НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Вячеслав Никонов: Молдавский узел

Общество // 15:36, 7 октября 2009 // 2434
Президент фонда "Политика" об отношении России к Молдове
altПрезидент российского фонда "Политика" Вячеслав Никонов опубликовал в среду в газете "Известия" комментарий "Молдавский узел". В нем говорится:

"Завтра в Кишинев начнут съезжаться участники саммита Содружества независимых государств.

Республика Молдавия не часто попадает в российские СМИ, а первополосные материалы о ней случаются только во времена острых политических кризисов. А страна очень любопытная и важная, оказавшаяся на перепутье. После нескольких лет правления компартии к власти в Молдавии, председательствующей сейчас в СНГ, пришла коалиция из четырех партий, взявшая курс на евроатлантическую интеграцию. После повторных выборов cформировано новое правительство, избрано новое руководство парламента, который и должен избрать нового президента. Молдавия поляризована и наэлектризована, страна вновь выбирает свою судьбу.

В основе политических платформ главных политических сил Молдавии не столько экономика и политика, сколько... история. Существуют две полярные позиции, между которыми располагается весь идейно-политический спектр. Одну из них недавно кратко сформулировал свежеизбранный спикер парламента и лидер либералов Михаил Гимпу: "Мы - румыны". Точка зрения весьма распространенная, тем более, что язык почти идентичный, а в школах несколько лет историю страны преподавали по написанным в Бухаресте учебникам "Истории румын". Согласно этой позиции, часть румынского этноса в 1812 году оказалась под владычеством России, которая угнетала и русифицировала этих несчастных людей в течение века, не давая развиваться национальной культуре. В 1918 году Румыния освободила их от российского рабства, вернула в лоно отечества, где они жили счастливо до 1940 года, когда Молдавию вновь оккупировали советские войска в соответствии с коварным пактом Молотова-Риббентропа. В июне 1941 года румынские войска в союзе с германскими освободили Бессарабию от сталинской диктатуры, но затем она вновь была оккупирована СССР. После его распада Молдавия должна вернуться в состав Румынии, тем более, что значительное количество молдаван стали счастливыми обладателями румынских паспортов, позволяющих свободно перемещаться по Шенгенской зоне.

Противоположная точка зрения основывается на том, что Румынии как государства вообще никогда не существовало до 1859 года, а в 1812 году Россия отвоевала православных молдаван из-под власти Оттоманской империи. Взятая под защиту от мусульман, эта земля впервые получила возможность спокойно, без войн развиваться в течение столетия, многократно увеличив свое население и создав национальную интеллигенцию. В 1918 году, воспользовавшись революционной смутой в союзной ей России, Румыния вероломно оккупировала Бессарабию, народ которой подвергся гонениям и третировался как второсортный. Советский Союз никогда не признавал этой оккупации и воспользовался предвоенной ситуацией, чтобы восстановить историческую справедливость и вновь принести процветание молдавскому народу. Молдаване существуют как самостоятельный этнос и с 1991 года строят суверенное государство.

Схожая трактовка истории в Приднестровской республике, кроме того, что ее территория вообще никогда не входила в состав Румынии, а в межвоенный период составляла молдавскую автономию внутри УССР с преобладавшим украинским населением. Румынской идентичности там нет никакой, и даже в молдавском языке используется кириллица, а не латиница, как в Молдавии. У полумиллионного населения Приднестровья, где русских, украинцев и молдаван примерно поровну, очевидно, преобладает российская идентичность. Чертой, за которой возврата в Молдавию не могло быть, считается война 1992 года, когда Кишинев попытался подавить приднестровский сепаратизм силой, вызвав большие жертвы и разрушения, и только вмешательство российских миротворцев не позволило случиться большей беде. Тирасполь настаивает на сохранении контингента из 1200 российских военнослужащих, вывода которых требуют Кишинев и Европа.

Бывший президент-коммунист Владимир Воронин, также вовсе не отказывавшийся от сотрудничества с Западом, выступал за молдавский суверенитет и сдержанность в отношениях с Россией. Его отказ в последний момент поддержать план урегулирования, разработанный Дмитрием Козаком, тогдашний глава российского государства Владимир Путин воспринял как личное оскорбление. Воронин до последнего времени сохранял высокую популярность, на очередных парламентских выборах его партия завоевала 60 мест из 101, всего на одно меньше, чем требуется для избрания президента. Оппозиция обвинила коммунистов в подтасовках и вывела на улицы молодежь, которая разгромила правительственные здания. Воронин обвинил Румынию в организации беспорядков, а оппозицию - в стремлении лишить Молдавию ее суверенитета. Вместо того чтобы найти еще один депутатский голос, что обычно не трудно при наличии административного и иного ресурса, и получить еще один президентский срок, Воронин пошел на повторные выборы. Расчет был на то, что оппозиция погромами себя дискредитировала и коммунисты получат чуть ли не 80% мест.

Это была большая ошибка. На самом деле, волнения продемонстрировали колебания власти, а согласие на повторные выборы было воспринято как ее слабость. Оппозиционные партии получили 53 места и распределили между собой все министерские портфели. Лидер либерал-демократов Владимир Филат, ставший премьером, заявил следующую географию своих первых визитов: Брюссель, Париж, Берлин, Бухарест, Киев. На поклон в Москву он обещал не ездить. Ускоренное вступление в Евросоюз и НАТО, визит в штаб-квартиры которых уже состоялся, объявлено приоритетом. Оживились настроения в пользу объединения с Румынией. А евроатлантические структуры оживили свою деятельность в Молдавии.

На пути реализации этой стратегии стоят некоторые ограничители. Компартия ослаблена, но не разбита. Не исключено, что Воронина вынудят предоставить из числа депутатов от его партии необходимые голоса для избрания следующего президента (иначе - еще одни досрочные выборы), которым может стать руководитель Демократической партии Мариан Лупу. Но коммунисты будут весьма активны в оппозиции и постараются не позволить правящей коалиции реализовать все их планы. В самой этой коалиции налицо существенные противоречия. Например, если Гимпу намерен устремиться в Румынию, то Лупу - сторонник суверенной Республики Молдавия. Движение в Румынию вытолкнет не только Приднестровье, которое готово на все - от полной независимости до вхождения в состав России на правах эксклавного субъекта федерации (наподобие Калининградской области), но и проживающих на юге страны гагаузов, тоже прямо предупредивших об этом новые власти. Проблем много, и на них еще накладывается экономический кризис, который не сделает жизнь правительства легкой. Правда, американцы уже выделяют 262 млн долларов на реконструкцию дорог и развитие сельского хозяйства, а МВФ обещает кредит.

Для России самое важное - не забывать эту красивую и гостеприимную землю и помогать ее народу, который в массе своей все еще может говорить по-русски и испытывает симпатии к нашей стране".