НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Отчет Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики о работе в 2007 году

Новости // 16:06, 2 апреля 2008 // 1941
 1. Министерство иностранных дел ПМР в системе исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики

В течение 2007 года деятельность Министерства иностранных дел ПМР была направлена на последовательную реализацию целей и задач, стоящих перед приднестровской дипломатией на современном этапе развития государства. Работа МИД ПМР велась в рамках приоритетных направлений, определенных Конституцией ПМР, Концепцией внешней политики, а также международными обязательствами Приднестровья.

В 2007 году основное внимание уделялось таким направлениям, как:

1. Обеспечение дипломатическими средствами защиты независимости и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики.

2. Координация исполнительных органов государственной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями.

3. Осуществление общего контроля над выполнением международных обязательств ПМР.

4. Обеспечение дипломатических отношений ПМР с иностранными государствами и международными организациями.

5. Разработка и реализация стратегии внешней политики ПМР и предоставление соответствующих предложений Президенту ПМР.

6. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

7. Аналитическое обеспечение внешнеполитической деятельности.

8. Защита прав и интересов граждан и юридических лиц ПМР за рубежом;

9. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Президента Приднестровской Молдавской Республики с органами государственной власти по реализации внешнеполитического курса ПМР.

В 2007 году Министерство иностранных дел отметило 15-ую годовщину со дня образования внешнеполитического ведомства. В торжественных мероприятиях принимали участие руководство ПМР, представители Посольств Украины и России, а также Миссии ОБСЕ.

В отчетном периоде Министерство иностранных дел продолжало выполнять поставленные перед ним задачи на основе созданной правовой базы МИД ПМР, состоящей из Конституции ПМР, Концепции внешней политики, Законов "О дипломатической службе" и "О международных договорах", Указов "О координирующей роли МИД ПМР в проведении единого внешнеполитического курса ПМР" и "Об утверждении Положения "О Министерстве иностранных дел ПМР", Консульского устава ПМР, ведомственных нормативных актов.

Новым стало регулирование деятельности МИД ПМР не только внутригосударственными нормативными актами, но и международными соглашениями, в первую очередь межведомственными договоренностями в рамках Сообщества "За демократию и права народов", достигнутыми в отчетном году.

За 2007 год Министерство иностранных дел завершило организационно-правовое оформление как единая система органов дипломатической службы, образуемая центральным аппаратом МИД ПМР и официальными представительствами за пределами Республики. В настоящее время функционируют представительства ПМР в Москве и Киеве, а также в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия. Рассматривается вопрос о создании филиала Представительства Приднестровья в Санкт-Петербурге.

Одновременно МИД ПМР осуществляет контроль и координацию деятельности иностранных представительств, расположенных на территории ПМР (абхазского и югоосетинского). В отчетном году произведена официальная регистрация данных представительств в соответствии с установленным в ПМР порядком.

За вышеуказанный период активно велась экспертно-правовая работа МИД:

- разрабатывались проекты официальных заключений Президента ПМР на проекты нормативно-правовых актов Верховного Совета ПМР;

- подготавливались проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение высших органов государственной власти;

- разрабатывались и издавались ведомственные правовые акты МИД ПМР.
Сотрудники МИД принимали участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, в том числе Комиссии по вопросам гражданства, в заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов в качестве официальных представителей Президента ПМР и МИД ПМР и др.

Значительное место в деятельности МИД отводилось консульской работе, защите прав и законных интересов граждан ПМР.

В подотчетный период эффективно поддерживалось функционирование официального сайта МИД на русском, английском и немецком языках.
Представители МИД ПМР в течение года провели ряд встреч с журналистами стран ближнего и дальнего зарубежья. Процессы, происходящие в нашей республике, кроме политиков привлекали внимание и различных представителей средств массовой информации.

При необходимости осуществлялись переводы важных международных документов, поддерживались контакты с представителями общественных организаций Приднестровья, велась дипломатическая переписка и осуществлялось протокольное обеспечение делегаций высшего и высокого уровня.

В отчетном году Министерство уделяло особое внимание укреплению кадрового потенциала ведомства. Приказом Министра иностранных дел, после проведенной аттестации ряду сотрудников МИД ПМР в присутствии Президента ПМР были присвоены дипломатические ранги.

