НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Зарождение российского кинематографа: дореволюционная эпоха

Образование // 08:57, 6 сентября 2011 // 1983

Как сообщает ИА "Лента ПМР", 3 сентября на базе ММК «ПРОРЫВ!» был проведён очередной лекционный курс "Культура России", на котором с лекцией выступила  Маргарита Данилина. Темой доклада стало зарождение и развитие  кино в дореволюционной России.

Лектор начала с самых истоков российского кинематографа. Маргарита рассказала о переплетении исторических событий, происходивших в то время в стране, с появлением первых кинопленок: «В России кинопленка поя,вилась в 1896 году, когда страна готовилась к грандиозному событию – коронации нового императора Николая II. В Петербурге собралось много корреспондентов и фотографов. Среди них был и французский оператор Камилл Серф, которого отправил в Россию Луи Люмьер, чтобы тот заснял на «особый аппарат с движущейся лентой» процесс коронации. Об этом написали накануне торжества в газете «Новости дня». Вот так изобретение Люмьера оказалось в России».

Далее речь в лекции пошла о развитии кино в разных городах и регионах России: «В мае 1896 кинопоказы демонстрируются в летнем зале «Аквариум» в Петербурге и в саду «Эрмитаж» в Москве. Зимой 1896-1897 г.г. в Санкт-Петербурге. Русское техническое общество устроило в Соляном городке цикл кинематографических лекций-сеансов, на которых были показаны просветительские ленты. В конце 1897 г. в Москве на Красной площади открылся «Электрический театр», который и стал, по сути, первым синематографом в России. Вслед за столицами кинематограф появляется и в других городах нашей страны, успев побывать в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. В Нижнем Новгороде кино демонстрируется на Всероссийской выставке в кафе Шарля Омона, там был открыт «Театр концерт-паризьен».

Конечно же, нельзя не привести высказывание очевидца всех этих событий Алексея Максимовича Горького, на тот момент журналиста «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». И вот какие у него остались впечатления от увиденного:
«Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет, и нет красок. Там все - земля, деревья, люди, вода, воздух - окрашены в серый однотонный цвет; на сером небе - серые лучи солнца; на серых лицах - серые глаза, и листья деревьев серы как пепел. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения.

Объясняюсь, дабы меня не заподозрили в символизме или безумии. Я был у Омона и видел синематограф Люмьера - движущиеся фотографии. Впечатление, производимое ими, настолько необычайно, так оригинально и сложно, что едва ли мне удастся передать его со всеми нюансами, но суть его я постараюсь передать».

«Когда же началась война, западные картины уже не были так популярны, и началась борьба уже между российскими кинокомпаниями. В эти годы кинематограф развивается, как в лучшую сторону – повысилось кинопроизводство, появились разнообразные жанры, развивается техника, так и в худшую – в погоне за большим количеством отснятых картин предприниматели начинают забывать о главном предназначении кинематографа – снижается качество выпускаемой продукции, появляются однотипные ленты с похожими названиями, переманивается лучший творческий персонал.

Вот в таких условиях российский кинематограф вступает в новый исторический период, когда Российская империя прекращает свое существование», - подвела черту под своим выступлением Маргарита Данилина.

Данная тематика лекции была выбрана не случайно. Молодые люди -  слушатели курса, выразили желание побольше узнать о том, как же начиналось кино в России, столь любимое и популярное сегодня.

 

Маргарита Данилина