iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Таланты и покойники

О некоторых традициях партийного строительства в Молдове

Эту истину давно и легко доказала жизнь или, говоря казенным языком, текущие события: талантливым людям власть не нужна. Воля и цель, и чтобы не мешали бездари, завистники и разного рода советчики со своими скрытыми страстями быть участниками процесса – вот и все. Остальным, кто живет простыми желаниями, власть вообще непонятна до пренебрежения. Они вложили в слово «начальник» все свое отношение к тем, к кому неизвестным путем пришло право вершить дело в зависимости то от тупых установок свыше, то от тяжких последствий затянувшегося накануне застолья. Другая, на первый взгляд, малочисленная группа – лишенная каких-либо способностей, но одаренная с молодых ногтей амбициями и перегруженная завистью, только о власти и думает. Всегда и с одним итогом: я-то ничем не хуже и что это за должность, прости Господи, директор пекарни в обсосанном мелкими интригами городишке, когда вокруг столько счастья! Сегодня (как и всегда было) власть можно получить, войдя в круг влиятельных товарищей или господ. Иными словами, став членом партии. И какие сладкие слова – цель любой партии придти к власти; как они будоражат воображение, особенно если уже партбилет в кармане и за спиной осторожный шепоток (никому не ведомо знать, что и у кого в партийном будущем): этот далеко пойдет. А поставленная сладкая цель – победить, уничтожить соперников из иных формирований!  Готова площадь для кладбища! Знай – закапывай. Нет, ну оппозиция пусть живет (пока), но конструктивная, знающая свое место, не нервная и без иллюзий.

Еще истина. Когда партийная жизнь бурлит или, выражаясь поэтически, бьет ключом, таланты, а с ними и энергичный и непартийный люд, предпочитает быть подальше от возни «серых мышей». Случилось однажды, что и молдавские будни подтвердили этот невеселый вывод. Один из социологических опросов, проведенный незадолго до апрельских событий в Кишиневе прошлого года, показал: большинство желающих выехать из страны среди причин назвали крайне низкую общую культуру и невыносимую общественно-политическую обстановку. По-другому и доходчивее это объяснение следует сформулировать так: достала ваша партийная жизнь, бьющая без разбору по нашим головам; довольно. Те, кто еще на что-то надеялся, поучаствовал, как мог, и в силу своего воспитания в двухдневных  площадных упражнениях с камнями,  вскоре поняли: бардака стало не меньше. Партии-соперницы пытаются приладить итоги погрома к своим известным целям, правды об апреле сказать боятся… Серые партийные мыши  превращаются в жирных крыс, норовят загрызть друг друга до смерти; покойников будет много, кто кого больше загрызет и сколько оставит после себе трупов – неизвестно.

Наивные ждут назначения даты очередных выборов в парламент и определения формы избрания президента. Напрасно. Это пустяк по сравнению с обоюдными задачами хорошо подготовиться к печальным процедурам. А иной раз даже кажется (прислушайтесь-ка к отдельным высказываниям товарищей коммунистов и господам из либерально-демократической коалиции), что трупы врагов они еще оставят не погребенными – это для острастки и в назидание тем, кто до сих пор не проникся партийными тезисами «Родина в опасности».

… Первые признаки оскудения земли молдавской на таланты появились в середине 90-х годов. Тогда наметились два взаимосвязанных процесса.  Энергичные и способные люди собирали чемоданы – кто навсегда и подальше от.. (сюда походят самые задорные и нецензурные выражения), кто на заработки и пока Родина не позовет мастеров и архитекторов для восстановления всего, что разрушили новые бесталанные хозяева жизни . А эти самые хозяева, чтобы чувствовать себя увереннее и значимее, принялись создавать себе партии. Все демократические, все партии национального спасения, все устремленные к европейским ценностям и все партии будущего. К 1998 году их таких насчитывалось почти 60 (шестьдесят)! После парламентских выборов этого же года «демократы» Лучинского не без радостной поддержки лидеров ПКРМ, создавших в парламенте самую многочисленную фракцию и уже тогда размечтавшихся о единственной и неповторимой своей роли,  решили перерегистрировать все политические организации в стране. Посвященные в планы всемолдавской партийной чистки говорили о задаче сократить число партий до десяти. Старались, как могли. Строго установленные численные и территориальные условия перерегистрации почти гарантировали успех. Такие, как Воронин и его товарищи по восстановлению социалистического режима в стране, обеспечивали информационную поддержку «политической кастрации». К этому времени относятся воронинские формулировки «политический бомжатник», «партии диванные» (он и тогда не мог без шуток «ниже пояса» и уже тогда по-сталински хамил своим соратникам по союзу левых сил, проверяя их уровень готовности терпеть унижения),  «партии асфальтовые». В каждой шутке есть доля правды. Ко дню образования партии социал-демократы приобрели vip диван стоимостью 50 000 долларов.