В настоящее время в Министерстве иностранных дел работает 65 чел., из них в основных подразделениях – 44 человека, 21 – во вспомогательных. Из сотрудников основных подразделений 43 человека имеют высшее образование, из вспомогательных высшее образование имеют 8 сотрудников. Средний стаж работы в Министерстве составляет 5-7 лет. Средний возраст сотрудников – 30 лет.

Приоритетные задачи приднестровской дипломатии реализовывались через взаимодействие с зарубежными партнерами.

2. Взаимодействие с Российской Федерацией.

В отчетном периоде МИД ПМР продолжал активное внешнеполитическое взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ, а также с иными органами государственной власти, задействованными на приднестровском направлении. Руководство МИД ПМР неоднократно посещало Москву с рабочими визитами, в том числе:

• январь – состоялось обсуждение итогов консультаций в Мадриде, организованных Испанским Председательством ОБСЕ. Приднестровская делегация провела подготовительную работу по организации визита в Москву Президента ПМР;

• февраль – визит Президента ПМР, а также делегации МИД ПМР. Проведены встречи в МИД России, Аппарате Совбеза России и встреча в рамках Совещания Министров иностранных дел Сообщества «За демократию и права народов», в ходе которого обсуждались вопросы деятельности Сообщества. Совещание Министров иностранных дел было проведено на базе Официального представительства ПМР в РФ;

• март – на базе Представительства ПМР проведено очередное заседание СМИД Сообщества, а также решен ряд организационных вопросов, связанных с текущей и перспективной деятельностью ОП ПМР. Проведены консультации в МИД России и Аппарате Совета Безопасности РФ;

• апрель – в ходе визита российской стороне переданы предложения по проекту протокола о сотрудничестве министерств иностранных дел РФ и ПМР. Кроме того, российской стороне переданы наработки по организации и проведению выборов в Государственную Думу РФ на территории Приднестровья;

• май – визит делегации МИД ПМР, а также руководства Приднестровской Молдавской Республики. Состоялись Дни Приднестровья в Москве, а также ряд рабочих встреч, в ходе которых обсуждалась внешнеэкономическая проблематика, перспективы взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией, а также проблемные моменты в двусторонних отношениях России и Приднестровья;

• июнь – обсуждались вопросы развития молдо-российского диалога и его влияния на российско-приднестровские отношения, возможное начало очередного кризиса в молдо-приднестровских отношениях (в контексте возможного кризиса 1 июля), динамика российско-приднестровского взаимодействия;

• сентябрь – до сведения Москвы доведена озабоченность приднестровской стороны в связи с появлением в СМИ информации о возможном введении Молдовой ограничений на передвижение приднестровского автотранспорта. Проведена подготовительная работа в преддверии визита Действующего Председателя ОБСЕ в Приднестровье, а также совместное обсуждение намеченного на конец сентября 2007 семинара по мерам доверия;

• октябрь – в ходе визита в Москве обсуждались итоги одесского семинара по мерам доверия, а также неофициальной встречи в формате «5+2». Делегация Приднестровья проинформировала российскую сторону о намеченном на начало ноября в Сухуме Саммите СДПН;

• ноябрь – визит делегации МИД ПМР. Делегация МИД ПМР сообщила представителям РФ об итогах Сухумского Саммита. До сведения РФ доведена позиция ПМР относительно «инициатив» Воронина. Проведена подготовительная работа по организации визита делегации МИД ПМР в Испанию;

• декабрь – делегация МИД ПМР приняла участие в работе очередного заседания Межпарламентской Ассамблеи Сообщества "За демократию и права народов". Особое внимание в ходе визита было уделено вопросу о возможности распространения национальных проектов РФ на территорию ПМР.

В свою очередь, российское внешнеполитическое ведомство также стремилось к укреплению имеющейся системы взаимодействия с Приднестровьем. В частности, в 2007 году приступили к исполнению своих обязанностей новый Посол и новый советник – посланник Посольства РФ в Молдове, которые после ознакомления с ситуацией приступили к активному взаимодействию с Приднестровьем.

