НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью

2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Ученые обнаружили способ спать меньше

Новости // 18:34, 14 августа 2009 // 2788
Ученые выявили гены, которые помогают людям спать существенно меньше восьми часов в день – общепризнанной нормы сна – сохраняя при этом нормальную жизненную активность.

Как сообщают РИА «Новости», авторы исследования, опубликованного в журнале Science, полагают, что открытие позволит в будущем разработать методики восстановления нарушений сна у людей.

Профессор Калифорнийского Университета в Сан-Франциско Ин Хой Фу и его коллеги в своей работе изучили геномы 250 людей, среди которых было двое особенных – мать и дочь, в течение многих лет ложащихся спать в 10 вечера и пробуждающихся в 4-4:30 утра. Несмотря на то, что для многих людей такой режим стал нормой жизни из-за необходимости много работать, эта семья не испытывает от такого режима сна никакого дискомфорта, напротив, совершенно не представляя как можно спать более продолжительное время.

Иными словами их потребности сна существенно ниже среднестатистических.

Ученые обнаружили, что в отличие от всех остальных участников исследования эти две женщины несут в своем геноме особые варианты гена DEC2, содержащего мутации, не встречающиеся у остальных людей. Исследователи предположили, что именно эти мутации и определяют специфические циркадные ритмы, которым подчиняется ежедневный цикл сна матери и дочери в этой семье. Эти ритмы определяют время суток, когда человека начинает клонить в сон, а так же продолжительность сна.

Для проверки своей гипотезы ученые вывели две серии генетически модифицированных мышей, одна из которых несла на себе одну копию мутантного гена, а вторая - сразу две. Исследования показали, что мыши из первой серии спали в среднем на 1.2 часа меньше контрольной группы мышей без мутантных генов, а мыши с двумя мутантными генами спали в среднем на 2.5 часа меньше нормальных собратьев.

При этом мутантные мыши гораздо легче и быстрее восстанавливали нормальный режим сна и бодрствования после продолжительного нарушения сна, которому их намеренно подвергали исследователи.

Авторы статьи пока не уверены, имеет ли смысл пытаться применить результаты этого исследования для изменения режима сна людей, любящих спать подолгу, однако полагают, что для разработки методов восстановления нарушений сна у людей эти результаты очень полезны.

В будущем команда Фу надеется выявить другие гены, определяющие продолжительность сна.

«Это открытие позволяет нам предположить, что существуют гены, определяющие продолжительность сна у людей. Если мы сможем открыть еще несколько генов, отвечающих за сон, мы получим завершенное представление о механизме регуляции потребностей нашего организма во сне», – сказал Фу, слова которого приводит Live Science.