Постпраздничную ситуацию в Приднестровье комментирует лидер ММК-НДП «ПРОРЫВ!», Дмитрий Соин:
Отгремевшие праздничные мероприятия должны были не только поразить приднестровцев и гостей республики размахом военного парада, подворьями и ночным салютом, но и прояснить для всех, каковы дальнейшие перспективы приднестровской государственности. Перспективы не в смысле борьбы за суверенитет и признание – это и так понятно, а в смысле внутриполитического обустройства страны.
Первое что бросилось в глаза – это однозначное политическое лидерство президента Смирнова. Он доминировал в течении всего праздника. В эти дни ему не пришлось оборачиваться на других обладателей политического статуса и возможных конкурентов. Сегодня их просто нет. Поэтому основное внимание журналистов и гостей было сконцентрировано на фигуре президента ПМР. Его слушали и пытались найти ответы на актуальные вопросы социально-политического свойства. Как уже отмечалось, по стратегическим направлениям все сохранилось без изменений – курс на независимость и союз с Россией это магистраль для дальнейшего движения ПМР. Но остались и вопросы, на которые ответ, во всяком случае, прямой и конкретный так и не был получен.
Из доклада президента Смирнова стало понятно, что с зарплатами, пенсиями и вообще с экономикой даже в условиях глобального кризиса у нас все в порядке. Из сложного сочетания цифр, фактов и примеров следовало, что власть обеспечит необходимый минимум для всех слоев населения. Правда, неясно как долго само население согласится жить на этих минимумах. В республике все острее встает проблема трудовой миграции, и выезд на заработки приобретает массовый характер. Наметившийся в прошлом году возврат части трудоспособного населения в Приднестровье был не долгим. Не найдя достойной работы дома люди снова уехали. Неоднократно звучавшая озабоченность по поводу того, что мы можем потерять социально-экономическую основу ПМР – крупные трудовые коллективы начинает постепенно приобретать реальные зловещие очертания. Не устану повторять, что утрата высококвалифицированной рабочей силы не позволит поднять страдающие от кризиса предприятия даже в случае его преодоления в мировом масштабе. Появится спрос на продукцию предприятий, оживут рынки, но работать будет некому. Уезжая на заработки, люди через время забирают и семьи, разрывая тем самым все связи с Приднестровьем.
Однако если с экономикой хотя бы формально все понятно и средняя зарплата по официальной версии в 225 долларов греет души работающих приднестровцев, то ряд вопросов социально-политического формата требуют конкретных ответов. Причем в ближайшее время. Начнем из далека. Так в своем докладе на торжественном собрании президент, разоблачил западный заговор против ПМР, особо отметив, что главная угроза исходит от предоставляемых общественным организациям и средствам массовой информации финансовых грантов. На эти деньги, по мнению президента, осуществляется враждебное идеологическое воздействие на все социальные институты. Причем в первую очередь на молодежь, которая неожиданно может забыть про память предков и возжелать благ Евросоюза. За этим естественно последует «цветная революция». Этот посыл понятен и видимо, в чем-то объективен – ведь если деньги на гранты дает Запад, то естественно, что это делается не для укрепления независимости и пророссийского курса ПМР. Но тогда возникает вопрос, а сколько само приднестровское государство потратило на поддержку молодежи, талантливых общественных лидеров и журналистов? Каковы суммы государственных грантов и что делают ориентированные на приднестровско-российский вектор фонды? И есть ли вообще они в ПМР? Ведь идет борьба и в ней надо использовать методы и подходы оппонентов. Или мы рассчитываем на то, что современный молодой человек добровольно сядет в окоп «холодной войны» и будет держать круговую оборону, ограничивая себя во всем лишь потому, что так же поступали люди старшего поколения. Прежде чем поверить в это, давайте вспомним, как велась воспитательная работа с тем же старшим поколением в СССР, сколько на это тратилось средств, и какие специалисты были в этом задействованы. И то в конечном итоге страна развалилась и последствия этого все мы испытываем по сей день. А вот люди воспитанные той системой остались – они со стержнем, с пониманием политики и готовностью стоять если потребуется до конца. Но на смену им пока никто не пришел. Молодежь каждый день воспитывается на ценностях цивилизации потребления – культ денег, славы, насилия и секса. В промежутках между голливудскими фильмами короткие новостные выпуски ТВ ПМР, которые молодежь принципиально не смотрит. Так что выводы напрашиваются сами собой. А тут еще поток западных грантов. В общем, угроза была заявлена, а адекватный приднестровский ответ так и провис в воздухе.
Есть еще одна злободневная тема – Новая Конституция ПМР. Ее пока опубликовали на сайте президента, и видимо скоро она выйдет в свет в печатном варианте. Но за весь период праздников, когда проводились пресс-конференции и читались политические доклады, так ничего конкретного по этому поводу не прозвучало. Было буквально несколько реплик о том, что с народом не шутят, и назад пути нет. Но политически активная часть приднестровцев ждет предметные ответы на ряд вопросов. Например, когда будет приниматься новый проект и если будет, то через референдум или через поправки принятые Верховным Советом. Конечно, президент Смирнов и его ближайшие политические советники еще весной и в начале лета неоднократно говорили о том, что референдуму быть и новая конституция это неизбежность. Но это было тогда, на волне еще свежих воспоминаний о пресловутых поправках 16-ти. Но все течет, все изменяется: поправки депутатов отозваны, их главный идеолог Евгений Шевчук ушел в отставку и вроде как в обострении ситуации необходимость сама отпала. Опять же слухи в политической элите ПМР циркулируют самые противоречивые. «Договорятся или не договорятся» – мучаются доморощенные аналитики. Так вот и надо было бы расставить все акценты в период с 30 по 2 сентября. Но вопрос так и остался открытым.
И еще праздники так и оставили без ответа вопрос о том, а будут ли вообще власти как то сотрудничать с политическими париями Приднестровья. Исходя из того, как все было организовано на День Республики ответ отрицательный. Ответственные за работу с партиями и общественными организациями административные органы опять проявили полную неспособность задействовать потенциал гражданского общества. Мне как лидеру ММК-НДП «ПРОРЫВ!» конечно, было приятно, что и на центральной площади, во время парада войск и во время шествия по центральной улице Тирасполя наше движение очередной раз показало свое единство с республикой и народом. Людям было очень приятно принимать от молодежи буклеты и ленточки с символикой Приднестровья и России. У старшего поколения существует убежденность в том, что молодежь сегодня не та, что раньше, а «ПРОРЫВ!» всячески опровергает это – ведь костяк организации состоит из юношей и девушек и это привносит хоть какой-то оптимизм в жизнь гражданского общества.
А теперь представим, чтобы например, в ответственных государственных структурах чуть больше внимания уделили вопросу участия партий в Дне Республики. И по центральной улице Тирасполя прошел не только «ПРОРЫВ!», но и другие партии, и общественные объединения. Вот вам и единение народа, и проявление политической зрелости гражданского общества. Но, к сожалению и этот вопрос оказался провисшим в воздухе. А вся политическая жизнь страны подменяется набившими оскомину кондовыми телерепортажами о политической активности отдельных партий.
Да праздник отгремел и слава Богу, что все получилось как всегда красиво и слаженно. Но вопросы остались, и отвечать на них все равно придется.
Военный парад под флагами «ПРОРЫВа!»
Шествие ММК-НДП «ПРОРЫВ!» по центральным улицам городаТирасполя