В 2008 году МИД Приднестровья продолжит развитие взаимодействия с соответствующими федеральными структурами, сконцентрировавшись на следующих направлениях:

1) проведение политических консультаций по международным вопросам, представляющим взаимный интерес, а также согласование позиций по ключевым проблемам, включая проблематику переговоров с Молдовой и возможное создание косовского прецедента;
2) дальнейшее развитие сотрудничества по Протоколу Смирнов – Жуков, включая внесение предложения о заключении новых договоренностей, развивающих и дополняющих положения Протокола;
3) поиск путей и механизмов распространения российских национальных проектов на территорию Приднестровья;
4) развитие сотрудничества Приднестровской Молдавской Республики с субъектами РФ, в т.ч. заключение новых соглашений о сотрудничестве и оптимизация действующих;
5) сохранение проводимой миротворческой операции.

3. Взаимодействие с Украиной.

В 2007 году на взаимодействие с Украиной оказали существенное влияние внутриполитические процессы в самой Украине. На протяжении длительного времени в Украине существовал определенный вакуум в принятии управленческих решений, что было связано с досрочными выборами в Верховную Раду и формированием нового состава правящей коалиции и Кабинета Министров.
В то же время благодаря активному взаимодействию приднестровской стороны с украинскими партнерами был достигнут ряд принципиальных договоренностей, в частности, о неучастии Украины в новых мерах давления на Приднестровье, инициированных Молдовой.
В отчетном году руководство МИД ПМР неоднократно посещало Киев для проведения плановых и экстренных консультаций:
• январь – обсуждение внешнеэкономической проблематики. Доведение до сведения украинских властей позиции Приднестровья по ключевым вопросам двусторонних отношений, а также предложений по формату взаимодействия с "комиссией Клюева";
• март – встречи в МИД и Аппарате Совета национальной безопасности и обороны, обсуждение вопроса об открытии в Приднестровье украинского культурно-информационного центра, а также проработка вопроса о развитии взаимодействия между Верховной Радой Украины и Министерством иностранных дел ПМР. Приднестровской стороной переданы предложения по изменению существовавшей системы предоставления квот на обучение в вузах Украины;
• май – встречи в МИД и Аппарате Совета национальной безопасности и обороны, доведение до Киева опасений, связанных с планировавшимся запуском с 1 июля новых правил осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья. Отдельно обсуждалась ситуация в молдо-приднестровском урегулировании и состояние двусторонних отношений Украины и ПМР;
• декабрь – визит Спецпредставителя Украины по вопросам приднестровского урегулирования в Тирасполь, встреча с Вице-Президентом ПМР. Приднестровская сторона подтвердила приоритетность отношений с Украиной, а также выразила признательность за последовательную позицию Киева в вопросе о номерах приднестровского автотранспорта.
На развитие отношений с Украиной положительно повлияло назначение в 2007 году С.И. Пирожкова Послом Украины в Молдове. Его знание проблематики и опыт позволили оперативно разобраться в ситуации и приступить к выполнению своих обязанностей.
Весьма важным для конструктивного развития двусторонних отношений стало открытие в 2007 г. Украинского культурного центра на базе ПГУ им. Т. Шевченко.
В отчетном году МИД ПМР поддерживал постоянное взаимодействие с Посольством Украины, своевременно доводя позицию приднестровской стороны до сведения представителей Украины.
В 2008 году МИД Приднестровья продолжит сотрудничество с уполномоченными структурами Украины для реализации следующих задач:
1) недопущение втягивания Украины в возможные механизмы давления со стороны Молдовы;
2) выстраивание прагматичных и взаимовыгодных отношений с новым составом Кабинета Министров и Верховной Радой, активная превентивная дипломатия;
3) развитие отношений с регионами Украины, в первую очередь с Одесской и Винницкой областями;
4) расширение присутствия Приднестровья в информационном пространстве Украины.


4. Ситуация в области молдо-приднестровского урегулирования.

