Комментарий НИКА-пресс
В мае Москва и Киев намерены озвучить общую позицию по вопросу молдо-приднестровского урегулирования. И не просто озвучить, а зафиксировать ее в специальном совместном заявлении, которое должно стать новой «дорожной картой». Что собой представляет этот документ, пока неясно. Однако уже известно, на основе какого принципа Россия и Украина считают возможным разрешить конфликт между Тирасполем и Кишиневом. На основе принципа территориальной целостности Республики Молдова. Об этом недвусмысленно, без обиняков заявил посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин во время своего прощального визита в Приднестровье.
Еще раньше практически то же самое сказал президент Украины Виктор Янукович.
В Тирасполе пока никак не отреагировали на эти высказывания и ждут обнародования совместного заявления двух президентов. Молдавский вице-премьер Виктор Осипов, курирующий «приднестровское направление», рассчитывает, прежде всего, на поддержку Киева в этом вопросе.
Российско-украинский план урегулирования конфликта станет первым совместным результатом работы стран-гарантов. До сих пор Москва и Киев предпочитали проводить самостоятельную политику в регионе и даже соперничали друг с другом. После того как Кишинев отверг российский план Козака, на столе переговоров появился украинский план Ющенко, которому тоже не суждено было реализоваться.
Обсудить новые инициативы Киева и Москвы стороны конфликта смогут на встрече в Астане, которую организует действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев.
Кстати, после его недавнего визита в Кишинев и Тирасполь спецпредставитель высокопоставленного чиновника Болат Нургалиев не преминул заявить, что территориальная целостность – это «священная корова» и главный принцип, на который Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе намерена опираться при урегулировании «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве.
Однако такое единодушие, как ни странно, могут нарушить последние высказывания и действия и.о. президента Молдовы Михая Гимпу. Он по-своему понял необходимость поиска новых идей для разрешения конфликта. А его рассуждения о лишении Приднестровья статуса участника переговорного процесса и немедленного объединения с Румынией бурно восприняли на обоих берегах Днестра и даже в России. В Тирасполе это сочли попыткой отбросить переговорный процесс к 92 году, а естественное желание Гимпу подключить к нему Румынию вызвало протест. В Кишиневе собственного правителя обвинили в «расшатывании» территориальной целостности.
А депутат российской Госдумы, председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский заявил, что его страна признает Приднестровье, если Румыния поглотит Молдову.