НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Вся власть - народу

Образование // 13:35, 14 мая 2009 // 2259
Две приднестровский партии – Республиканская и Патриотическая -  оформили свои официальные отношения, объединившись в Социал-патриотический блок. На прошлой неделе в Тирасполе представители этих организаций утвердили Положение «О Республиканском политическом объединении «Социал-патриотический блок», избрали  высшее руководство и приняли в его состав семь районных  общественных организаций республики.  Новое для республики формирование приняло Декларацию «Об основных принципах урегулирования политической ситуации в ПМР». В документе, в частности, выражена озабоченность тем, что «противостояние законодательной и исполнительной властей», обусловленное инициативами «группы 17-ти» по реформированию государственного управления, развивается на фоне «игнорирования законодательным корпусом общественного мнения» . Авторы текста также недвусмысленно выступили с упреком в адрес «парламентского большинства», которое, по их мнению, «демонстративно не желает конструктивного политического диалога и компромиссного способа решения возникших разногласий».

В предложенных Блоком семи принципах «урегулирования ситуации» числится: начало работы Общественной палаты, недопустимость упразднения или снижения минимального порога явки избирателей на выборах и референдумах,  законодательно закрепленное условие внесения поправок в Конституцию только через всенародный референдум… В документе также отмечается, что «в условиях социальной нестабильности и постоянного давления, оказываемого на Республику,  провоцирование политического кризиса недопустимо».

НИКА-пресс

Комментарий агентства
 
Для более точной характеристики всего происходящего сегодня в Приднестровье, а также сказанного и написанного о сути «политического кризиса» и причинах  «холодной войны» между структурами высшего руководства,  пожалуй, годятся три коротких слова «Вся власть народу». Еще живы и в полном рассудке те, кто боролся за республику «словом и делом», потому, в первую очередь, они  хотят понять: куда идет Приднестровье,  и туда ли оно идет, почему и ее судьба должна подтверждать мудрость об уязвимости романтиков революции и о подлецах, пользующихся ее плодами, что такое приднестровцы и когда для них пробил час, после которого вот-вот начнется безвременье ?

 Другая характеристика спорна. Считается, что процесс следует назвать «Все против «Обновления». Трезво и перспективно мыслящие партийцы, общественники и чиновники считают такое утверждение ошибочным и вредным, и уточняют: мы не против «Обновления», мы против  монополии вообще и на политическую власть в частности. И далее: не для того в республике затевалась многопартийная жизнь, чтобы в итоге партии перегрызлись друг с другом за право указывать, по какому партийному уставу должно жить Приднестровье.

В середине 90-х годов приднестровский лидер Смирнов говорил: мы отстояли республику, объединив трудовые коллективы в одну мощную силу, и никакая партия  с ее направляющей и организующей волей нам для этого не понадобилась. Спустя еще лет пять-шесть он одернул лидеров Республиканской партии, вознамерившихся вручить ему на своей учредительной конференции партбилет N.1. И примерно в эти дни, присутствуя на учредительной конференции партии «Обновления», Смирнов пожелал «обновленцам» всяческого успеха и напомнил в качестве напутствия о судьбе КПСС, которая  была, что(?), монополистом в общественно- политической жизни СССР (да во всем была монополистом), потому и погибла вместе с «великой страной».

Роль общественных организаций или, как принято их называть, гражданского общества в жизни Приднестровья была изначально велика. Потом заела бытовуха и мирная с виду жизнь – надо было зарабатывать на хлеб, устраивать судьбу детей и стариков… Потом вдруг всполошились от смутной тревоги: за что боролись?  Неспокойная тираспольская интеллигенция, а вернее сказать, ее еще более неспокойный класс - пишущий родил нечто вроде проекта политического манифеста для республики, вступившей в XXI век. А в нем – ау, общественность, проспите все на свете, неужели вы нужны были только для баррикад и окопов, где ваши былые цели и амбиции, как вам удалось  растрясти без сожаления все то, что спасло всех нас в 90- годах?  Авторы раззадоривали публику, смущали плохими прогнозами: смотрите, придут коммерции-политики, вот они за углом стоят, вон они уже пришли, чтобы продать всех нас с потрохами… Общественность в ответ затихла, а потом дружно обиделась на авторов. Кухонные беседы, правда, сводились к тому, что они правы, но былые заслуги, норов и лень  давали лишь силы для досужих размышлений о том, кто организовал едва ли не подрывную публикацию. Лидеры одной из влиятельных организаций, спустя долгое время соорудили ответ. Чтобы не попасть в неудобное положение со своими мыслями, решили показать его Смирнову, т.е. получить у него благословление на необходимую реакцию. Вот и стало ясно, что приднестровское общество – некогда опора и поддержка республики – потихоньку вырождается.

Происходящее сейчас в республике - это попытки выправить ситуацию. Дружные межпартийные консультации, активность общественных организаций показывают: силы у тех, кто не во власти, есть. Не обходится и без резких заявлений: есть партийцы, усматривающие в «инициативе 17-ти» провокации с «далеко идущими последствиями», есть и такие, которые прямо говорят о «руке Кишинева» в раскрутке политического кризиса, но есть и те, кто призывает к  спокойному разговору с привлечением «всех заинтересованных сторон». И вот что главное. Все они - и  «резкие», и «мягкие» - говорят об одном с одинаковой тревогой. Не надо нам апрельских событий, случившихся в Кишиневе и как раз по причине того, что одна партия монополист во всем, даже в продаже кирпичей и носков, не захотела слушать и слышать другие партии, живущие на обочине и на «медные деньги»… Тревоги понятны.  Значит, и исход дела более или менее понятен. Они договорятся, найдут сообща выход, иначе – пропадут все. В Кишиневе, кстати, наблюдатели считают, что договоренности неизбежны. И знаете, почему такое мнение? Да потому что налицо способности оппозиции и общественности  дружно вызывать правящую партию к разговору, да не в конце пути, а на самом его ответственном рубеже. По иному эти способности называются реально существующими и действующими демократическими механизмами.

НИКА-пресс