На протяжении 2007 года в области урегулирования наблюдался системный кризис, обусловленный рядом факторов:
• с осени 2001 года Молдова официально прекратила переговоры с Приднестровьем на высшем государственном уровне;
• прервана работа вспомогательного, консультативного форума - Постоянного совещания «5+2» (т.н. «Братиславского формата») // сорвана молдавской стороной 28 февраля 2006 г.;
• продолжается экономическое давление на Приднестровье посредством блокадных мер, введенных с 3 марта 2006 г.
В отчетный период основные усилия МИД ПМР были направлены на противодействие политико-дипломатическому давлению на Приднестровье со стороны официального Кишинева. Главная задача в этом направлении - недопущение втягивания в орбиту молдавской стратегии давления других участников, третьих сторон (прежде всего Украины).
В результате проведенной работы МИД Приднестровья сумел заблокировать реализацию таких враждебных инициатив Молдовы, как:
- требование об обязательном контроле всего импорта, направляемого в Приднестровье, с уплатой сборов в молдавских бюджет (март - июль 2007 г.);
- объявление о незаконности приднестровских автотранспортных номерных знаков (август – ноябрь 2007 г.);
- требование обязательного технического тестирования на молдавских станциях техобслуживания всех приднестровских автотранспортных средств и запрет пересечения румынской и украинской границ автомобилями с приднестровскими номерами с 1 января 2008 г. (октябрь 2007 г.).
В течение года основная дипломатическая работа велась в формате двусторонних консультаций по наиболее актуальным и принципиальным вопросам урегулирования. Взаимодействуя с международными организациями, посредниками, гарантами и наблюдателями (РФ, Украина, ОБСЕ, США, ЕС), МИД ПМР проводил единую линию, доводя принципиальные положения позиции Приднестровья:
• невозможность политического диалога в условиях продолжающегося экономического давления со стороны Молдовы;
• необходимость возобновления полномасштабного переговорного процесса, предполагающего встречи политического руководства сторон на высшем уровне // формат «5+2» является исключительно консультативным и не может быть эффективным механизмом;
• консультации «5+2» могут быть возобновлены только для решения вопроса о создании устойчивой системы международных гарантий политического процесса // соблюдение ранее достигнутых договоренностей, осуществление Приднестровьем свободной ВЭД и т.п.;
• любые односторонние действия официального Кишинева, предпринимаемые за рамками существующего механизма урегулирования, противоречат нормам и принципам свободного политического диалога и не могут быть легитимными;
• неприемлемость вопросов, основанных на молдавском законодательстве // должны вырабатываться совместные, согласованные решения;
• формула окончательного урегулирования должна основываться на современных международных реалиях и учитывать волю приднестровского народа, высказанную на референдуме 17 сентября 2006.
Т.н. «инициативы Воронина» сориентированы на создание РR-эффекта.
По своей сути данные предложения не содержат ничего нового. ПМР и РМ уже обладают совместными соглашениями в области образования, экономики, обороны, в правоохранительной сфере и т.д. Кроме того, Приднестровские экспертные группы в отличие от молдавских не были расформированы. Ранее Молдова сама заблокировала процесс выполнения договоренностей и разрушила механизм работы отраслевых экспертных групп.
К настоящему времени Приднестровье не получило четких прямых ответов от Молдавской стороны относительно формата (статуса) участия Приднестровья в рабочих группах, режима их работы (совместно или раздельно), а также механизма реализации возможных наработок.
В целом, к началу 2008 года на столе переговоров отсутствуют реальные, сбалансированные и жизнеспособные проекты, способные стать основой и придать импульс процессу справедливого политического урегулирования.
В 2008 году МИД Приднестровья продолжит системную работу в области урегулирования по следующим основным направлениям:
1) расширение двусторонней экспертной работы с ОБСЕ (финским председательством), развитие планомерных рабочих контактов со Спецпредставителем ОБСЕ по Приднестровью Хейкки Талвитие;
2) активное привлечение посредников, гарантов и наблюдателей к формированию гарантийного механизма в рамках процесса урегулирования, обеспечивающего равноправный диалог и соблюдение политических договоренностей сторон;
3) приложение дипломатических усилий для восстановления полноценного переговорного процесса между РМ и ПМР на высшем государственном уровне;
4) сохранение существующего формата миротворческого механизма, представляющего собой эффективную систему безопасности и обеспечивающего условия для политического диалога;
5) отслеживание ситуации и проработка возможностей включения Приднестровья в современное международно-правовое пространство урегулирования в контексте возможного Косовского прецедента.

5. Сотрудничество со странами Запада и международными организациями.

