НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Гагаузия. Мы поняли, что Воронин так ничего и не понял

Образование // 14:05, 27 августа 2009 // 2114
alt
Патриотическая песня президента Молдовы, исполненная им на Юге в канун 19-й годовщины провозглашения Гагаузской республики

Участники Второго всемирного Конгресса гагаузов, прошедшего 18-19 августа в Комрате, по достоинству оценили выступление на нем президента РМ Владимира Воронина. В оргкомитете форума и в комратской администрации единодушно говорят, что в автономии давно хотели услышать от главы государства те слова и оценки в адрес жителей и руководителей края, которые прозвучали из его уст. В частности, первый заместитель башкана АТО Гагауз Ери Валерий Яниогло сказал в беседе с корреспондентом НИКА-пресс, что отдельные места из выступления Воронина по-настоящему тронули присутствующих в зале, и показали, что в числе участников Конгресса появился еще один неравнодушный к гагаузским чаяниям человек. Как, однако, отметил высокопоставленный комратский чиновник, пришло время центральным властям наполнять добрые слова добрыми делами, способствующими социально-экономическому укреплению автономии и  практическому развитию искренних отношений между Кишиневом и Комратом.

Представители гагаузской общественности и ветераны «гагаузского движения» отметили к тому же  смысловую, стилистическую и интонационную схожесть  выступления Воронина с тем, о чем давно  говорят и думают в автономии. По словам одного из бывших руководителей непризнанной Гагаузкой Республики, пожелавшего остаться не названным, создалось впечатление, что гагаузам пытаются открыть истины, давно ими известные и являющиеся для них бесспорными.  

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Выступление Воронина на Конгрессе в самом деле тронуло за душу тех, кто «вживую» внимал президенту. Куда приятнее слушать от главы государства о факторах, заставляющих «трепетать сердца гагаузов», нежели расхлябанные воронинские вопросы о том, как следует обращаться  с гагаузами – бить или грабить – чтобы они поддерживали правящую партию. Правда, Воронин не удержался, и вновь, как бывало раньше с ним в Комрате, пустился в лингвистические выкрутасы, полагая, видимо, что прежнее «Гагаузия – это бриллиант в золотой короне молдавской государственности» - вызвало желание южан пустить горючие слезы и умиляться жизнью под кишиневскими коммунистами. В Комрате тогда (кстати, это было на Первом всемирном Конгрессе гагаузов три года назад) лишь горько усмехнулись – ну-ну… Как понимать витиеватую фразу, произнесенную им в августе 2009 года, «…следует добиваться от истории признательности признания», он и сам не скажет. Зачем это он загнул о «мажорных аккордах исторической справедливости», никто не отгадает так сразу.

А теперь о том, что заставило повнимательнее прислушаться к тезисам президента. Где-то такое или подобное или очень близкое к тому в Комрате уже слышали. Да, это же мы сами говорим и говорим, говорим и говорим кишиневским господам, поняли в Комрате. Вот что случилось. Воронин приехал на гагаузский праздник с давно прогнившим партийно-предвыборным тезисом – толкаю (вешаю лапшу) электорату то, что от меня он хочет услышать. Хотите, гагаузы, про вашу родину хорошо скажу, нет проблем. Что хотят слышать гагаузы и  какие такие слова объединили их в 2001-2002 годах вокруг «команды Формузала», Движения «Единая Гагаузия» и привели к созданию в крае неформальной и массовой народно-патриотической группы, можно было легко узнать, познакомившись, скажем, с выступлениями Формузала в период, когда «народные патриоты» готовились к выборам различных уровней и побеждали на них всех, кто связан с ПКРМ. Несомненно, те, кто готовил Воронина  в поездку на Юг,  ознакомились с идеологией народных патриотов.  

Итак, Формузал. Цитата из его выступления в 2007 году. «В современном обществе, где до сих пор не разрешены многие межнациональные конфликты, где территориальная целостность многих стран находится под угрозой, гагаузский опыт начала 90-х годов прошлого столетия остается актуальным, и мы надеемся, будет неоднократно востребован».

А это из Воронина – 18 августа 2009 на Конгрессе. «Всего этого (мажорных аккордов, крови, войны, ненависти…) не произошло в том самоопределении древнего гагаузского народа, которое обрело свою государственность в РМ. И в этом не было никакой случайности. Напротив, этот уникальный пример по-настоящему является уроком того, как действительно следует добиваться от истории признательности признания».

Еще от Формузала. «Несмотря на всю сложность исторического развития гагаузского народа, мы сохранили наше национальное богатство – свой язык, культуру, обычаи. Лишь благодаря таким врожденным качествам, как терпеливость, толерантность, дружелюбие и повышенная тяга к знаниям, гагаузы сумели адаптироваться в непростой среде и сохранить свою идентичность».

