НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Кто сказал «Путин»?

Новости // 16:44, 24 апреля 2008 // 2106
 Проблема вступления в НАТО абсолютному большинству граждан Украины сегодня безразлична. Реальные шансы на то, что в обозримом будущем Украина окажется в составе Альянса, равны нулю. И только политические диплодоки, не желающие вымирать, играют на обострение, увидев в противостоянии Украины и России свой последний шанс.



За и против НАТО

Митинги анти-НАТО собирают в среднем человек по 200. Молодежи на них практически нет, средний возраст участников – около 60-65. Зачастую они ходят туда разрядить раздражение, накопившееся от общего недовольства жизнью и просто пообщаться друг с другом. Любые доводы - и за, и против НАТО интересуют их в последнюю очередь.

На трибунах таких митингов стоят политики, популярность которых, по тем или иным причинам, снижается. НАТО для них – хороший повод привлечь к себе хоть какое-то внимание, получить минимальный, процент сторонников – и соответственно, процент голосов, тоже минимальный, но достаточный для проникновения в местную власть.

Сторонники НАТО выглядят еще бледнее. Если анти-натовцы могут опереться хотя бы на сотню-другую стариков, то у про-натовцев сегодня нет и этого. Что же до политиков, поддерживающих вступление в НАТО, то на внутриукраинскую аудиторию свою точку зрения они транслируют слабо. Идея, в основном, предлагается на экспорт, в поисках ответной внешней поддержки.

Одним словом, «нагнать волну» явно не получается. НАТО никто особенно не боится, не любит и не ненавидит – оно просто не интересно. И тем не менее, волну гонят. И очень основательно.

Как гонят волну

Такие попытки доходят иной раз до уровня грубой провокации. История с Путиным, угрожавшим, якобы, расчленением Украине – один из последних эпизодов такого рода.

Напомню, что Путин общался с Бушем. Дело было на закрытом заседании совета Россия-НАТО. После чего российская газета КоммерсантЪ со ссылкой «на источник в делегации одной из стран НАТО» запустила в оборот следующую версию:

«Когда же речь зашла об Украине, Путин вспылил. Обращаясь к Бушу, он сказал: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!» И тут он очень прозрачно намекнул (а как именно намекнул – где цитата? – С.И.), что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование», - рассказал источник издания.

«То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины», - пояснил собеседник.

И тут же «околокремлевские политологи и эксперты» хором заговорили о том, что вступление Украины в НАТО чревато развалом страны и что, мол, именно поэтому Украина никогда не вступит в НАТО.

Кому это выгодно?

Понятно, что Путин, привыкший взвешивать каждое слово, да еще на исходе своего президентства, фактически – в момент передачи власти, да еще в таком окружении сказать такое не мог. Пассаж о тонких намеках вообще трудно комментировать. А что касается «околокремлевских политологов», то около Кремля можно и не такое найти. Вот, к примеру, не так давно московская милиция нашла там маньяка-педофила, работавшего в лавочке при храме Василия Блаженного – уж куда ближе к Кремлю.

Но волна пошла. И до сих пор идет, и будет идти еще долго. Это значит, что кто-то, обладающий очень большими возможностями, очень хочет поднять большую волну.

Кто это? Это не сложно понять, взглянув на развитие России в последние лет 10-12. Налицо борьба двух концепций, которые можно условно назвать «концепцией паритета сил» и «концепцией интеграции». «Паритет сил» - это доведенный до гротеска имперский реванш. По замыслу его сторонников Россия должна укрепиться как максимально автономная от Запада военная, экономическая и финансовая структура, и, выстроив между собой и вероятным противником мощную полосу обороны, торговать из-за нее чем Бог послал, в основном - нефтью и газом. Концепция интеграции предполагает включение российских отраслей, производств, учреждений и даже отдельных граждан в различные мировые структуры. Такое врастание - тоже защита от силовых акций извне: никто не станет бить себя по собственному пальцу. Интеграция идет уже много лет, и принесла определенные успехи. Но общий тренд российской политики все еще направлен на противостояние.

Пропагандистские позиции у сторонников силы опираются на 70-летний пласт советской пропаганды – он никуда не делся из общественного сознания. Концепцию поддерживает значительная часть российских элит - те, кто по разным причинам неспособны выжить в условиях интеграции. Таких фигур и сообществ в российской политике, и в российском бизнесе сегодня очень много. Возможно, их даже большинство. Они обладают огромными возможностями и призывают к вечному противостоянию во имя собственного выживания. Сама же концепция «паритета сил» - чистейший обман. У России нет ни ресурсов, ни технологий, достаточных для создания надежной круговой обороны. Даже получив какие-то мелкие тактические выигрыши, сторонники подобной концепции неизбежно приведут страну к краху, последствия которого будут тем трагичнее, чем полнее и последовательнее их идеи будут реализованы. Такая политика может поставить под вопрос само существование России – рассорившись со всеми, и оказавшись в изоляции, она действительно может быть разорвана на сырьевые куски.

