НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Инициатива "16-ти": Гармонизация или имитация?

Образование // 16:29, 20 апреля 2009 // 2258

Верховный Совет при принятии данных поправок апеллирует к проходящей в Приднестровье гармонизации законодательства с российским. Но когда президент Игорь Смирнов предложил отложить принятие этих поправок и передать их на рассмотрение комиссии по гармонизации законодательства, депутаты отказались. Искать ответ – почему – долго не пришлось. Чтобы понять нежелание народных избранников поработать совместно с комиссией вполне понятно – стоит лишь открыть Конституцию Российской Федерации и понять, что депутаты решили гармонизировать основной закон страны только в тех его положениях, которые выгодны им самим.

Комиссия по гармонизации приднестровского законодательства с российским по поводу поправок в Конституцию официального заключения не вынесла. Но даже простой обыватель, интересующийся событиями, вполне может найти массу несоответствий.
 
Согласно предложенной на сессии Верховного Совета сравнительной таблицы, можно проанализировать, насколько предложенные приднестровскими законодателями поправки приближены к российским стандартам, или это только слова.
 
Поправка к статье 60 п.1 Конституции ПМР.
 «…депутатом верховного совета может быть избран гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов возраста 25 лет, и постоянно проживающий на территории Республики последние 5 лет ко дню выборов …»
 
Статья 97 Конституции РФ: п.1.
«Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах».
Не соответствуют предложенные поправки приднестровских законодателей в отношении возраста кандидата и ценз оседлости на территории государства в Российской Федерации также не предусмотрен.
 
Поправка к Статье 60. п.2 Конституции ПМР предусматривает ужесточение мер взыскания к народному избраннику за систематическое и не имеющее уважительных причин непосещение заседаний Верховного Совета. Возможно, приднестровские депутаты из-за частого отсутствия некоторых своих коллег и предлагают таких прогульщиков привлекать к ответственности в виде предупреждения, и в особо запущенных случаях даже прекращать досрочно полномочия народного избранника.  Конституция РФ таких мер в отношении депутатов обеих палат парламента не предполагает.
 
Вот добавленные приднестровскими парламентариями пункты, могущие претендовать на необоснованное увеличение полномочий законодательного органа.
 
Поправка к статье 62 Конституции ПМР:
п.з-1) о досрочном прекращении полномочий депутата Верховного совета ПМР в случаях, предусмотренных настоящей конституцией и законами;
п.з-2) о назначении лица, исполняющего обязанности Президента ПМР в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией.
 
Если в первом добавленном пункте все понятно – депутаты могут контролировать своих коллег, то второй подпункт – явное вмешательство в дела исполнительной власти. В российской Конституции таких полномочий у Госдумы нет. Есть такие:
 
Статья 103 Конституции РФ:
1. К ведению Государственной Думы относятся: (например)
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; (это есть и в приднестровском законе);
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
 
Более ничего нет. Исполнять обязанности президента на случай, если с ним что-либо происходит, согласно российской Конституции, уполномочен Председатель Правительства, премьер-министр. В Приднестровье, согласно Конституции, нет должности премьер-министра, но зато есть выборная должность вице-президента, который вправе осуществлять обязанности президента в случае его отсутствия. То есть данные поправки к статье 62-й не имеют отношение к гармонизации законодательства с российским.
 
Вот не особенно понятная предложенная приднестровскими депутатами добавка к части третьей пункта 4 статьи 62 Конституции ПМР:
 
Часть 3 п. 4 статьи 62 Конституции ПМР:
 б) (о том, что в порядке осуществления контрольных функций, Верховный Совет) рассматривает ежегодную информацию, направляемую членами Кабинета Министров ПМР, иными руководителями исполнительных органов государственной власти и управления о деятельности соответствующих органов государственной власти и управления за истекший период и о планах дальнейшей деятельности в рамках реализации ежегодного послания Президента ПМР Верховному Совету.
 
В Конституции Российской Федерации, на которую ссылаются приднестровские   депутаты, таких полномочий законодательного органа не прописано. Есть пункты статей, регламентирующие работу Правительства и Президента, и только они говорят о том, что (статья 114) правительство разрабатывает бюджет и предоставляет отчет о его исполнении Госдуме, а президент РФ ежегодно выступает с посланием (статья 84), в котором докладывает о состоянии внутренней и внешней политики государства. Российским министрам не приходится ежегодно отчитываться еще и перед законодателями, по процедуре это делает премьер.
 
Поправка к п. 3. статьи 68:
«Выборы Президента ПМР осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы (относительного большинства)».
 
И вот здесь, помимо того, что убран текст об избрании вице-президента в паре с президентом и точно не гармонизированное положение, тем более, что введены эти изменения не так давно. Срок Полномочий Президента ПМР – 5 лет.
Недавно президент России Дмитрий Медведев, выступая с обращением к федеральному собранию, инициировал поправки в Конституцию, согласно которым президент РФ избирается на срок 6 лет. До этого предложения глава российского государства избирался на 4 года.
 