Тяжелая государственно-партийная артиллерия не справилась с, казалось, несложной задачей. Ко второй половине 1999 года на плаву сохранились около тридцати организаций. Серенький и, в общем-то, бестолковый люд, переписывая другу у друга политические программы, лез из кожи, брал в долг немалые средства, чтобы наскрести  по районам нужное число подписей своих сторонников.  Беспричинные амбиции и зависть делают свое дело, добавляя живучести и фантазий о счастливой жизни Молдовы, скажем, под флагами, партии любителей археологии, истребителей сепаратизма или, например, организации, объявившей цель сделать из страны территорию, где сталкиваются интересы Запада и Востока, России, к примеру, и Америки, а Молдова, являясь фактически центром Европы (на карту посмотрите повнимательнее), всех их мирит, усаживает всех за стол , угощает их вином и имеет от своего такого положения прибыток, уважения и прочие блага. Ну, согласитесь, только окончательным бездарям может придти в голову подобный бред и только тогда, когда рядом нет свободных и талантливых людей, способных удержать неумные страсти, грозящие любую страну завести в дебри. Отсутствие достойных оппонентов, которые к тому же не боятся открыто противостоять опасным для общества партийным затеям и лозунгам, спасло бездарных лидеров от разоблачения их шарлатанства и жадности. И сейчас страной руководят безданные люди; такие же безданные и такие агрессивные рвутся к власти, и конца и края этому водовороту бездарей   
в Молдове не видно. Только такие могли довести до тупика «приднестровскую проблему», и до того, кстати, сказать, что все кому не лень давно и открыто рассуждают о том, когда и куда  уйдут ее осколки, так и не собранные за двадцать лет  в одно государство.

Только они – бездари и лентяи могут делать вид, что не чувствуют жуткой вони, периодически наваливающейся на столицу со стороны близких очистных сооружений. При определенной температуре и направлении ветра бывает ощущение, что оказался в конце 60-х годов на районной автостанции, где криво стоит забытый, но не закрытый деревянный сортир с облезлыми буквами «М» и «Ж».  В такие тревожные часы молдавские управители, выйдя из кабинетов, тревожно хмурят брови, с неприличным упреком оглядывают сопровождающих, и, если позволяет состав сопровождающих лиц, матерно ругают прежние власти: в Европу они собрались, а за собой так и не научились убрать. Но вонь-то не исчезает. В общем, все в дерьме, похоже, надолго.

Есть, впрочем, беда пострашнее. Молдавская партийная действительность,  не способная воспитать талант. Ну, кроме талантливых банкиров и бизнесменов, и то только из числа самых близких родственников высшего руководства страны и только на время, исчисляемое сроком прибивания его во власти. Ни талантливых врачей, инженеров, педагогов, ученых, писателей, художников, режиссеров эта среда воспитать не в состоянии. Они ей не нужны. А вот банкиры и бизнесмены… Без них т.е. без надежной подкормки партийные «серые мыши» оголодают и примутся за себе подобных, а этого допустить нельзя – как же без партийного руководства будет жить страна, и откуда народ узнает правду о себе и своей жизни? Чувствуя свою ущербность, партийцы зовут в свои ряды свободных, радостных и беспечных, ну, не таких как эти в пиджаках и с мрачными взорами – а вдруг приживутся, а вдруг дадут свою поросль. «Вдруг» не случается – таланты среди покойников не размножаются.   

Владимир Цеслюк, политический обозреватель агентства НИКА-пресс