Тема переезда в сельскую местность, в эко-поселения и общины набирает все большую популярность среди горожан. Перед потенциальными переселенцами стоит ряд вопросов: как выехать, куда выехать, с кем обустраивать новую жизнь и чем заниматься на земле. Отвечая на этот социальный запрос Европейский институт ЮСТО разработал специализированный курс профессиональной подготовки “Менеджмент и маркетинг крестьянско-фермерского хозяйства”. Его разработчиками стали профессор, социолог Дмитрий Соин и профессор, аграрий Евгений Бирюков.
Уникальность курса состоит в том, что желающие уехать из города и обустроить свою жизнь на селе по его окончании смогут правильно выбрать место, построить дом, открыть бизнес, сформировать общину единомышленников, обустроить сферу досуга, образования и культуры.
Европейский институт ЮСТО в ознакомительных целях предоставил программу “Менеджмент и маркетинг крестьянско-фермерского хозяйства” порталу ТИРАС. Публикуем ее с некоторыми сокращениями:
Утверждаю
ректор, профессор Д.Ю. Соин
ПРОГРАММА
“МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА”
В настоящее время существует высокая потребность в предоставлении знаний, технологий и практических навыков гражданам России, желающим покинуть крупные города и связать свое будущее с аграрным сектором. Из открытых источников следует, что вызванный падением цен на углеводороды и короновирусом экономический кризис станет причиной массового отъезда из Москвы, Петербурга и некоторых других крупных городов по разным оценкам свыше 3 миллионов человек. Потеря работы, закрытие целых секторов сферы обслуживания, общие кризисные явления, а так-же психологический стресс от длительного пребывания в карантине станет мотивом к изменению образа, стиля и места жизни.
У покидающих мегаполисы людей будет два основных жизненных сценария:
1. Превратиться в дешевую рабочую силу, кочующую из региона в регион в поисках заработка;
2. Развить собственный аграрный бизнес в экологически чистых регионах России, что видится реальным учитывая огромную территорию, многообразные ландшафты и климатические зоны страны.
Предлагаемая идея направлена на реализацию второго сценария. Он позволит:
– создать многочисленный класс сельских собственников, которые всегда являлись опорой стабильного государства;
– избежать маргинализации населения;
– усилить традиционную систему уклада и хозяйствования;
– обеспечить продовольственную безопасность страны.
Так же будут решены многие проблемы экологического, демографического, семейного и морально-нравственного формата.
Изучение вопроса показало, что серьезным препятствием на пути потенциальных переселенцев является отсутствие знаний, технологий и практического опыта жизни и развития бизнеса на селе. Мы предлагаем решение этого вопроса через создание обучающей программы, включающей в себя теоретико-методологическую и практическую части.
1. Теоретико-методологическая часть. Платформа – Европейский институт ЮСТО. Предметы:
– Идеология и мотивация деурбанизации;
– Выбор места жительства: логистика, экология, безопасность;
-Менеджмент в аграрном секторе;
– Маркетинг фермерских хозяйств;
– Брендирование и завоевание рынков сбыта;
– Аграрная кооперация;
– Регистрация и особенности работы КФХ;
– Гранты, субсидии и кредиты для аграрных проектов;
– Основы растениеводства;
– Основы Животноводства и молочного производства;
– Основы почвоведения;
– Садоводство и огородничество;
– Основы пчеловодства;
– Рыбное хозяйство и аквакультуры;
– Заготконторы и переработка сельхоз продукции;
– Инновационные технологии в аграрном секторе;
– Строительство домов и подсобных помещений;
– Бизнес и работа в режиме онлайн;
– Культурная и социальная активность на селе.
2. Практическая часть включает в себя подготовку слушателей курса на «земле»:
– Прикладное растениеводство, садоводство и огородничество (высадка деревьев, обработка грядок, борьба с вредителями и т.д.);
– Прикладное животноводство и молочное производство (работа на животноводческой ферме);
– Демонстрация и использование минитракторов, мотоблоков и культиваторов;
– Установка теплиц, парников, защита растений от заморозков;
– организация торговли сельхозпродукцией;
– демонстрация и посещение сельских домовладений, школ, магазинов и т.д.
Перечень практических занятий можно существенно расширить. Процесс обучения будет занимать 3 месяца в формате дистанционного образования. Вторая часть проходит очно в специально обустроенных центрах на земле. . По окончании участники групп получают диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Менеджмент и маркетинг крестьянско-фермерского хозяйства».