А это опять из Воронина. Там же – в Комрате. «… Гагаузы, передавая из поколения в поколение эстафету своей удивительной культуры, языковой и религиозной традиции, по-настоящему воспитали свой народ в духе глубокого уважения к традициям окружающих народов и языков. Они действовали как по-настоящему сильная нация, не культивируя замкнутость и самолюбование, напротив, широко открывая объятия всем тем, с кем им приходилось жить бок о бок».

И еще от Формузала. «Распространение провокационного мифа о «буйных гагаузах» происходит неспроста и имеет далеко идущие цели. Выставляя нас в таком виде, наши недоброжелатели добиваются конкретной цели – постепенное сокращение полномочий, нивелирование ее до уровня обычного района». «Конструктивные и доверительные отношения между центральными и региональными властями, основанные на открытости намерений,  взаимоуважения и тесном сотрудничестве в интересах всех граждан, способны решить целый комплекс вопросов: от ускорения темпов экономических преобразований до окончательного восстановления целостности страны».      

А вот Воронин. «В тех отношениях, которые сегодня существуют между Комратом и Кишиневом есть немало частных шероховатостей и мелких будничных вопросов. Все мы люди южные, горячие, эмоциональные. Но за все годы существования Гагаузской автономии так и не появилось того, что о чем втайне мечтали наши общие оппоненты – так называемой гагаузской проблемы. Напротив, отношения Кишинева и Комрата лишены всякой искусственности и фальши,  в них нет никакой конъюнктурности».

В Комрате все поняли: Воронин приехала на праздник своим парнем. Ну, были шероховатости, с кем не бывает, а так-то мы  обо всех проблемах все знаем,  их решим и особенности гагаузской жизни никого не должны пугать, а даже наоборот, - чем больше нас разных, тем счастливее наша молдо-гагаузская действительность. Поняли также, что он появился в крае вовсе не с поздравительными, а агитационными речами. Это странно, вообще – после апрельских и июльских выборов, когда, казалось бы, следует хотя бы отдышаться от длительной борьбы и массы лишних (в основном пустых) слов. Воронин сам объяснил, почему не время успокаиваться. Он поблагодарил южан за поддержку ПКРМ в ходе обоих кампаний за то, что они выбрали стабильность и мир, но не выбрали «клиническую смерть». И заметил: «аванс мы постараемся оправдать сполна».

Накануне апрельских выборов Воронин обращался к политическим оппонентам с недвусмысленными призывами – у нас практически одни и те же лозунги, программы и цели. Некоммунистические партии призыв «мы с вами одной крови» не услышали, поскольку не захотели  вместе с Ворониным и его партией строить «на одном гектаре» европейскую Молдову. С этим же тезисом теперь, когда политическая борьба  в РМ, похоже, вступает в самую острую фазу, он обращается к гагаузам. Воронину, кроме всего прочего,  для успешного противостояния  с либералами  нужны не просто сторонники ПКРМ, разбросанные по стране, а территория, где коммунизм больше в чести, чем «жиденький либерализм». Получить такой рычаг влияния на всю ситуации в стране – это удача. Место действительно хорошее, где можно, как и в середине 980-х годов, не торопясь, «притоптать снежок» для последующего прыжка во власть. Чем ответит Гагаузия?

А она сегодня, в августе, открыто, шумно и, что называется, со знанием дела (не всегда так было) празднуя очередную годовщину провозглашения Гагаузской (непризнанной никем и никогда) Республики, напустив на себя простоватый вид, спрашивает у Воронина: что Вы, товарищ Воронин, имели в виду, когда говорили на открытии Конгресса о гагаузском сердце, которое отзывается на происходящее «в не менее родной и любимой  России»? Это хорошо или плохо – к чему нам готовиться за такую любовь и дружбу? К преследованиям, как это бывало не раз, когда гагаузские внешние интересы вдруг объявлялись вредным и предательскими? Вы же не раз тут ловили то «руку Кремля», то «руку Турции»… Что случилось-то?  А наш патриотический девиз «За единую Гагаузию»  вы до сих пор считаете статьей из уголовного Кодекса. Уже нет? Что же случилось, уж не поддержка ли наша опять понадобилась вашей партии после провала на досрочных парламентских выборах?  

… Август на Юге – время долгих праздников. Только не надо думать, что это вино ударило в гагаузские головы и они осмелели до почти запретных вопросов. Воронин сам, до сих пор мало понимающий в гагаузской жизни или не желающий ее понят вовсе, вызвал  южан на открытый диалог.