желают. Всех всё устраивает. Это значит, что прогнозы пока не очень хорошие. В том числе, и для “прорывовцев” как одной из политических групп на местной поляне.
Директор Аналитического
бюро «Consulting Mobile» Роман Коноплев
http://konoplev.livejournal.com/532231.html