НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Феномен happy slapping

Образование // 12:19, 15 января 2012 // 2064

матрасы для новорожденныхНесколько лет тому назад «Российская газета» писала: «У европейской молодежи новое развлечение. Собирается группа, идет по улице и внезапно нападает на случайного прохожего, избивает до полусмерти и - главное - записывает все это на видеокамеру телефона.
Зародилось это в Лондоне, распространилось по всей Европе и, похоже, шагнуло к нам». Подобные чудовищные случаи стали не редкостью. В печати и в Интернете, на ТВ и радио часто можно узнать о том, что подростки издеваются друг над другом. К сожалению, фетишизация вызывающей физической силы, грубое насилие, становятся эталоном сегодняшнего времени. Например, в Твери подростки распространили среди школьников видео, на котором они якобы избивают восьмиклассницу за "провинность". За небольшой промежуток времени хулиганы смогли внушить детям младших классов, что подобным образом они расправятся с каждым, кто встанет на их пути.  К счастью, оказалось, что ролик хулиганы скачали из Сети, чтобы сделать пиар своей банде. Осенью прокуратура Татарстана начала расследование  в связи с избиением десятиклассницы. Видеокадры расправы, учиненной ученицей восьмого класса из соседней школы, подростки распространяли в учебном заведении.
Похожий инцидент произошел летом в Кургане. Там были осуждены четверо подростков, разместившие в Интернете видео с избиением своего ровесника.
Подобные съемки не наказуемы, в законодательстве правовую оценку получает лишь действо, наносящее вред здоровью. Однако в той же Германии энергично обсуждается необходимость введения уголовной ответственности за хранение и распространение подобных "фильмов", как за тиражирование порнографии. Берлинская общественность всерьез обеспокоена тем явлением, что несколько лет назад пришло в страну из Англии. Именуется этот феномен happy slapping, что в переводе значит "избиение, которое ради развлечения снимается на камеру".
Культ насилия и бесчеловечности докатился и до Рыбницы.
Из спокон веков между подростками случаются различные столкновения, которые, как принято сегодня говорить заканчивались «разборками». Однако, как известно, ссора ссоре рознь. Что не поделили между собой три рыбницкие школьницы не так уж существенно – важно то, что из-за этого произошло и к каким последствиям привело. 
… По предварительному сговору и из хулиганских побуждений Людмила Д. (1993 г.р.) и Мариана Б. (1992 г.р.) в процессе ссоры с Г. избили ее руками и ногами, затем, подняв с земли палки, начали бить ими потерпевшую. Вслед за тем, схватив Г.  за волосы, осужденные таскали девочку по земле, били головой о металлическую газовую трубу. За столь скупыми фразами вырисовывается нелицеприятная картина, за которой наблюдали свидетели – одноклассники. Но на этом Мариана не остановилась, она потребовала, чтобы Г. разделась до гола ниже пояса и сфотографировала ее на мобильный телефон. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров, войдя во вкус вседозволенности и унижения человека,  Людмила и Марианна заставили потерпевшую пить воду из лужи. А, фотографии с мобильного телефона они показывали одноклассникам в школе.
Все, что произошло даже нельзя расценить, как психологические особенности детей подросткового возраста. Поэтому Домбровская и Булхак предстали перед судом и понести реальную ответственность за содеянное.
Рыбницкий горрай суд приговорил  Людмилу Д. к 2,8 годам лишения свободы, а Марианну Б. – к 4 годам. Осужденные будут отбывать наказание в воспитательной колонии общего режима.
Не согласившись с решением суда, адвокаты и Людмила Д. направили кассационную жалобу в Верховный суд, в которой просили назначить наказание не связанное с лишением свободы, при этом просили учесть их 15-летний возраст, полное признание вины и раскаяние в содеянном.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по уголовным делам нашла, что наказание судом определено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Наказание  Людмиле Д. назначено ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, т.е. учтена ее роль в преступлении, которая менее активная и, то, что протерпевшая ее простила.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда оставила без изменения решение Рыбницкого горрай суда в отношении несовершеннолетних Людмилы Д. и Марианы Б., а кассационные жалобы адвокатов и осужденной Домбровской оставила без удовлетворения.
Итак, права пострадавшего ребенка были защищены. Однако, согласно результаты опроса, который провели сотрудники детского фонда «Семья – детям» Доминирующим видом насилия в приднестровских школах является психологическое насилие в виде насмешек и унижений.
       
       
В опросе, проводившемся в рамках проекта «От консультаций с подростками – к совершенствованию практики работы в области защиты детей от насилия».
По словам директора проекта Светланы Беловой, исследование явилось результатом фокус-групп, проведенных на базе Центра социально-воспитательной работы, в тираспольских школах №№ 3, 5, 14, 17 и в вечерней школе.
«Согласно полученным данным, насилию в школе подверглись 48,1% всех респондентов, при этом преобладает психологическое насилие. Учащиеся слышат в свой адрес насмешки, обидные клички, их унижают в присутствии других детей, высмеивают»,– отметила Белова.
Она отметила, что около трети опрошенных детей подвергались в школе физическому насилию, которое проявлялось в рукоприкладстве, порче личных вещей, шлепках и подзатыльниках.
«Насилие в основном совершают одноклассники. Лишь 6 детей сказали о том, что к ним применяли насилие учителя», – подчеркнула директор проекта.
Говоря о причинах, по которым учащиеся могут прибегать к насилию, Белова сказала, что 27% отпрошенных детей могут ударить «за дело», 22% – в целях самозащиты, 13% – чтобы проучить, 10% – из-за несправедливости. Еще 9% респондентов сказали, что не могут себя сдержать, по 7% опрошенных выбрали ответы «потому что меня обижают» и «у меня много злости».
«При этом ребята почти не выбирали позиции «хочу быть самым крутым» и «только так я могу самоутвердиться», – подчеркнула Белова.
Она сообщила также, что большинство опрошенных ребят (66%) готово рассказать о ситуациях, связанных с насилием, обоим родителям. При этом за помощью к психологу обратилось бы 24% детей, к священнику – 8%, в милицию – 4%. Около четверти опрошенных сказали, что никому не рассказали бы о фактах насилия.
«В связи с тем, что доминирующим видом насилия является психологическое, необходимо проводить различные мероприятия в семье и в школе, направленные на снижение уровня насилия среди подростков. Это беседы, лекции, классные часы, семинары, тренинги и многое другое. Одним из эффективных мероприятий такого рода является тренинг по программе «Альтернатива насилию», который нужно проводить в школах, а также для несовершеннолетних, находящихся в группе риска», – отметила Светлана Белова
Как давно я прочитала следующее, что в психологии есть такая установка: не существует детских проблем, есть лишь проблемы взрослых, а ребенок - носитель симптома. Поэтому то, что произошло - это проблемы именно взрослых. Дети стали жертвами их ошибок. Причем жертвами являются и пострадавшая, и "агрессоры".

Марина Киреева.