НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Ион Стэвилэ: Формат "5+2" действует и во многом благодаря Украине

Новости // 16:09, 9 декабря 2008 // 2106
Заместитель министра реинтеграции Молдовы Ион Стэвилэ в интервью журналиста "Українські Новини" рассказал о роли Украины в урегулировании Приднестровского конфликта.

- Господин Стэвилэ, как Вы можете оценить усилия Украины по урегулированию ситуации в Приднестровье?

- Украина достаточно давно включилась в процесс урегулирования конфликта в Приднестровье, поэтому у нас уже есть неплохой механизм взаимодействия с украинскими властями. Прежде всего, это деятельность специального представителя Украины в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию. Кроме того, это и наше трехстороннее взаимодействие на границе - Молдовы, Украины и Европейского Союза. Уже наработаны определенные механизмы трехсторонних консультаций, направленные на улучшение ситуации на границе, усиление контроля и безопасности, на борьбу с незаконными феноменами. И в этом направлении, надо сказать, есть совершенно очевидный прогресс. В частности, EUBAM - это тоже трехсторонний проект, работает он достаточно эффективно и плодотворно. Мы очень рады, что Украина выступает вместе с нами за сохранение этой миссии. Мы все выигрываем от этого, в том числе это касается технического обеспечения контрольных служб на границе обоих государств и улучшения взаимодействия между этими службами.

- Какие еще инициативы Вы ожидаете от Украины для расширения сотрудничества и продвижения переговоров по Приднестровскому региону?

- Думаю, Украина в нынешних условиях делает достаточно. Но наши ожидания в процессе урегулирования не могут ограничиваться только Украиной. В первую очередь, конечно, мы хотим повысить эффективность переговорного формата "5+2". К сожалению, в феврале 2006 года этот формат переговоров приостановил свою деятельность, но лишь формально, поскольку, по сути дела, мы продолжили дискуссии, консультации и диалог в рамках этого механизма. Так, после февраля 2006 года проводятся так называемые неформальные встречи в формате "5+2". Только в этом году были проведены 4 встречи, и во многом благодаря Украине. Мы рады, что как раз украинские власти создают условия для того, чтобы эти встречи проходили на территории Вашего государства - так, 2 или 3 последние встречи проходили в Одессе. Недавно также был семинар в Одессе, на котором состоялась очередная неформальная встреча. Так что формат "5+2" действует, и хотя не соблюдается формальный аспект этого механизма, большой разницы между тем, что было, и тем, что есть сейчас, нет.

- А есть ли надежда на формализацию переговорного процесса? И возможно ли изменение существующего формата?

- Именно к этому мы и стремимся (к формализации переговоров). И это зависит не только от Украины, а от всех. Я повторяю - мы заинтересованы в том, чтобы повысить эффективность этого формата. Во-первых, возобновить формальные встречи. Во-вторых, чтобы в рамках этих встреч обсуждались конкретные вопросы - не формально обмениваться там мнениями, а конструктивно обсуждать конкретные проекты и документы. И в-третьих - мы, конечно, считаем, что нынешний механизм "5+2" - лучший из всех механизмов, которые были до сих пор. Но он не вершина совершенства - потому что ничего совершенного нет в нашем мире. И поэтому мы считаем, что его можно улучшить. Например, превратив из формата "5+2" в семисторонний механизм, трансформировав статус Евросоюза и США из наблюдателей в посредников, дав им те же функции, что и другим сторонам урегулирования. И я не вижу на этом пути каких-либо серьезных препятствий, учитывая тот факт, что ЕС и США уже присутствуют в этом механизме. К тому же и Европейский Союз, и США - достаточно сильные актеры на мировой арене, и они могут внести существенный вклад в повышение эффективности этого механизма и в продвижении процесса вперед. Но это должно быть достигнуто с согласия всех, а у нас нет сейчас консенсуса.

