НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Евгений Шевчук: Необходима новая идеология государственного контроля

Новости // 15:54, 20 января 2010 // 1671
Сегодня единогласно был принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон ПМР «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)». Автор законодательной инициативы депутат Евгений Шевчук отметил в своем докладе необходимость обеспечения баланса между затратами государства на проведение контрольных мероприятий и эффективностью их проведения. Также, по словам разработчика, необходим баланс между степенью вмешательства государства в осуществление хозяйствующими субъектами экономической деятельности при проведении государственного надзора и экономической свободой предпринимателей.

Законопроектом предлагается проводить плановые контрольные мероприятия в отношении одного юридического лица, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не более чем 1 раз в 3 года.

Помимо этого, существенные изменения предлагается внести в процедуру проведения внеочередных контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законом ПМР о некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства. Важной гарантией защиты прав субъектов малого предпринимательства является предлагаемая новелла о необходимости согласования внеочередных контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства контрольными (надзорными) органами с органами прокуратуры, на территории которых осуществляют деятельность субъекты малого предпринимательства. При этом предусматриваются и изъятия из этого правила: в случаях, если основанием для проведения проверки является причинение вреда жизни и здоровью, окружающей среде и т.д., проверочные мероприятия могут быть начаты незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении проверочного мероприятия и направления соответствующих документов в течение 24 часов.

Законопроект не отменяет и не сужает объем контрольных полномочий государственных органов, а поднимает его на более высокий уровень, наполняя реальным содержанием установленную законами координирующую роль прокуратуры.

В декабре 2009 года на встрече Президента с представителями среднего и малого бизнеса республики предпринимателями больше всего жалоб было высказано именно в связи с несовершенством процедуры проведения проверок. Выступая с докладом по данному законопроекту, Евгений Шевчук отметил, что принятие данного законопроекта позволит создать условия для повышения экономической активности предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), снизить уровень административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, снизить расходы бюджета на организацию проверок, а также стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность. «Необходима новая идеология государственного контроля», – подчеркнул парламентарий в своем выступлении. По его мнению, это будет способствовать улучшению инвестиционной и инновационной привлекательности Приднестровской Молдавской Республики вследствие определенного уравнивания условий осуществления контроля со стороны государства с действующим в  РФ порядком, а также станет еще одним элементом целостной системы последовательно создаваемых государством условий для стимулирования малого бизнеса.

На протяжении последних лет Верховным Советом проводилась планомерная работа по созданию эффективной системы мер поддержки субъектов малого предпринимательства. Приняты законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности юридических лиц – субъектов малого предпринимательства», «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства», а также комплекс мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках антикризисных мер.

В то же время, с учетом того, что Приднестровская Молдавская Республика не в состоянии субсидировать, как в соседних государствах, субъектов малого предпринимательства в требуемых объемах финансирования, необходимо создание благоприятного режима предпринимательства путем установления четких законодательных механизмов.

При подготовке законопроекта был скомпилирован опыт Российской Федерации в указанной сфере правового регулирования. Говоря об опыте применения аналогичного закона в РФ, Евгений Шевчук напомнил  слова премьер-министра Российской Федерации. В. Путин, комментируя проблему  «бесконечных, – по его выражению, – проверок предпринимательской деятельности», обратил внимание на то, что при очевидной необходимости проверок «такой режим, какой установлен сегодня, терпимым быть не может», подчеркнув при этом необходимость принципиального изменения подходов к  государственному контролю.

Справочно: Уголовным кодексом ПМР  установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. В 2008 году Верховный Совет принял толкование соответствующих норм УК, которое устранило ранее имевшиеся препятствия для привлечения к уголовной ответственности всех виновных лиц. Между тем, статистика свидетельствует о небольших показателях привлечения к уголовной ответственности виновных в таковых преступлениях. Так, в 2009 году в органах внутренних дел республики возбуждено 25 уголовных дел по сокрытию и уклонению от уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 1 Закона о контрольных проверках на проведение оперативно-розыскной деятельности, за исключением гласных ОРМ, проведение дознания и предварительного следствия данный Закон не распространяется, введение предлагаемой периодичности плановых проверок не повлияет на объем правовых средств, имеющихся у правоохранительных органов для выявления и пресечения незаконных действий в налоговой и финансовой сферах, в том числе и на перечень негласных ОРМ.  Проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий регулируется вступившим с 1 октября 2008 года в законную силу новым Законом ПМР «Об оперативно-розыскной деятельности в ПМР». Данный Закон наделил правоохранительные органы новым современным правовым инструментарием и предоставившим достаточные возможности для своевременного выявления и пресечения преступлений, в том числе и в налоговой сфере. Новый Закон закрепил 17 видов оперативно-розыскных мероприятий и 8 оперативно-тактических действий, тогда как  ранее действовавший Закон предусматривал только 15 видов ОРМ. Также на протяжении последних трех лет повышательной динамикой отмечено и финансирование осуществления правоохранительными органами оперативно-розыскной деятельности. По одному из ведомств ежегодный рост планового бюджетного финансирования составляет около 20%. В 2008 году финансирование осуществления ОРД предложенный Президентом размер ассигнований на ОРД Министерству внутренних дел Верховным Советом был увеличен в 4 раза.

Пресс-служба ВС ПМР