2 июня состоялся Лекционный курс «Культура России», который проводится ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир» в рамках проекта «Молодежный центр русского языка и литературы». Напомним, целью данного курса является углубление и расширение знаний молодежи в области культурно-исторического наследия России.
Очередной доклад, который прочитал Тимофеичев Владислав, был посвящен истории создания русского балета. Лектор в начале своего выступления обратил внимание на то, что слава русского балета была и остаётся достаточно громкой. Имена великих балерин и балерунов известны всему миру. По его словам, отправной точкой этого особого вида танцевального искусства для России стоит считать 1738 год. «Дело в том, - пояснил Владислав, - что именно тогда появилась первая русская балетная школа, известная ныне на весь мир как Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Её главным танцмейстером и балетмейстером стал Жан Батист Ланде. Изначально его учениками были дети дворян, но со временем он понял, что для светской молодежи не интересен профессиональный балет. Вот почему к императрице вскоре поступило его прошение, в котором Ланде сумел обосновать необходимость набора в школу ребятишек простого происхождения. Разрешение было дано, и из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Жан Батист хореографическому искусству. Под его чутким руководством школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова».
В продолжение своего выступления докладчик рассказал о других значительных деятелях искусства, чей вклад в этот вид танца трудно переоценить. В частности, он отметил: «Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в XIX веке благодаря французскому балетмейстеру Шарлю-Луи Дидло. Он усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе».
«Многогранность, оригинальность и красота русского балета позволяют заслуженно считать его лучшим в мире», - подвел итог лектор.
Надежда Навроцкая