НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Ольга Гукаленко: в ПМР необходимо сохранить традиционную форму итоговой государственной аттестации

Образование // 11:21, 16 января 2010 // 3711
В 2008 - 2009 годах на рассмотрении в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики находился представленный Президентом в качестве законодательной инициативы проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» (папка 1098), предметом которого являлось введение итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ, как единой и безальтернативной формы итоговой государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ республики.

Особая значимость внесенного законопроекта для системы образования послужила поводом для его широкого обсуждения в приднестровском ученическом и педагогическом сообществе. В этой связи Верховным Советом для учета всех мнений были проведены Парламентские слушания по вопросу организации и проведения ЕГЭ в Приднестровской Молдавской Республике. В работе слушаний приняли участие педагоги, родители и учащиеся общеобразовательных школ ПМР, представители исполнительных органов государственной власти, депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и городских, районных Советов территориальных единиц Приднестровской Молдавской Республики. По результатам слушаний большинством голосов участников были приняты рекомендации Верховному Совету и профильному министерству приостановить до 2011 года массовое, обязательное проведение ЕГЭ и продолжить начатый эксперимент с целью выявления наиболее оптимальной формы итоговой государственной аттестации учащихся школ республики.

С учетом вышеизложенных рекомендаций профильным комитетом Верховного Совета были внесены поправки в законопроект (папка 1098), предусматривающие введение ЕГЭ не как единственной и обязательной формы, а как одной из форм аттестации (по выбору учащегося). Однако при рассмотрении настоящего законопроекта во втором чтении на заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Президент (через своего официального представителя) отозвал законопроект.

В связи с тем, что вопрос проведения ЕГЭ имеет острую социальную значимость (затрагивает права и свободы значительной граждан ПМР), а также требует финансирования из государственного бюджета, депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики предложили в рамках Закона Приднестровской Молдавской Республики «О государственных мерах по минимизации влияния мирового экономического кризиса 2008-2009 годов на экономику Приднестровской Молдавской Республики» приостановить в 2009 году проведение данной формы аттестации. Несмотря на эту норму, профильным министерством  фактически было проведено ЕГЭ с заменой его названия на «аттестацию в тестовой форме».

Необходимо отметить, что отсутствие в Приднестровье четкого регулирования форм государственной итоговой государственной аттестации вызывает постоянное напряжение в обществе. Кроме того, вопрос о ЕГЭ подвергается изучению и критике, как в России, так и в Украине. Следует обратить внимание на то, что в Приднестровье не решены проблемные вопросы, связанные с введением ЕГЭ в качестве единственной формы итоговой государственной аттестации, а именно:

- результаты ЕГЭ не являются основанием для поступления в систему профессионального образования (ПГУ) без дополнительных испытаний (это указано и в письме Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ на имя Министра просвещения ПМР);
- отсутствует независимый центр экспертизы качества знаний, который по аналогии с РФ не должен подчиняться Министерству просвещения;
- не полностью обновлена учебно-методическая база школ Приднестровья, что не позволяет проводить ЕГЭ по тестам России;
- не создан Центр по разработке приднестровских контрольно-измерительных материалов, что не позволяет провести процедуру ЕГЭ объективно;
- не закладываются в полной мере средства в бюджеты соответствующего года на проведение ЕГЭ, что приводит к сбору средств с родителей;
- до настоящего времени не отрегулирована легитимность сертификата  по результатам ЕГЭ на территории сопредельных государств (на основе наших сертификатов выпускники школ Приднестровья не принимаются в ВУЗЫ РФ и Украины).
- при отсутствии законодательной базы о проведении ЕГЭ решением Коллегии Министерства просвещения в 2009-2010 учебном году отменяется экспериментальная система «плюс 1 балл». Это приведет к тому, что часть выпускников не получат аттестат о среднем образовании, что может привести к социальному взрыву. Аргумент, по итогам эксперимента прошлого года, опубликованным СМИ ПМР, порядка 20 % школьников получили неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ. Им был добавлен «+1 балл» и они получили аттестаты. Что будет сегодня – никто не знает.

Все это еще раз убеждает, что в ПМР необходимо сохранить традиционную форму итоговой государственной аттестации, а проведение ЕГЭ, а лучше –тестирование, продолжить в виде эксперимента для желающих выпускников и провести его по их заявлениям. Более того, аргумент о признании аттестатов Приднестровья в РФ и других государствах никогда и никем не увязывался с формой проведения итоговой аттестации, то есть с ЕГЭ.

Понимая важность законодательного решения данной проблемы, в рамках плана законопроектной работы, в середине 2009 года рядом депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики внесен на рассмотрение проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об общем образовании» (папка 1321), концепция которого предусматривает введение ЕГЭ как одной из форм итоговой государственной аттестации. Несмотря на отрицательное заключение Президента ПМР Президентом ПМР рекомендуется создать рабочую группу по выработке согласованной редакции законопроекта, которая была создана.

К сожалению, в настоящее время работа рабочей группы по данному законопроекту блокирована не по вине ВС ПМР. В то же время полагаем, что необходимо в оперативном порядке найти консенсус о формах проведения государственной итоговой аттестации учащихся общеобразовательных школ и приступить к разъяснению процедуры и подготовке проведения итоговой государственной аттестации в общеобразовательных школах.

altОльга Гукаленко – председатель комитета по вопросам образования, науки, культуры, семьи и детства Верховного Совета ПМР