Поправка к той же статье 68 пункт 5 уже не предусматривает существования должности вице-президента и гласит, что если президент не может по определенным в Конституции причинам осуществлять свои полномочия, то
 
Поправка к п.5 статьи 68 Конституции ПМР:
«…они возлагаются на лицо, определенное Верховным Советом посредством постановления, принятого двумя третями голосов от установленного настоящей Конституцией числа депутатов Верховного Совета, которое подлежит подписанию Председателем Верховного Совета…».
 
п.3 Статьи 92 Конституции РФ:
«Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».
 
Но согласно действующей поправки, «…При этом Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации …».
 
Упразднение должности вице-президента и невведение, согласно российскому законодательству должности премьер-министра, таким образом, приднестровские депутаты видят возможность для получения прав по назначению исполняющего обязанности Президента и тотальному контролю над исполнительной властью. А здесь уже сведен на «нет» принцип разделения властей – неотъемлемый признак демократического государства.
 
Поправка к статье 68 Конституции ПМР - введение пункта 6:
п.6: «Кандидатом в Президенты ПМР в случае досрочного прекращения полномочий Президента не может быть выдвинут гражданин, исполнявший (исполняющий) обязанности Президента ПМР в соответствии с принятым в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи Верховным Советом ПМР Постановлением». 
 
В российском главном законе, к которому так стремятся, такого пункта вовсе нет. Конституция России никого не ограничивает в возможности баллотироваться на пост президента страны.
 
Статья 92. п.2 Конституции РФ:
«…При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий».
 
Не соответствует это предложение депутатов не только российской, но и приднестровской Конституции.
 
п.2 статьи 68 Конституции ПМР:
«Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран (любой) гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики не менее 10 лет и постоянно проживающий на территории Республики».
 
Вот хороший пример гармонизации приднестровской и российской Конституции.
 
В пункте 4 статьи 71 Конституции ПМР: помимо обращений к народу, предложено 
б) обращаться к Верховному Совету с ежегодными посланиями о положении в республике, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;  и
в) представлять в адрес Верховного Совета ежегодное бюджетное послание президента ПМР. 
 
Приднестровские депутаты предложили регламентировать деятельность кабинета министров. Но в ПМР кабинет министров возглавляет Президент.
 
Поправка к Статье 74. п.2 Конституции ПМР:
«Члены Кабинета Министров и иные руководители органов государственной власти и управления направляют Президенту и Верховному Совету ПМР ежегодную информацию о деятельности соответствующих органов государственной власти и управления за истекший период и о планах дальнейшей деятельности в рамках реализации ежегодного послания Президента ПМР Верховному Совету ПМР».
 
Кабинет министров регулярно отчитывается перед президентом республики, а Верховный Совет всегда вправе был пригласить членов Кабинета министров на заседания и заслушать доклад на интересующую тему. В российской Конституции деятельность правительства регламентируется федеральным конституционным законом, и таких, положений как приднестровские поправки, не содержит.
 
Статья 114 Конституции РФ:
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации
 
Это некоторые поправки, которые нас удивили. Но стремящиеся к российскому аналогу Конституции народные депутаты почему - то не предложили поправки, касающиеся например, роспуска законодательного органа власти. В Приднестровье такого положения вообще нет. То есть президент, глава государства, не имеет права ни в каких случаях распускать Верховный Совет. А вот в России, президент такое право имеет.
Например,
«В соответствии со статьей 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации, а именно: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (статья 111, часть 4), при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации не объявляет об отставке Правительства Российской Федерации (статья 117, часть 3), в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации при этом не принимает решения о его отставке (статья 117, часть 4). Действующие поправки к Конституции РФ».
 
Нет в Приднестровье и постановления, которое устанавливало бы правила принятия и подписания конституционных поправок. Пока Верховный Совет вправе принять необходимые ему конституционные поправки в трех чтениях, при этом мнения Президента, Кабинета министров и общества могут в расчет не браться. Что с успехом и начало реализовываться на нынешней неделе. Российская Федерация же в своей Конституции не допускает подобного.
 
Статья 108 Конституции РФ:
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
 
Есть и дополнения, которые гласят, что
 « … При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.
2. Законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте».
 
Поправки за поправки в Конституцию должны проголосовать законодательные органы всех субъектов федерации, затем в Госдуме. Затем в Совете федерации, и затем подписать Президент.
 
До этих пунктов приднестровские инициаторы конституционных изменений, наверное, не дошли. А может, им эти пункты, как и многие другие, и не нужны. А назвать вносимые поправки гармонизацией с Конституцией России, по меньшей мере, сложно. Возможно, приднестровским депутатам не особенно подходит российский основной закон в целом. Он, в отличие от приднестровского, четко и бескомпромиссно ограничивает круг обязанностей законодателей в стране с президентской формой правления.
 
ТВ ПМР