Замечу, что идея «страны-крепости» некогда была популярна в США – и даже частично реализовывалась уже в послевоенную, то есть в ядерную эпоху. Но американская экономика очень быстро затрещала по всем швам - и сегодня там идет демонтаж круговой обороны. Ее заменяют экономическими и политическими механизмами и мерами коллективной безопасности. Все последние силовые операции США направлены именно на такую интеграцию. При этом, несмотря на большие возможности ни о каком «господстве» речь уже не идет. США слишком зависимы от остального мира, а их относительная стабильность – весьма хрупка.

Партия войны против Украины

В России идет передача власти - от старого президента к новому, с неизбежным переделом сфер влияния. Вот почему все рыцари конфронтации сегодня столь активны. Именно этим, а не позицией Киева и объясняется обострение украино-российских отношений.
В качестве примера взглядов и настроений, пропагандируемых «партией войны», приведу выдержки из последних статей ее известного функционера, г-на Модеста Колерова. Вытесненный из администрации президента в частный фонд «Свободная Россия», он не утратил пыла и увлеченно вещает о том, что, «вступление Украины в НАТО не является предметом суверенного выбора Украины, поскольку это – пограничное с нами государство, это касается прямо и нас», что «естественной, реакцией России будет резкое изменение миграционной, визовой политики», что Россию «в обозримом будущем ждет длительная полоса вооруженных конфликтов на почти всей южной границе, от Азии до Кавказа». Насчет конфликтов – полностью согласен. Если тем, чьи взгляды выражает Колеров, дать возможность порулить российской политикой, то Россию обязательно ждет полоса вооруженных конфликтов. Причем, не только на юге и не только локальных – а в итоге ее ждет тупик и крах. Кстати, господин Колеров в своих высказываниях еще довольно умерен. У «партии войны» есть авторы куда более радикальные, чем он.

Молдова и Приднестровье – как «мясо»

Коммунистическое руководство Молдовы находится в сложном положении. Молдова рушится в прах и есть угроза полного паралича в связи с массовым отъездом населения. И руководство Молдовы, пометавшись из стороны в сторону в поисках внешних гарантов, судя по всему, решило поработать на российскую «партию войны» против Украины. Налицо появление большого количества антиукраинских публикаций: во-первых, в молдавских СМИ, а во-вторых – в российских, с привлечением молдо-приднестровской темы.

Суть сделки в целом понятна. «Партия войны», используя свое влияние, пообещала Воронину не дать Молдове рухнуть в полный хаос - раз, и помочь проглотить Приднестровье – два. Поглощение Приднестровья застрахует Молдову от падения в Румынию, в чем заинтересован Воронин. Но искусственно сшитые куски мирно не уживутся, начнется реакция отторжения и это сделает Молдову вечно зависимой от российских посредников – в чем заинтересованы уже московские наниматели Воронина, понимающие, что тот может их попросту кидануть.

Посредниками, «решающими проблемы» (кто смотрел фильм «Криминальное чтиво», поймет, о чем я хочу сказать) – будут выступать профессиональные лоббисты с хорошими связями в верхах. Конечно, такая «реинтеграция» поставит российских соотечественников живущих в Приднестровье в скверное положение. Но исходя из интересов «партии войны» соотечественники и должны постоянно подвергаться притеснениям – чтобы по мере необходимости всегда можно было выступить в их защиту. Еще Воронину, по-видимому, пообещали убежище в России но это уже совсем на крайний случай,

За это Кишинев должен твердо занять последовательно антиукраинскую позицию, став дополнительной точкой конфликта, и дав «партии войны» основания в нужный момент потребовать от президента и правительства России вступиться за «верных молдаван». Эта позиция Молдовы и вся комбинация в целом приобретает все более отчетливые очертания. Манипуляторы, руководящие процессом из Москвы, уже поставили знак равенства между любовью к России и ненавистью к Украине, и усиленно внедряют это равенство в сознание молдавского общества. Впрочем, и приднестровского тоже. Первые ласточки в Тирасполе уже нет-нет, да и мелькнут: кое-кто из приднестровских политиков и ньюсмейкеров, действуя то ли по недомыслию, то ли в рамках субподряда, спущенного из Молдовы, решил посоперничать с кишиневцами в градусе антиукраинской истерии. Идея эта для Приднестровья, прямо скажем, неудачная. Те, кто способен оценить подобные старания, все равно постараются скормить Приднестровье, вместе со всеми его политологами, Молдове. А другие российские силы антиукраинского шоу пока не заказывали – и не оценят….

Не кричи «Путин!»

Разумеется, сторонники партии войны постоянно пытаются подпереться авторитетом первого лица. Но Путин, весьма прагматичный политик, за время своего президентства медленно-медленно, но разворачивал курс России в сторону интеграции. То, что это происходило очень медленно и не всегда последовательно объяснимо тем, что партия войны очень могущественна и обладает большим ресурсом. Тем не менее, тенденция налицо. Постепенный отход от изоляционизма становится все более очевидным. Есть все основания полагать, что следующий президент России продолжит этот курс. А поскольку реликты из «партии войны» не желают вымирать и не способны к эволюции, то провокаций, подобных упомянутой выше, в ближайшее время будет еще не мало.

Сергей Ильченко