В 2007 г. на взаимодействия с международными организациями и странами Запада особое влияние оказало несколько факторов, в том числе форсирование решения косовского вопроса, а так же приостановление участия России в ДОВСЕ.
На протяжении 2007г. международные организации и страны Запада своей основной задачей видели возобновление переговоров в консультативном формате "5+2".
В отчетный период руководство МИД ПМР продолжала диалог с Западом, в том числе:
Январь – Встреча с Главой Миссии ОБСЕ Л. О’Ниллом и Политическим советником Миссии А. Климчыком, в ходе которой обсуждались практические стороны взаимодействия Миссии ОБСЕ и Приднестровья.
Февраль – Обсуждение со специальным Представителем ЕС А. Якобовиц де Сегед возможности возобновления консультаций в формате "5+2", а так же поднят вопрос о перспективе сотрудничества в связи с назначением нового специального Представителя ЕС.
Встреча с Главой Миссии ОБСЕ в Республике Молдова Л.О’Ниллом, в ходе которой состоялся обмен мнения относительно возобновления переговоров, а также возможности встречи Посла с Президентом ПМР.
Март – Встреча с новым специальным Представителем ЕС Кальманом Мижеем, в ходе которой до сведения европейского дипломата было доведена ситуация вокруг обеспечения внешнеэкономической деятельности ПМР и перспективы возобновления переговоров в этом контексте.
В течение месяца были проведены рабочие встречи с представителями Миссии ОБСЕ, предметом которых стало текущее состояние молдо-приднестровских отношений, а также подготовка визита финской делегации в ОБСЕ.
В том же месяце состоялся визит делегации Постоянного Представительства Финляндии при ОБСЕ, в ходе которого Зарубежные дипломаты получили возможность ознакомиться с текущим положением дел в отношениях между Молдовой и Приднестровьем.
Апрель – Состоялись встречи с Главой Миссии ОБСЕ Л. О’Ниллом, основная тематика – обсуждение подготовки визита испанской делегации ОБСЕ в Приднестровье.
Визит испанской делегации ОБСЕ, в ходе которого до испанских представителей было доведена озабоченность в связи с "секретными" переговорами, осуществляемыми Молдовой, а также мнение приднестровской стороны о возобновлении переговоров в формате "5+2". До сведения Испанской делегации доведена обеспокоенность приднестровской стороны попытками Молдовы взять под контроль импортные операции республики.
Май – Визит заместителя директора Бюро комиссара Совета Европы по правам человека – А.Гессель, в ходе которого было обсуждено возможное участие Совета Европы в освобождении оставшихся членов террористической организации "Бужор".
В этом же месяце состоялась встреча с делегацией Парламентской Ассамблеи ОБСЕ во главе с Председателем ПА ОБСЕ Г. Леннмаркер. Основным предметом встречи стало обсуждение текущего положения дел в отношениях Приднестровья и Молдовы.
Июнь – Встреча с Главой Миссии ОБСЕ Л.О’Ниллом, в ходе которой состоялось обсуждение текущей ситуации в молдо-приднестровском урегулировании, а также возможности встречи Посла с Президентом ПМР.
Июль – В течение месяца состоялось три встречи с главой Миссии ОБСЕ Л.О’Ниллом и политическим советником Миссии А.Климчыком, основным вопросом которых стали перспективы возобновления переговоров, а также подготовка визита Действующего председателя ОБСЕ Х.Моратиноса в Приднестровье.
Август – Встреча со Спецпредставитель ЕС К.Мижеем, обсуждены вопросы возобновления переговоров, а также открытие европейского информационного центра в Тирасполе.
Сентябрь – Состоялась первая встреча Руководства МИД ПМР и Посла США М.Кирби. В ходе встречи стороны высказали желание укреплять сотрудничество, обсуждены вопросы перемещения зарубежных дипломатов по территории ПМР.
Октябрь – В течение месяца состоялись встречи Глава Миссии Л.О’Ниллом, политическим советником Миссии А.Климчыком, в ходе которых была затронуты различные аспекты подготовки визита Действующего Председателя ОБСЕ Х.Моратиноса в Тирасполь, тематика завершения работы Л.О’Нилла в Молдавии, а также подготовка семинара по "Укреплению мер доверияи безопасности".
