НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Валентин Крылов: «Молдавские политические реалии говорят о необходимости создания межпартийного союза левых сил»

Образование // 10:46, 23 июня 2011 // 1220

Прошедшая избирательная кампания по формированию органов местного самоуправления в очередной раз показала активность молдавского электората (явка на участки в день выборов по сравнению с недавним прошлым заметно возрастает), а также интерес практически всех партий, независимо от их рейтингов и места в тех или иных структурах власти к электоральным состязаниям. Ярким примером могут служить выборы кишиневского градоначальника. Небывалое до сих пор число претендентов на пост превратило избирательные бюллетени в метровые ленты, в своеобразные краткие справочники по партийной жизни РМ.


Первый тур голосования 5 июня продемонстрировал также, что в борьбе и за пост мэра молдавской столицы, и за депутатские мандаты в местных законодательных органах большинство организаций предстали, мягко скажем, в бледном свете, не получив даже и одного процента голосов. А результаты, полученные отдельными политическими структурами, признаться, более чем странные. Как, например, это может быть, чтобы организации, насчитывающие, по официальным данным, в своем составе, примерно, по восемь-десять тысяч членов, получают на выборах не более трех тысяч голосов в свою поддержку?


Собственно, и до подсчета голосов было ясно, что, допустим, ни Социал-демократической партии, ни Партии социалистов, ни Христианско-демократической народной партии, не говоря уже о таких экзотических организациях, как партиях «Патриоты Молдовы» и «Наш дом Молдова», ничего ни на этих выборах, ни в ходе ближайших кампаниях ничего не светит. Вопрос, в чем смысл такого участия, когда после мельканий на предвыборных дебатах, в прессе и на телевидении, со своими программами и лозунгами партии получают такой низкий результат, что хоть объявляй о самороспуске, а их руководителям уходи в отставку, выглядит совсем не праздным, а наоборот уместным.


В ходе первого тура был использован забытый было молдавскими политиками такой электоральный приём, когда зарегистрированный кандидат в определенный момент заявляет, что снимается с гонки, и призывает своих сторонников голосовать за другого кандидата. Так на этот раз поступил претендент на мэрское кресло от Партии социалистов Валентин Крылов, обратившись при этом к сторонникам ПСРМ поддержать «красного» кандидата Додона. В чем смысл, а быть может, и загадка такого шага? Насколько такая маломощная партия, как ПСРМ, способна была оказать помощь ведущей в РМ Партии коммунистов? На эти и другие темы, касающиеся предвыборных коллизий и в целом общественно-политической жизни страны, корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с исполнительным секретарем ПСРМ Валентином Крыловым.


- Валентин Михайлович, так в чем же смысл участия организаций, которые на разные лады называются то асфальтовыми, то диванными… (есть у нас такой умник – лидер ПКРМ Воронин, он такого масштаба партии вообще обозвал политическим бомжатником), в предвыборной борьбе, когда их результат заранее ясен? Или, быть может, законодательство так устроено – партия, пропускающая одну или две избирательных кампании, оказывается перед угрозой технического самороспуска?


- Не надо мучиться и подыскивать формулировки. Такие политические организации, о которых вы говорите, называются просто – партиями непарламентского типа. И никак иначе. О техническом, как вы его назвали, самороспуске. Это положение исключено из законодательства.


- То есть, оно было в законодательстве?


- Да.


- Кто был инициатор такого положения?


- Товарищи из Партии коммунистов. Так вот, все партии, в том числе и организации непарламентского типа, должны рассматривать вопрос участия во всех избирательных кампаниях как важнейшую составляющую часть своей деятельности. Пусть простят мне ваши читатели, что я буду говорить о бесспорных истинах: главная цель любой политической организации - борьба за власть; участие в различных кампаниях – это и есть борьба за власть или за то или иное представительство во власти. А уж как это получается у партии, и какие результаты она показывает – это дело, извините, ее руководства, ее членов и сторонников. Пусть они решают судьбу своей организации.


Теперь подробнее. Как мне кажется, местные выборы для непарламентских партий являются хорошей площадкой для практического приложения сил, поскольку у них появляется возможность провести своих выдвиженцев во власть в тех местах, где у них позиции на фоне общереспубликанского уровня все-таки посильнее. Иными словами, если есть возможность у партии подучить хотя бы один мандат советника хотя бы в одном населенном пункте, то она обязана такую возможность использовать.


- А нынешнее участие в борьбе за пост столичного градоначальника? Понятно ведь было задолго до первого тура голосования, что фаворитами гонки являются выдвиженец Партии коммунистов Додон и кандидат от двух либеральных формирований Киртоакэ. На их фоне даже шансы кандидата от Демократической партии Булиги выглядели бледно, что, собственно, и подтвердил подсчет голосов. В чем смысл? Использовать повод для представления партии, пусть даже самой незаметной и забытой, или же для того, чтобы обеспечить проведение второго тура борьбы, оттянув голоса у фаворитов?


- Я еще раз хочу подчеркнуть: партия, участвующая в той или иной кампании, прямым образом делает попытку выполнить свои уставные и программные цели и задачи. И ничего более. Кстати сказать, кандидатов на пост премъера Кишинева было не так уж и много. Примерно каждая вторая партия своего кандидата не выставила, хотя могла бы.


- А почему не выставила, хотя и могла?


