Роман Худяков – председатель ЛДПР Приднестровья, специально для ИА “Лента ПМР” комментирует состояние и развитие гражданского общества в ПМР.
Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Гражданское общество охватывает институты и отношения (прежде всего семейные), к которым человек принадлежит от рождения, в силу обстоятельств, принадлежности к той или иной профессиональной или социальной группе либо экономической необходимости.
Однако современное зрелое гражданское общество – это общество свободной самоорганизации. Профессиональные, культурные и иные сообщества, из которых оно состоит, открыты для тех, кто осознанно стремится к объединению на основе общих интересов.
Институты гражданского общества позволяют гражданам вместе вырабатывать цели и достигать их – либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти. Эти институты обеспечивают возможность самореализации, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Существует внутренняя связь между формированием гражданского общества и развитием сфер творческой деятельности и некоммерческого сектора экономики.
Суть взаимодействия власти и общества состоит в том, чтобы, выясняя, открывая, обозначая общие интересы сторон, добиться их взаимопонимания и доверия, налаживать партнерские отношения, устанавливать сотрудничество.
Движущей силой этого взаимодействия становится согласование интересов, а стимулом – общая выгода, общий выигрыш. Во многих случаях общественные организации и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.
Общей тенденцией сегодня можно считать изменения во взаимоотношении по линии «общество – власть». Взаимодействие в государстве становится более интенсивным, разнообразным и содержательно наполненным. Можно выделить два уровня взаимодействия власти и НКО (некоммерческих организаций) в Приднестровье:
1) совместные мероприятия ряда органов власти и групп НКО, постоянные общественные советы/комиссии при структурах власти, специализация отдельных должностных лиц на работе с НКО;
2) совместная разработка и реализация программ (в том числе по развитию НКО и гражданского общества, социального партнерства) за счет средств бюджета и дополнительно привлеченного финансирования, взаимодействие независимых коалиций НКО с органами власти, финансирование программ и проектов НКО на условиях государственного/муниципального заказа и конкурсов, проектов.
Уже длительное время ведется дискуссия по теме взаимодействия государства и гражданского общества. И хотя на сегодняшний момент существует много точек зрения по этому вопросу, становится очевидным, что диалог должен развиваться. Исходя из анализа существующих в теории и на практике политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный) хочу отметить, что именно демократия делает возможным существование гражданского общества.
Если проанализировать мировой опыт, то развитое гражданское общество, является источником и результатом политической активности масс, что в свою очередь служит крепким фундаментом демократии. В Приднестровье такие его элементы и структуры, как например, СМИ, некоммерческие общественные организации, политические партии уже существуют сегодня, при этом они наделены своими характерными чертами.
Отдельные эксперты считают, что становление гражданского общества в Республике совершается в обстановке острейшего дефицита доверия, как к институтам самого государства, так и к институтам гражданского общества.
К сожалению, деятельность различных партийных объединений и институтов гражданского общества, их возможности в реализации своих функций, существенно регулируются как государством в целом, так и средствами массовой информации, являющимися в настоящее время чрезмерно политизированными и ангажированными институтами.
В Приднестровье демократия – развивается.
Хочу прокомментировать премьер – министра России Владимира Путина он отметил, что “каждая страна, переживая переходный период,.. выбирает систему такую, которая могла бы стимулировать создание политических партий, гражданского общества”.
В Приднестровье настало время коллективных, а не индивидуальных действий, одному человеку уже ничего не добиться. Я считаю, что это очень важно, когда за отдельно взятым человеком, депутатом стоит партия, когда есть сформировавшийся и ясно очерченный круг единомышленников, есть коллективный разум, который всегда помогает принимать здравые и взвешенные решения. Перед тем, как принимать какое-либо ответственное решение, его всегда нужно обсудить, и сделать это можно именно среди своих партийных единомышленников. Я, как председатель партии ЛДПР, компетентно заявляю, что в Приднестровье необходимо переходить либо на смешанную систему выборов, либо пропорциональную. Именно этого же мнения придерживается лидер партии ЛДПР России Владимир Жириновский.
Более того, проведение демократических реформ в Приднестровье, в том числе и в действующую избирательную систему, сделают власть более прозрачной, подотчетной гражданскому обществу, ориентированной не на абстрактные общественные, а на конкретные индивидуальные проблемы человека и, что самое важное, менее коррумпированной.Государство должно находиться под контролем гражданского общества, только при этом условии его можно считать демократическим и правовым.
В настоящее время гражданское общество, партии и СМИ должны получить новые возможности в деле управления страной и прямого влияния на принятие политических, экономических, геополитических и прочих решений.Приднестровцы должны жить лучше – это утверждение может воплотиться в жизнь, только при комплексном взаимодействии гражданского общества и власти. Только при этом условии мы сможем избавиться от экономических и социальных трудностей
Настало время открытого диалога, который необходимо вести власти с общественными объединениями, политическими партиями, профсоюзами и населением. Это позволит поддерживать стабильную общественно-политическую обстановку в ПМР и создаст условия для взаимодействия и наиболее полного использования потенциала общественных структур для развития Приднестровья.