- Кто сейчас создает препятствия для ведения переговоров и их возвращению в формальное русло?

- Прежде всего, мы не видим такого сильного желания, энтузиазма и необходимой политической воли со стороны руководителей Приднестровья. По-моему, это совершенно очевидно и об этом можно судить по публичным заявлениям, которые звучат в Тирасполе. Приднестровские власти высказывают достаточно жесткую, агрессивную и нетолерантную позицию. В частности, формулируя какие-то предварительные условия для возобновления переговорного процесса. Например, выдвигая такие проекты, как договор о дружбе и сотрудничестве, который совершенно не воспринимается серьезно никем и не может восприниматься серьезно. Прежде всего потому, что договор о дружбе и сотрудничестве - это документ, который подписывается между двумя государствами, я не видел еще нигде, чтобы на территории одного государства, пусть даже у него есть конфликтные регионы, подписывался такого рода документ. Это противоречит принципам сохранения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, которые никто из международных участников формата не подвергал сомнению. Более того, Республика Молдова имеет базовые международные договора. Это соглашение с Российской Федерацией - в 2001 году я имел честь завершить переговоры в МИДе по этому документу. Также есть договор и с Украиной, который был подписан еще в 1992 году, я также принимал участие в работе над этим документом. Если взять эти 2 основополагающие, базовые политические договора, то там совершенно четко говорится об уважении суверенитета и территориальной целостности. И поскольку этот документ (предлагаемый Тирасполем договор о дружбе и сотрудничестве) противоречит этим международным договорам, его нельзя воспринимать всерьез. И при том в последнее время в Тирасполе очень четко и сильно прозвучало, что в Приднестровье очень ждут ответ Кишинева на этот проект, в то время как эта официальная реакция была летом, сразу по представлении этого проекта.

- То есть дело за Приднестровьем? Украина и Россия достаточно содействуют переговорам?

- Мы наблюдаем достаточно серьезные устремления всех наших международных партнеров, в том числе Украины и России, в процессе урегулирования. И мы считаем, что самое большое препятствие - это Тирасполь. Последняя встреча президента Молдовы с руководством Приднестровья была в апреле. Мы попытались продолжить эти встречи, совсем недавно была предпринята очередная попытка провести такую встречу, закончившаяся неудачей. Должен отметить, что молдавская сторона стремится всячески укреплять доверие, о чем мы много говорим и что мы делаем практически. Так, мы наработали конкретные проекты для укрепления доверия и направили их в Тирасполь - мы предлагаем собирать рабочие группы, чтобы обсуждать эти проекты. Хорошо было бы, если бы в этой атмосфере все шли навстречу друг другу и укрепляли доверие, а не создавали какие-то препятствия.

- На территории Молдовы и непризнанной Приднестровской республики проживают более 400 тысяч граждан украинского происхождения. Какова роль украинцев, проживающих в Молдове, в воссоединении Вашей страны?

- Мы стремимся серьезно мотивировать все население, которое проживает на левом берегу Днестра, в том числе и украинцев. Мы понимаем, что украинцы имеют особые чувства к исторической родине - к Украине, и хотят сохранить и укреплять эти связи, это естественно. Но поскольку и Республика Молдова, и Украина стремятся интегрироваться в Европу, то мы можем двигаться вместе в этом направлении, так как у нас общие интересы, в том числе и украинцев, проживающих в Приднестровье. Вот такая вот общая мотивация.

- Изменились ли подходы в политике по реинтеграции Молдовы после событий в августе этого года на Кавказе?

- Не думаю, что в нашей политике что-либо существенно изменилось. Наоборот, мы еще больше убедились в том, насколько правильный наш выбор и наш путь, а именно - урегулировать конфликт политическими и мирными средствами. Мы в этом убедились, мы на этом настаиваем и считаем, что только таким путем можем продвигаться к достижению урегулирования.

Информационное агентство "Українські Новини"