НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Оппозиция Японии пришла к власти

Новости // 15:58, 31 августа 2009 // 1730
На выборах в японский парламент Либерально-демократическая партия страны потерпела сокрушительное поражение. По предварительным итогам голосования на 9 часов утра московского времени основной конкурент ЛДП, Демократическая партия Японии, получила, как и прогнозировалось, около 300 мандатов из 480. Премьер-министром должен стать лидер ДП Юкио Хатояма.

Нижняя палата парламента имеет ключевое значение в жизни страны, именно там определяется глава правительства и принимается госбюджет. Политики и эксперты многих стран мира пристально следили за короткой предвыборной кампанией, которая официально началась лишь 18 августа. Хотя фактически она стартовала 21 июля, когда непопулярный «либеральный» премьер Таро Асо распустил нижнюю палату. Провал ЛДП на июньских выборах в Токийскую ассамблею стал для партии пятым подряд региональным поражением и первым за 44 года случаем утраты большинства мест в столице, что и побудило премьера назначить досрочные выборы.

Нынешние выборы стали тестом для ЛДП, итоги голосования показали, что время партии вышло. Ведь, с момента создания в 1955-м, ЛДП оставалась правящей партией Японии - единолично либо в коалициях - за исключением 10 месяцев в начале девяностых. Недовольство либерал-демократами копилось в последние 20 лет, финансовый кризис стал «последней соломинкой, сломавшей спину верблюда».

Казалось бы, замечают эксперты, Япония не должна была испытать столь резкого экономического спада, поскольку банки страны не увлекались инвестициями в ипотечные ценные бумаги и не понесли серьезных потерь в ходе обвала американского фондового рынка. Однако экспорт - один из важных факторов, обеспечивающих рост японской экономики, и кризис в Стране восходящего солнца почти целиком вызван резким обвалом внешнего спроса. Основные экспортные отрасли - автомобилестроение и электроника. Именно снижение американского спроса привело к падению японского экспорта промежуточной продукции не только в сами США, но и в большинство стран азиатского региона, сокращающих закупки японских комплектующих.

Голосование 30 августа было явно протестным голосованием, речь шла не столько о симпатиях к Демократической партии, сколько об отсутствии таковых к политическим долгожителям. Лозунги оппозиции сильно отдают популизмом, победив, теперь она должна не только решать накопившиеся в экономике проблемы, от нее будут ждать и выполнения обещаний. Лидер Демократической партии Юкио Хатояма говорил, что направит бюджетные средства на помощь домохозяйствам, покончит с властью бюрократии и сохранит налог на продажи на нынешнем уровне в пять процентов еще на протяжении четырех лет. Это, сразу предсказали экономисты, приведет к увеличению и без того немалого дефицита бюджета. Демократическая партия гарантировала, что после победы власти начнут выплату на каждого ребенка ежемесячных пособий в размере 275 долларов, закачают деньги в неэффективное сельское хозяйство и поэтапно отменят плату за пользование скоростными автомобильными дорогами. Педантичные японцы сосчитали: выполнение их обещаний должно ежегодно стоить почти 179 миллиардов долларов.

ЛДП не помогли посулы за десять лет увеличить годовой доход средней семьи на 10 тысяч долларов, за три года сделать бесплатным дошкольное образование и создать за этот же срок два миллиона новых рабочих мест.

Однако у демократов есть лишь год, чтобы показать, на что они способны, в 2010-м состоятся выборы в верхнюю палату парламента, которую могут «захватить» либерал-демократы.

