НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Референдум: Триумф или ловушка?

Общество // 14:49, 10 июля 2009 // 2728
altК своему завершению подошел процесс написания новой Конституции Приднестровья. В ближайшее время ее текст будет вынесен на всенародное обсуждение кульминацией,  которого станет референдум.  По мнению региональных экспертов от результатов голосования  зависит будущее страны. Так чем же станет референдум для народа и политических элит: ловушкой или триумфом? Ситуацию комментирует Дмитрий Соин, кандидат социологических наук, лидер и идеолог ММК-НДП «ПРОРЫВ!».

Апрельский кризис толчком, к которому послужили выдвинутые депутатами «поправки 16-ти» создал предпосылки к очередному этапу развития политической системы ПМР.  Конфликт побудил элиты и общественность генерировать новые идеи, включая идею  конституционной реформы. О необходимости внесения изменений в основной закон страны говорили и депутаты и исполнительная власть. Просто видели они это по разному – одни пытались усилить парламент, другие наоборот сделали ставку на усиление исполнительной вертикали по стандартам близким к российским. В результате кратковременного, но насыщенного взаимными обвинениями противостояния победила команда президента и сегодня уже за одним столом министры, депутаты, сотрудники администрации президента и главы администраций с мест  под председательством Игоря Смирнова обсуждают общий конституционный проект. При наличии различных точек зрения  и особой депутатской позиции работа, тем не менее, подошла к своему завершению. Телеканалы гордо сообщили о консенсусе и перестали «мочить» участников дискуссии. Конституционное творчество теперь подается в виде мирных дебатов сторон. Можно предположить что уже в ближайшее время мы увидим окончательный вариант конституционного проекта и следовательно не за горами тот день когда будет объявлена дата референдума.

Но тут то и возникают первые острые и  весьма актуальные вопросы:

-как проводить референдум: силы, средства, участники и специалисты;

-как обеспечить явку граждан в условиях, когда примерно треть работоспособного населения на выезде а еще две трети особой политической активностью не блещут, пребывая в большей степени в размышлениях о хлебе насущном и с сарказмом относясь к любым политическим инициативам;

-как легитимизировать результаты голосования и привлечь к  самому референдуму внимание внутренней и международной общественности.

Другими словами для проведения референдума нужны специалисты политтехнологи, правоведы, журналисты и другие товарищи способные приводить в движение массы, красиво подавать информацию, а в заключении еще и заявить о том, что голосование было массовым, честным и соответствующим международным стандартам. Такие профессионалы стоят денег и следовательно бюджет референдума не может состоять только из расходов на печатанье бюллетеней, плакатов и избирательные комиссии. Он должен быть гораздо большим, если конечно мы хотим все сделать на уровне 17 сентября 2006г. Иначе бывает только в добрых и наивных русских сказках, где Илья Муромец сначала сидит десятки лет на печи, а потом вдруг  разносит вчистую всех врагов и супостатов.  Если уже сегодня эти вопросы не решены или хотя бы нет предметного пошагового плана действий,  то по поводу итогов референдума у меня возникают серьезные опасения.

Теперь о явке. В каждой нормальной стране процент политически активного населения, как правило, колеблется в пределах 10-15 процентов. Это члены различных партий, объединений, клубов и движений. Остальные граждане заняты больше личными делами, карьерой, семейными проблемами и прочими бытовыми вопросами. Что бы они пришли голосовать, им нужно вбросить лозунг-мотив, который оторвет их от привычных занятий и толкнет к урнам для голосования. В 2006 году такой лозунг был – «За независимость и Союз с Россией». Сегодня аналогичный по воздействию лозунг должен не просто появиться на стенах домов, он должен затронуть сердца большинства.  Для этого даже в условиях Приднестровья нужны профессиональные электронные СМИ и тысячи агитаторов. Вспоминая 2006г. скажу, что только в «ПРОРЫВе!» тогда ежедневно собиралось от 800 до 1000 агитаторов, которые каждый день вспахивали все города и районы ПМР. В те дни слаженно работали республиканские масс медиа и более того, нас поддерживали телеканалы России. Сможем ли мы сегодня обеспечить такую же концентрацию ресурсов? Если да то явка свыше 50 процентов гарантирована, если нет, то провал как в случае с референдумом по земле обеспечен. Самое опасное заключается в том, что народ может увидеть в новой конституции просто борьбу за власть. Тогда никто голосовать не пойдет. Люди должны увидеть в новой конституции свое будущее и будущее своих детей, курс на дальнейшую интеграцию с Россией. Тогда успех гарантирован.

Как и в любой стране, наиболее политически активное население у нас сконцентрировано в политических партиях и общественных организациях. Но до сих пор идеологами реформы не выдвинуто весомых мотивов для их участия в подготовке и проведении референдума.  Например, большинство партий консолидировано предлагают перейти на пропорциональную избирательную систему и обеспечить им равный доступ к средствам массовой информации, но об этом пока речи не идет. Следовательно вопрос об активном участи партий в референдуме остается открытым.  Одно дело отделаться громкими заявлениями и призывами, а другое вести  масштабную агитационную кампанию. Специалисты понимают о чем я говорю. Имитация деятельности и деятельность – это диаметрально противоположные вещи.

Изложенное выше написано мною не для того, чтобы кого-то запугать или посеять панику. Просто  уже сегодня пока не остыли чернила на новом проекте  конституции надо разработать стратегию и тактику ее продвижения по всем этапам от написания и обсуждения до голосования и последующего окончательного принятия. Провал на любом этапе означает резкое обострение политического кризиса в Приднестровье. Кто-то  и таких будет не мало скажет, что провал референдума это вотум недоверия президенту и всей власти.  Но что еще опаснее – это может быть истолковано, как вотум недоверия самой государственности.

Возвращаясь к вопросу о референдуме 17 сентября 2006г. я вспоминаю насколько масштабно и планово  проводились мероприятия в тот период. И результат не заставил себя ждать. Хотелось бы и в этот раз увидеть всенародный и массовый праздник по определению собственной судьбы на десятилетия вперед.