В том же месяце в Тирасполь с визитом прибыл Действующий Председатель ОБСЕ Х.Моратинос. Руководство МИД ПМР приняло участие во встрече Президента ПМР и Действующего Председателя. В ходе встречи Приднестровская сторона высказала свое видение текущей ситуации вокруг молдо-приднестровского урегулирования, проинформировала испанскую делегацию о ситуации, складывающейся вокруг прав Приднестровья на внешнеэкономическую деятельность, а также выразила обеспокоенность в отношении намерений Молдовы ограничить передвижение приднестровского автотранспорта.
В том же месяце руководство МИД ПМР приняло участие в семинаре "Укрепление мер доверия и безопасности" г. Одесса.
Ноябрь – Встреча Министра иностранных дел ПМР В.А. Лицкай с Послом США М. Кирби и Спецпредставителем ЕС К.Мижеем. До сведения американской и европейской стороны доведено мнение Приднестровья в отношении отказа Молдовы от участия в мадридских консультациях. МИД ПМР выразил обеспокоенность в связи с возможными ограничениями для приднестровского автотранспорта. В ходе встреч были обсуждены вопросы сотрудничества в гуманитарной области.
В течение 2007г., как и в прошлые годы, Западные представители брали на себя функцию посредников, доводя до приднестровской стороны "содержание" тех или иных молдавских инициатив. МИД ПМР приходилось оппонировать западным представителям по многим направлениям. Прежде всего, в области, т.н. "инициатив В.Воронина", ситуации, связанной со стремлением Молдовы поставить под контроль импортные операции Приднестровья в частности, и всю внешнеэкономическую деятельность республики в целом, а также потенциальными ограничениями для приднестровского автотранспорта.
Позиция ПМР, доведенная до западных партнеров в течении 2007г., сыграла свою позитивную роль. Так Специальный Представитель ЕС Кальман Мижей в ходе визита в Бухарест подтвердил политическую зрелость Приднестровья, заявив, что Приднестровье – "это не закрытая диктатура, здесь нет монолитной политической структуры. Очевиден плюрализм в регионе, где проживает всего 500 тыс. жителей".
В то же время нельзя не отметить позицию, занятую испанским председательством ОБСЕ. В течение 2007г. испанское председательство провело серьезную работу на приднестровском направлении. Помимо визитов в Тирасполь и экспертной работы на приднестровском направлении, и, несмотря на деструктивную позицию Молдавских представителей, Действующий Председатель Х.Моратинос пошел на приглашение делегации МИД ПМР в Мадрид для проведения консультаций с делегациями, участвующими в работе Совещания Министров Иностранных Дел ОБСЕ (СМИД).
Окончание 2007г. связано с повышением активности США, которые усилиями Посла США в Молдове М.Кирби, выходят за обычные рамки статуса наблюдателей в консультациях в формате "5+2".
В связи с назначением американского дипломата новым главой Миссии ОБСЕ Ф.Ремлера и продолжением динамики активности Посольства США, роль США в 2008г. будет сохранять высокий статус.
2008 г. возможно станет весьма продуктивным с точки зрения активности ОБСЕ, как Действующего председателя, так и миссии ОБСЕ в Молдавии. Позитивная динамика, намеченная с визитом Действующего Председателя ОБСЕ, финского министра иностранных дел Илка Канерва может сохранится, при условии активности вновь назначенного спецпредставителя ОБСЕ в Молдавии и Приднестровье Хейкки Талвитие.
На 2008г. перед МИД ПМР среди основных задач сохраняются следующие:
• Расширение пространства сотрудничества с международными организациями и странами Запада в области донесения точки зрения Приднестровья до мировой общественности.
• Использование потенциала ОБСЕ для выработки взаимоприемлемых решений по всему блоку молдо-приднестровских отношений.
• Сотрудничество с западными партнерами в гуманитарной и культурной сфере.