- Ответ простой: у таких организаций нет более или менее достойных кандидатов, которые, что крайне важно, сколько-нибудь прилично и в рамках публичных дебатов могла бы представить свои партию и ее цели в конкретной ситуации. Конечно, мне могут возразить: а где результат или, например, это не результат – меньше одного процента. Однако мы в ПСРМ, да, думаю, и других партиях, показавших, скажем так, скромные результаты 5 июня, оцениваем кампанию ,как участие в политических наработках долгосрочного порядка. В частности, мы в Партии социалистов, думаю, недвусмысленно дали понять нашим сторонникам, что у нас все еще впереди, что партия существует, и что сворачивать свои знамена она не собирается.


- Валентин Михайлович, а как Вы оцениваете уровень интереса к Вашей организации со стороны избирателей; на чем Вы основываетесь, делая вывод, что о ПСРМ где-нибудь в Бричанском или в Вулканештском районах не забыли и не забудут до новой предвыборной кампании?


- Во-первых, ПСРМ – одна из самых опытных в РМ партий.


- То есть?


- Ну, скажем так, она из числа долгожительниц в группе политических и общественно-политических организаций. Во-вторых, мы более двух лет подряд поддерживали Партию коммунистов.


- Последнее обстоятельство Вы считаете важным в дальнейшей борьбе ПСРМ за представительство во власти?


- Безусловно.


- Давайте подводить итог этой части нашей беседы. Итак, например: если, скажем партия, выдвинувшая кандидатом на пост кишиневского градоначальника госпожу Лагуту, знает, что она не получит в городе практически никакой поддержки, то все равно какой-то, пусть даже едва заметный результат будет достигнут? Да какой же, позвольте узнать?


- Пример организации, выдвинувшей Лагуту, Вы привели осознанно? Если так, то пример неудачный.


- Почему?


- Потому что он именно из той области деятельности и из той области партийной жизни, когда точно все зря. Партия «Патриоты Молдовы» - не доктринальная организация. И этим, как мне кажется, все сказано. Когда в РМ появляются организации типа «рога о копыта», т.е. без доктрин, но с непомерными амбициями, то и выходит, что зря. Выставлять кандидатом на пост столичного мэра Лагуту, не понимающую, что такое политическая доктрина, значит, - полностью дискредитировать святые на сегодняшний день идеи молдавского патриотизма. Смею предположить, что «патриоты», выдвинувшие Лагуту, не являющуюся членом ППМ, поступили так, вопреки своим политическим интересам.


- Валентин Михайлович, поделитесь своими соображениями и своим опытом работы на выборах, в частности, относительно такого, наверное, заранее подготовленного хода: незадолго до дня голосования тот или иной кандидат на ту или иную должность снимается с гонки и приглашает своих сторонников подержать иного претендента, т.е. своего кандидата. К Вам этот вопрос еще и потому, что Вы со своей партией поступили именно так, применив старый, и уже, казалось, забываемый в предвыборной практике прием . В чем, как сейчас принято говорить, фишка, ну, или скрытый смысл? Напомним здесь, что Вы призвали сторонников ПСРМ поддержать уже в первом туре кандидата Додона.


- Все довольно просто. Партии, поступающие таким образом, в первую очередь используют действующую концепцию освещения средствами массовой информации всей кампании. Т.е. каким бы хилым или неперспективным казался тот или иной кандидат, освещать его предвыборную работу отечественным СМИ придется. Партия, таким образом, извлекает очевидную выгоду, не затрачивая при этом серьезных организационных и материальных ресурсов. Все остальное – из области отсутствия опыта, партийных фантазий и непонимания основных элементов электоральных процессов. Я и мои сторонники не страдаем мечтаниями о том, что голоса избирателей приватизированы раз и навсегда той или иной партией и ими можно распоряжаться по своему усмотрению, забывая, что избиратель идет в кабину и голосует так, как считает нужным. Речь вообще идет, с одной стороны, об уважительном, а не потребительском отношении к политическим сторонникам и единомышленникам, с другой, о понимании того, что называется текущим процессом, ответственность за то, как будет складываться ситуация в стране в ближайшем и обозримом будущем. Именно исходя из последнего посыла, я и мои товарищи по партии решили поддержать кандидата от ПКРМ Додона. А теперь объяснимся. Мы считали и считаем сейчас, что присутствие в должности мэра молдавской столицы такого опасного персонажа как Киртоакэ в течение еще одной четырехлетки угрожает молдавской независимости. Его унионистские настроения ,не являются тайной за семью замками.


- Почему нельзя было сразу объявить, что ПСРМ поддерживает кандидатуру коммунистов, т.е. Додона. В чем фокус-то?


- Потому что в таком случае мы бы поступились интересами партии.


- Получается, что интересы Партии социалистов выше государственных интересов?


- Это ваш вывод. Я еще раз повторяю: мы заявили не о поддержке Партии коммунистов, а о том, что мы поддерживаем кандидата Додона, молдавского патриота, который противостоял унионисту Киртоакэ. Поэтому мы считаем, что ПСРМ выступила, как истинная патриотическая сила, и во имя государственных интересов Республики Молдова.


- В этом свете, насколько оправданы могут быть действия по созданию в стране широкого межпартийного союза патриотических сил Молдовы? Недавно Вы выступали с такой идеей. Простой ведь, на самом деле, мог бы быть ответ в адрес Коалиции «За европейскую интеграцию» - Вы нам союз трех, а мы вам - широкий, ну, скажем, фронт.


- Мы приняли решение о самостоятельном участии в выборах в столичные структуры власти только после того, как поняли, что руководство ПКРМ не поддерживает идею создания блока левых сил. Хотя они всегда и всюду говорят о консолидации всех левых сил, на деле мы видим… Ну, то есть ничего не видим со стороны ПКРМ.


- Такой блок сегодня нужен?


- Для сегодняшней Молдовы он жизненно необходим.