НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

... И русский бы выучил только за то, а также еще и за это

Образование // 12:32, 30 сентября 2010 // 1551
altЛидер общественного Объединения «Ени Гагаузия» Николай Дудогло, избранный 25 сентября на собрании граждан Молдовы председателем исполнительного бюро инициативной группы, по проведению конституционного республиканского референдума о придании русскому языку статуса второго государственного полагает, что данная проблема излишне политизирована, перегружена всевозможными фобиями и потому в большинстве случаев считается чуть ли не запретной для публичного обсуждения. Как он отметил в интервью агентству НИКА-пресс, перевод ее из политической в социальную и прикладную темы дает хорошую почву для спокойного и основательного разговора, поэтому, начиная сбор подписей сторонников референдума, его инициаторы планируют на этот период проведение серии заседаний за «круглым столом» всех заинтересованных в дискуссиях специалистов, экспертов, политиков, простых граждан Молдовы . "Кроме того, - сказал Дудогло, - широкая география заседаний - от Вулканешт до Бельц и от Унген до Тирасполя  - даст нам картину, максимально приближенную к правдивому ответу на главный вопрос: второй государственный русский для Молдовы – это благо или вред?"
 "В этом подходе, - напомнил собеседник агентства, - кроется и организационная идеология предстоящего референдума. Если большинство избирателей страны выскажется против «языковых перемен в Конституции», то так тому и быть. Мы не ставим по-революционному вопрос «Родина или смерть!», мы также хотим проверить на прочность и свои убеждения, что высокий статус русского языка для Молдовы и всех ее жителей обогатит страну, существенно расширит ее внешнеэкономические, социальные и политические перспективы". 

Собеседник агентства подчеркнул, что инициатива Объединения «Ени Гагаузия», поддержанная пока скромным числом республиканских общественных и общественно-политических организаций, предполагает и наши предложения включиться в сбор подписей и представителям республиканских партий и, безусловно, в этом есть доля провокации. Однако иным способом, убежден Дудогло, сложно проверить, насколько то или иное политформирование искреннее, когда накануне различных избирательных кампаний очень убедительно сообщает о стратегическом партнерстве РФ и РМ, а также братских отношениях России и Молдовы, имеющих исторические корни. "Мы, безусловно, не будем винить тех, кто откажется от совместной с нами работы по сбору подписей – это их право и воля, но мы не откажемся от возможности назвать те организации и тех политиков, которые поддержали нашу инициативу", - сказал председатель «Ени Гагаузия».

Одним из важных обстоятельств, имеющих прямое отношение к предстоящему плебисциту, Дудогло назвал во много раз повышаемую ответственность гагаузской общественности, а заодно и местного чиновничества за бережное отношение к статусу молдавского языка. "Нас точно не поймут и строго спросят, -сказал он, - если мы, борясь за достойное место русского языка в жизни Молдовы, что называется, забудем о роли языка молдавского, поэтому мы готовы на этом этапе начать с практических дел – изыскать из различных муниципальных (это, убежден, сделают и власти автономии) источников средства для создания на местах постоянно  действующих и доступных всем курсов молдавского языка". Лидер «новых гагаузов» высказал мнение, что при общем уважении к иным культурам и наречениям такие настроения гагаузов получат распространение и по всей стране.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Бойкие мысли Николая Дудогло, несомненно, продиктованы, кроме всех озвученных целей, за которыми много что кроется, еще и стремлениями снизить общественную и политическую напряженность вокруг языковой темы. Никто не доказал на сто процентов, но и никто не сумел опровергнуть мнение, что война на Днестре началась «с языка». И, наверное, поэтому появились в «команде Дудогло» предложения бросить не меньше, чем на сбор подписей, сил на организацию открытых дискуссий – лучше спорить и доказывать свою правду, сидя «за круглым столом», чем  стоя на  улице под осенними дождями. Кроме того, в окружении Дудогло зреют мечты превратить потом инициативную группу по организации плебисцита со всеми ее сопутствующими идеологическими и организационными элементами в единый организм. Есть даже предложение о названии «МОСТ» - Мир в Обществе, Согласие, Труд… Это что – новая партия с центром в Комрате, Движение общереспубликанского уровня, как это будет увязано с гагаузскими завязшими уже в зубах предложениями Центру поговорить о разграничении полномочий,  а также с вновь пугающим кишиневских политиков словом «федерализация», опять доносящегося с Юга..? Все загадка, все в мечтах и планах.

А пока – подготовка дискуссий. Гагаузские инициаторы «русского референдума», кроме готовности снизить агрессию в молдавском обществе, спровоцированную «запретной темой», должны быть готовыми к вязкому спору, а также опасаться коварных выводов их оппонентов на свой счет. Ну, например. Во время пресс-конференции, посвященной инициативе по референдуму, прозвучал буквально следующий упрек в адрес центральных властей, ведущих деловую переписку с автономией: «Мы знаем, что государственный язык в стране молдавский, а нам документы присылают на румынском. Мы не понимаем, почему власти РМ не соблюдают собственную Конституцию». Вот спроси у критика властей Молдовы, как он отличает молдавский печатный текст от румынского печатного, - не ответит же.

Или еще. На каком уровне чиновник, занимающий высокую должность,   после удачно проведенного референдума должен будет знать оба языка? Или один из них? Оба ведь государственные… Или, скажем, товарищ Воронин, не всегда понятно говорящий на обоих языках, может претендовать на должность председателя парламента? А мог бы (хоть и дело прошлое) быть два раза президентом Молдовы?

Но если отбросить в сторону шутки и перестать ерничать, то налицо еще один вывод: гагаузы осторожно предлагают всем жителям РМ стать культурными людьми, где высокое знание любого языка – это благо, знание двух-трех языков – это счастье. Посмотрим, что получится.