5. Сотрудничество в рамках Сообщества "За демократию и права народов" (СДПН).

В 2007 г. Приднестровье продолжило активное межгосударственное сотрудничество в рамках Сообщества "За демократию и права народов" по всем жизненно-важным направлениям.
В 2007г. при активном участии МИД ПМР многие из уставных задач СДПН получили свое практическое развитие. Контакты между государствами Сообщества выходит на новый уровень. Этому способствует и частота встреч представителей государств Сообщества:
Февраль – в Москве состоялась рабочая встреча Министров иностранных дел Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. В ходе встречи был выработан план-график согласованных внешнеполитических действий на 2007г., а также координация усилий в области совместной информационной политики, базисом которой стал объединенный Информационный центр и созданного на его основе Интернет-ресурс Сообщества.
Апрель – запланированный Саммит Глав государств Сообщества был перенесен. Тем не менее в апреле в г.Сухум состоялось совещание министров иностранных дел Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Основной темой которого стала работа по подготовке Саммита глав государств. Итогом встречи стало Заявление министров иностранных дел Абхазия, Приднестровья и Южной Осетии по вопросам предстоящего заседания Совета Безопасности ООН, главной темой которого должно было стать обсуждение абхазо-грузинского конфликта, что является составной частью координации совместных усилий по донесению общей позиции на международный уровень.
Июнь – в течение месяца в Тирасполе состоялся ряд консультаций властных органов Приднестровья с делегациями Абхазии, Нагорного Карабаха и Южной Осетии. Среди встреч стоит упомянуть следующие:
• Двусторонняя встреча Глав внешнеполитических ведомств Абхазии и Приднестровья. Основными темами стало обсуждение международной ситуации, в частности, перспектив косовского урегулирования, а также необходимости выработки универсального механизма разрешения конфликтов.
• При участии МИД Приднестровья в июне был подписан Протокол о сотрудничестве между Министерствами обороны Абхазии и Приднестровья, который сориентирован на создание постоянно действующей координационной структуры в области военного сотрудничества, а также содержит договоренность сторон о продолжении работы по формированию совместных миротворческих контингентов Приднестровья и Абхазии.
• В июне в Тирасполе прошло Совещание Министров иностранных дел государств Сообщества "За демократию и права народов", при участии представителя Нагорного Карабаха. Итогом встречи стало принятие совместной Декларации о принципах мирного и справедливого урегулирования конфликтов, в которой стороны высказались за четкое и безусловное выполнение сторонами конфликтов взятых на себя обязательств, а также за создание системы гарантий постконфликтного урегулирования, включая международно-правовые, экономические гарантии, гарантии безопасности народов и соблюдения прав человека.
На июнь приходится первая годовщина существования Сообщества "За демократию и права народов". Среди подведенных итогов было отмечено, что подписание Сухумской Декларации заложило международно-правовые основы межгосударственного Сообщества "За демократию и права народов" и обозначило тем самым выход Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии на качественно более высокий уровень отношений.
Стороны выразили единство во мнении, что совместные усилия государств Сообщества должны повлиять на решение общей задачи по завершению политико-правового оформления распада СССР через признание международной правосубъектности новых государств, доказавших свою жизнеспособность.
Сентябрь – за счет социальной тематики расширяется пространство сотрудничество между государствами СДПН. При участии МИД ПМР, Министерство здравоохранения ПМР подписало с руководителями Минздравов Абхазии и Южной Осетии Протокол, направленный на создание устойчивой единой системы социального обеспечения внутри Сообщества.
Приднестровье оказывает поддержку своим союзникам по линии Сообщества. В сентябре в условиях обострения напряженности в зоне грузино-абхазского конфликта, Приднестровье заявляет своей готовности оказать необходимую помощь и поддержку народу Абхазии, возможность которой предусмотрена в подписанных ранее двусторонних соглашениях, – в целях сохранения стабильности и безопасности в регионе.
Ноябрь – При активной поддержке Министерства иностранных дел ПМР в Сухуме прошла учредительная конференция Совета женщин государств-участников Сообщества "За демократию и права народов".
По итогам форума его участники подготовили Обращение к руководству Российской Федерации с просьбой распространить действие социальных российских программ на территорию Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии.
В ходе Совещания министров иностранных дел стран Сообщества, прошедшего так же в Сухуме, была обсуждена текущая ситуация в конфликтных регионах Причерноморья.
По итогам СМИД, была принята Декларация о критериях признания самоопределившихся государств. Министры иностранных дел Приднестровья, Абхазии, и Южной Осетии наметили план совместных действий на ближайшую перспективу.
