НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Резолюция юбилейной конференции «Россия и Молдавия: 650 лет вместе»

Образование // 07:58, 24 декабря 2009 // 2776
altВся история молдавского народа была теснейше связана со славянским миром, с Православием и с Россией. Молдаване выработали и на протяжении двух веков существования Молдавского княжества последовательно осуществляли свой «проект национального спасения» путём присоединения Молдавии к Московскому Царству, причём инициатива русско-молдавской интеграции неизменно принадлежала молдаванам. Начало этому курсу проложил великий молдавский господарь Стефан Великий, канонизированный Православной Церковью. Он вступил в союз с великим московским князем Иоанном III, скреплённый в 1483 году браком его дочери Елены, получившей широкую известность в русской истории под именем «Елена Волошанка», с сыном московского князя Иоанном Молодым.

Общий внук московского и молдавского великих князей, Димитрий Иоаннович, в 1498 году был впервые в истории России венчан на княжение по византийскому обряду и был провозглашён наследником Московского престола. Мало кто знает, что младший сын московского князя Василий Иоаннович, вместе со своей матерью Софьей Палеолог долгое время находились в опале, и только связь Елены Волошанки и Димитрия Иоанновича с известным адептом ереси «жидовствующих» Фёдором Курицыным позволила партии Софьи Палеолог одержать победу, и великим князем стал Василий III. Впрочем, этот конфликт не отразился на политических взаимоотношениях Иоанна III и Стефана III, которые ставили политические интересы своих стран выше своих личных.

В XVII веке, сразу же после Переяславской Рады, молдавский господарь Георгий Стефан обратился к московскому Царю Алексею Михайловичу с просьбой о переходе Молдавии под русский скипетр на тех же условиях, на которых была присоединена Малая Русь. В Москву было направлено посольство во главе с молдавским митрополитом Гедеоном – и только война с Польшей воспрепятствовала этому проекту. Тем не менее, молдавские господари, бояре и духовенство обращались к Москве о принятии страны в русское подданство всякий раз, когда возникала такая возможность – такие обращения были в 1674, 1684, 1698 и 1703 годах.

В 1711 году российский Царь Пётр Великий и молдавский господарь Дмитрий Кантемир заключили Луцкий договор о переходе Молдавии под протекторат России, причём часть бояр уже тогда выступала за более тесную молдавско-российскую интеграцию. Такой договор о более тесном объединении был подписан в 1739 году молдавскими боярами и духовенством с командующим русской армией генералом Минихом. После вступления русских войск в Яссы в сентябре 1769 года молдавские бояре и духовенство начали приводить народ к присяге Императрице Екатерине II, не поставив в известность не только русское правительство, но и командование русских войск. В 1801 году молдавский господарь Константин Ипсиланти обратился к Императору Павлу с просьбой «о принятии его со всею землею в высочайшее покровительство». Наконец, в самом начале русско-турецкой войны 1806-1812 гг. молдавский митрополит Вениамин (Костаке) произнёс: «Истинное счастие сих земель заключается в присоединении их к России». Если бы не необходимость заключения мира с Турцией при приближающейся войне с Наполеоном, в 1812 году к Российской Империи была бы присоединена вся территория Молдавского княжества, а не только его восточная часть – Бессарабия.

100 лет пребывания Бессарабии в составе Российской Империи, равно как 45 лет её пребывания в составе Советского Союза (1944-1990) были самыми мирными и успешными годами для этой земли. Ни одна из метрополий не вкладывала в этот регион столько усилий и материальных средств, как Москва. Весь современный центр Кишинёва был построен российскими императорскими властями. С историей Кишинёва и Бессарабии тесно связаны имена великих русских гениев А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, А.Н. Вертинского, генералов И.Н. Инзова, А.П. Бахметева и И.П. Липранди, графа М.С. Воронцова, князя С.Д. Урусова, великого русского философа В.В. Розанова, русского этнолога и антрополога А.В. Харузина, архитектора А.О. Бернардацци, священномученика Серафима (Чичагова), второго предстоятеля Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). О всероссийском патриотизме молдавского дворянства свидетельствует тот факт, что среди активных членов Союза Русского Народа были бессарабские помещики В.М. Пуришкевич, Г.В. Бутми, П.А. Крушеван и П.Н. Крупенский.

Бессарабию посещали все российские императоры Александр I, Николай II, Александр II, Александр III и Николай II. Именно по пути из Кишинёва в Хотин, в маленьком местечке Бельцы, в 1818 году Император Александр I узнал о рождении своего племянника Александра Николаевича – будущего Царя-Освободителя. С тех пор Бельцы, нынешняя северная столица Молдавии, именуются городом. В честь этого события по благословению государя в Кишинёве был разбит казённый сад – бывший парк Пушкина, ныне городской сад имени Стефана Великого. Именно здесь, в Кишинёве, 12 апреля 1877 года Александр II зачитал перед русскими воинами, болгарскими ополченцами и молдавскими волонтёрами Манифест об объявлении войны Турции – на этом месте была воздвигнута часовня, которая сохранилась даже в советские годы. А вот памятник Императору Александру II, установленный в 1886 году на центральной площади Кишинёва, сохранить не удалось – его варварски разрушили румынские оккупанты в 1918 году. Сейчас на этом постаменте стоит памятник Стефану Великому. На месте памятника Александру I, установленного в 1914 году напротив Епахиального управления по благословению митрополита Серафима (Чичагова), в советские годы был установлен памятник Ленину с трибуной для партийных лидеров во время парадов и демонстраций.