Как объяснял Кан Сузуки, член парламента от демократов, на протяжении всей истории кандидаты апеллировали, прежде всего, к пожилым избирателям, как их назвало агентство Франс пресс, «седовласым». Главными предвыборными тезисами были пенсионное обеспечение и система здравоохранения. Именно поэтому «политика» в виде выборов вызвала зевоту у имеющей право голоса молодежи, отмечают эксперты. На выборы последних 15 лет от половины до двух третей избирателей в возрасте от 20 до 29 лет просто не удосужились придти, так что результаты определяли «старшие». На минувших выборах, пояснил журналистам основатель группы за вовлечение молодежи в политику, студент Кенсуке Харада, «в условиях текущего экономического кризиса молодых интересует, что может сделать для них государство». Он считает, что его сверстники крайне озабочены высоким уровнем безработицы и растущим чувством социальной неуверенности.

Согласно официальным данным, сегодня уровень безработицы в стране составляет 5,4 процента – это рекорд последних шести лет, он приближается к самому высокому послевоенному показателю в 5,6 процента. Однако, по данным Международной организации труда, всего лишь 23 процента безработных японцев получают пособие.

Кеичи Ито, директор Бюро трудовых исследований Национальной конфедерации профсоюзов, симпатизирующий ДП, усомнился: «Они много наобещали, однако, как только они придут к власти, то будут обязаны слушать представителей бизнеса. А лидеры профсоюзов заставят рядовых членов «не раскачивать лодку», дабы обеспечить выживание компаний». Итого, по данным предвыборных опросов, до 80 процентов японцев сомневались в выполнимости обещаний двух главных соперничающих партий. Видимо, поэтому в канун голосования половина избирателей вообще не поддерживала ни одну из двух ведущих партий, многие из них склонны были отдать свой голос «малышам».

Есть еще несколько аргументов в пользу того, что пришедшие к власти демократы не сумеют или не захотят выполнять свои предвыборные обещания. У них, и это отмечают все эксперты, нет опыта эффективного администрирования, вдобавок и государственный аппарат за минувшие 50 лет привык работать исключительно с либерал-демократами. До победы партии Юкио Хатоямы многие специалисты открыто говорили: по неписанным традициям, страна управлялась политиками в тайном сговоре с большим бизнесом и бюрократией. Теперь лидер ДП обещает покончить с этим, дав взамен «правление политиков, а не чиновников». В то же время, как пишет фриланс-журналистка Гвинн Дайер, японская политика – это «трудовые династии». Как вспоминает она, политолог из Страны восходящего солнца уверял ее, что всю политическую элиту можно разместить в одном большом зале, это лишь 400 человек, из которых женщин, в лучшем случае, две. И половина из присутствующих будет находиться в помещении потому, что в нем ранее находились их отцы и деды - двадцать пять и пятьдесят лет назад. Самый яркий пример: Таро Асо – внук премьер-министра, его дед в свое время даже проиграл на выборах деду Юкио Хатоямы, который тоже занимал пост главы кабинета.

Особых перемен во внешней политике Токио никто также не ожидает. Администрацию Барака Обамы пока не сильно обеспокоило предвыборное заявление Юкио Хатоямы о намерении добиваться полного равноправия в рамках стратегического союза с США, вплоть до сокращения американского военного присутствия, и его упреки в возглавляемом Вашингтоном «рыночном фундаментализме».

Любые возможные перемены вряд ли станут распространяться на отношения с Москвой. Да, лидер Демократической партии и потенциальный премьер-министр Юкио Хатояма возглавляет общество дружбы с Россией и выступает за развитие с ней партнерских контактов во всех областях. Однако он же был в числе тех, кто разработал и добился в июле принятия закона, в котором российские острова называются исконными территориями Японии. Впрочем, на первой же своей пресс-конференции, посвященной победе ДП, Юкио Хатояма заявил: «Мой дед подписал совместную декларацию с Москвой, и я со своей стороны намерен прилагать усилия к решению оставшихся вопросов, включая территориальный. У России и Японии большой потенциал сотрудничества, который до сих пор не исчерпан. Это противоречит интересам обеих стран. В этой связи, на мой взгляд, важно как можно скорее наладить доверительные отношения и действовать сообща, думая, в том числе, об урегулировании накопившихся проблем».

Столетие.ру