На ноябрь приходится важнейшее событие 2007г. Саммит глав государств Сообщества "За демократию и права народов".
Встреча президентов стала рекордной по количеству итоговых документов. Подписанием Устава Сообщества "За демократию и права народов" было завершено организационно-правовое оформление деятельности Сообщества. Подписано Рамочное Соглашение об основных принципах деятельности Сообщества. Тем самым, сообщество трех республик превратился в полноценную международную организацию.
Так же в ходе Саммита был подписан отдельный пакет документов посвященных развитию международного сотрудничества в конкретных областях.
В ходе Саммита государства Сообщества наметили пути координации своей социальной политики и формирования условий для создания общего экономического пространства. С этой целью предусмотрены шаги по гармонизации законодательства, установлению корреспондентских отношений между банками стран Сообщества, создание совместных предприятий.
Кроме того, подписаны соглашения о безвизовых поездках граждан и об основах оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Так же в ноябре в Тирасполе состоялась встреча руководства МИД ПМР с Полномочным представителем Абхазии в Приднестровье А.В. Ватаманом. Была отмечена необходимость активной работы по переводу достигнутых на Саммите глав государств Сообщества договоренностей в плоскость практической реализации, в которой координирующие функции должны осуществляться по линии внешнеполитических ведомств. Рассматривался также вопрос об организационных и правовых аспектах деятельности представительств Абхазии и Приднестровья в контексте межмидовских соглашений
Декабрь – глава МИД ПМР принял участие в очередном пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи Сообщества, состоявшемся в г. Москве. Исполнительный секретарь Сообщества, министр иностранных дел ПМР участвовал в обсуждении проектов, вынесенных на рассмотрение парламентских делегаций государств – участников Сообщества.
В течение 2007г. координация внешнеполитических действий позволила донести позицию наших государств до трибун высоких международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ. Внешнеполитические ведомства государств сообщества находятся в постоянном соприкосновении, осуществляя системную координацию по всем направлениям, особую важность из которых приобретает косовское урегулирование.
Следуют выделить следующие области, в которых за прошедший год при активном участии МИД ПМР, были достигнуты обозримые результаты:
Информационная – В течение 2007г. заявил о себе информационный проект – сайт Сообщества, ставший пространством, объединившим журналистов трех республик. Об успешности его работы можно судить по частоте сообщений появляющихся на сайте, так и его цитировании на страницах других изданий.
Безопасность – в условиях неурегулированности отношений с Грузией и Молдовой, эта сфера традиционно остается одной из приоритетных в политике наших государств. Подписанные в течение 2007г. Соглашения между министерствами обороны наших республик создают юридическую базу тесного сотрудничества в области обороны и миротворчества.
Внутриорганизационное развитие структур Сообщества – В 2007г. принятием Устава Сообщества и Соглашений об основных принципах деятельности Сообщества и об Исполнительном комитете СДПН завершилось правовое оформление структур этой международной организации.
Социально-экономическая сфера – В 2007г. уставные цели Сообщества, среди которых указано содействие социально-экономическому развитию наших государств, переводятся в плоскость межведомственных договоренностей, что создает основу для полноценной их реализации, как это произошло в случае подписания Протокола между министерствами здравоохранения стран Сообщества, а также договоренностями в банковской области.
Привлекательность Сообщества "За демократию и права народов" подтверждается тем фактом, что в течение 2007г. в качестве наблюдателей на многих встречах под эгидой организации присутствовали представители Нагорного Карабаха, отличающиеся традиционной осторожностью.
В 2008г. среди основных целей приднестровской дипломатии на этом направлении, можно выделить необходимость расширения сотрудничества с участниками Сообщества по всем ключевым направлениям:
1) Информационном – совместные информационные проекты, в частности, потенциал сайта Сообщества должен восполнять пробелы, возникающие в силу продолжающейся информационной блокады наших государств.
2) Общеполитическом – современные тенденции разрешения конфликтов, особенно в области Косовского урегулирования, обязывают дипломатические ведомства наших государств находится в постоянном контакте и выступать с общей позицией на международной арене. Такая необходимость сохранится и в 2008г.
3) В культурной области – в отношениях с нашими партнерами по Сообществу сохраняется неиспользованный потенциал культурного обмена, туризма, совместных культурных акций – выставок, презентаций, тематических изданий и пр.

Министр иностранных дел В.А. Лицкай