Здесь, в Бессарабии, родились известный церковный деятель ХХ века, священномученик Арсений (Стадницкий), великий российский зодчий А.В. Щусев, выдающийся русский композитор А.С. Гольденвейзер, великий российский и советский георгаф, президент Георгафического общества СССР Л.С. Берг, на труды которого ссылается Л.Н. Гумилёв в своей известной книге «Этногенез и биосфера Земли».

Участники юбилейной научно-практической конференции «РОССИЯ И МОЛДАВИЯ: 650 ЛЕТ ВМЕСТЕ», состоявшейся 18 декабря 2009 года в Кишинёве, принимают следующую резолюцию:

1.    Факт невнимательного отношения к празднованию 650-летней годовщины Молдавского княжества на государственном уровне не делает чести новым властям Республики Молдова.
 
2.    Участники Конференции не одобряют курс нового руководства Республики Молдова, направленный на отказ от молдавской самобытности и разрыв отношений с Россией, выраженный в целом ряде одиозных заявлений первых лиц государства.

3.    Участники Конференции считают, что нейтральный статус Республики Молдова не  может быть изменён иначе как путём всенародного референдума при участии населения Приднестровья. Для нас неприемлемы попытки нарушения нейтрального статуса Молдавии путём её вступления в НАТО либо присоединения к тем или иным натовским программам. Мы считаем нецелесообразным существование в Кишинёве Информационного центра НАТО, якобы пропагандирующего те ценности, которые сам же блок НАТО грубо нарушил в Югославии.
 
4.    Участники Конференции считают крайне сомнительным конституционное упоминание о румынском языке как о государственном языке на территории Республики Молдова, где румынами себя называют порядка 2% граждан страны.  

5.    Участники Конференции убеждены, что предоставление русскому языку статуса государственного на всей территории Республики Молдова способствовало бы укреплению молдавской государственности, её развитию в духе европейских ценностей и мирному урегулированию приднестровского конфликта.

6.    Участники Конференции считают категорически неприемлемыми и несоответствующими конституционному принципу свободы слова нападки новой власти на неугодные русскоязычные средства массовой информации, в первую очередь на информационное агентство «Омега», телеканал NIT, радиостанции Antena C и «Серебряный дождь», Бельцкое ТВ и другие СМИ.

7.    Участники Конференции предлагают считать историю Молдавии отечественной историей страны.

8.    Участники Конференции отмечают историческую важность кириллического алфавита в развитии молдавской письменности и культуры, и считают необходимым реабилитацию кириллической графики молдавского языка и возможности использовать оба алфавита, как это де-факто имеет место в Сербии.

9.    Участники Конференции считают необходимым открытие консульств Российской Федерации в городах Тирасполь, Бельцы, Кагул и Комрат.

10.    Участники Конференции считают полезным более углублённое изучение молдовенистики в российских университетах и научных центрах, что позволит на профессиональной, научной основе исследовать проблемы молдавского этногенеза, истории, языка, международного положения, экономики, политической и социальной жизни. Это даст возможность на максимально профессиональном уровне выстраивать российскую стратегию по отношению к этой стране, а российским дипломатам, готовящимся работать в Молдавии, получить о нём исчерпывающую информацию ещё до приезда в регион.

11.    По мнению участников Конференции, крайне полезным стало бы открытие в Кишинёве Российско-молдавского университета, который будет работать по образовательным стандартам, согласованным между Российской Федерацией и Республикой Молдова. Филиалы этого университета должны работать и в других городах республики – в Бельцах, Тирасполе, Кагуле и Комрате.

12.    Участники Конференции считают необходимым обращение российского и молдавского кинематографа к теме молдавской истории и российско-молдавских отношений.
 
13.    Русская Православная Церковь является живой нитью, связывающей воедино народы России и Молдавии. Участники Конференции выражают полную поддержку Молдавской митрополии Русской Православной Церкви.
 
14.    Участники Конференции обращаются к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с приглашением посетить Молдавию с пастырской поездкой.

15.    Участники Конференции считают необходимым открытие в Кишинёве Подворья Патриарха Московского и всея Руси, а в Москве – подворья Молдавской митрополии.

16.    Участники Конференции считают необходимой отмену регистрации антиканонической «Бессарабской митрополии», созданной Румынским Патриархатом на канонической территории Московского Патриархата в качестве попытки духовной и политической экспансии Румынии на территории Молдавии и Украины.

17.    Участники Конференции выражают озабоченность введением руководством Республики Молдова празднования «европейского Рождества» 25 декабря – времени, когда у православных людей, живущих в Молдавии по юлианскому церковному календарю, продолжается Рождественский Пост.   

18.    По мнению участников Конференции, Приднестровье не может быть в стороне от борьбы за молдавскую самобытность и сохранение российского культурного влияния в регионе. Кафедры отечественной истории, а также молдавского языка и литературы Приднестровского университета имени Т.Г.Шевченко детально разработали концепцию молдавской самобытности. Эти направления деятельности университета должны быть удостоены особой заботы и поддержки со стороны Министерства образования Российской Федерации.

19.    Мы рассматриваем нынешнюю Конференцию в качестве первого шага к подготовке празднования 300-летия Луцкого договора между Петром Великим и Дмитрием Кантемиром, а также 200-летия присоединения Бессарабии к России и создания Молдавской митрополии. Участники Конференции призывают руководство России и Молдавии создать единый оргкомитет для празднования юбилеев этих великих исторических событий в истории наших народов.

20.Участники Конференции просят Российскую Федерацию стать гарантом независимости Республики Молдова.