НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Молдова — НАТО: Безопасность нейтралитета

Новости // 19:55, 13 августа 2009 // 1982
В 1994 году в Конституции Республики Молдова был закреплен статус нейтралитета нашего государства. Нейтралитет, однако, отнюдь не означает полное пренебрежение вопросами национальной безопасности, в том числе и военной, особенно в условиях глобализации международных отношений. Ведь далеко не секрет, что многие рассматривают вопросы нейтралитета сквозь призму поверхностного отношения и к вопросам укрепления обороноспособности страны и полного отрицания или неприятия сотрудничества с военными блоками и альянсами.

Одной из реалий сегодняшнего дня является и тот факт, что мы являемся непосредственными соседями с членом Североатлантического альянса - Румынией, а в обозримом будущем вполне вероятно, что можем иметь еще одного соседа — члена НАТО — Украину.

Каково место Молдовы как нейтрального государства в архитектуре ее будущих взаимоотношений с европейскими и мировыми партнерами и в чем смысл сотрудничества нашей страны с данной военной структурой, мы попытались выяснить в беседе с директором Центра информирования и документирования о НАТО, директором Европейского института политических исследований Виорелом Чиботару.

- Факт остается фактом: начиная с 1994 года ни один государственный деятель Республики Молдова - от президента до государственных чиновников любого ранга - не заявлял официально о стремлении и желании нашей страны вступить в блок НАТО, - отметил Виорел Чиботару. К сожалению, наша страна еще далека и от классического понятия нейтралитета. Вот почему, отметил политолог, наш нейтралитет, мягко говоря, неполноценен, ибо он не подкреплен какими-либо прецедентами или реалиями современной жизни.

С другой стороны, механизм отказа от статуса нейтралитета или изменения этого статуса настолько сложен и бесперспективен с точки зрения законодательной, что реально ставить перед собой подобные цели означает заранее быть обреченными на провал. Эту истину фактически осознали все политические партии. Поэтому слоган о желании вступления Молдовы в НАТО является не чем иным, как политической игрой слов некоторых деятелей. Эта игра не имеет под собой никакой реальной поддержки.

Исходя из этих соображений, господин Чиботару отметил, что он достаточно холодно и скептически относится к призывам о "завтрашнем и немедленном" вступлении Молдовы в НАТО, которое якобы принесет нашей стране "молочные реки и райскую жизнь". Он также без особого восхищения воспринимает и старые стереотипные лозунги о НАТО как о некоем монстре: мол, это агрессивная военная структура, которая приносит одни только беды, войны и вмешательство в дела других государств.

Сегодня необходимо четко осознать, что уже давно не существует НАТО времен холодной войны. Только на протяжении последних двадцати лет эта военная структура несколько раз трансформировалась, меняя свои стратегические концепции. Причем начиная с 1991 года ключевым словом в деятельности НАТО является именно трансформация. Наши западные коллеги, включая Соединенные Штаты Америки и Канаду, всегда придерживаются четко своих целей по очень простой причине: они несут ответственность, прежде всего, перед своими налогоплательщиками, которые рано или поздно их спросят, жестко спросят, каковы результаты этих трансформаций. Там заигрывания с налогоплательщиками чреваты серьезными последствиями. И мы все прекрасно об этом осведомлены.

Суть этих изменений, по словам Виорела Чиботару, состоит в том, что сегодня мы живем в других условиях, в другой геополитической обстановке. Мы переходим постепенно от биполярного к многополярному миру. Поэтому необходимо подчеркнуть тот факт, что в результате проведенных трансформаций НАТО провело уже демассификацию своих войск. Все страны Евросоюза, за редкими исключениями, в том числе и США, провели серьезные реформы своих войск. Хотя, справедливости ради, следовало бы отметить, что Соединенные Штаты, проводя соответствующую реформу армии, вложили в нее больше средств, чем во все предыдущие годы. Говоря другими словами, все переходят от классических формул к совершенно другим формам операций, войсковых соединений, решая иные задачи, чем те, что они решали, скажем, во времена холодной войны. Проще говоря, - сегодня ни США, ни НАТО НЕ готовятся к третьей мировой войне. И слава Богу, что никому из представителей сверхдержав не приходят в головы такие бредовые мысли, - подчеркнул В. Чиботару.

Фактически все страны НАТО, закончив один цикл реформ, перешли к другой фазе трансформации. С этой точки зрения, - подчеркнул Виорел Чиботару, - поднимать в обозримой перспективе сначала политический вопрос о соответствии критериям членства в НАТО, а затем добиваться этой цели для Республики Молдова — это непосильная ноша. Нас могут ожидать очень серьезные последствия политического и экономического характера. Не говоря уже о том, что мы рискуем самым серьезным образом испортить отношения со многими государствами, прежде всего с Российской Федерацией.

По мнению политолога, постоянные виртуальные разговоры о членстве в НАТО, несомненно, имеют право на жизнь. Они приносят определенные дивиденды политическим партиям и отдельным политикам, но отнюдь не добавляют оптимизма в плане характеристики системы национальной безопасности, внешней политики, а в целом и устойчивости Республики Молдова как государства. Поэтому поднимать сегодня вопрос о вступлении Молдовы в НАТО - бесперспективно. Это очень сложный вопрос, в первую очередь, с точки зрения конфликтности в самом молдавском обществе. Эта аксиома, повторимся, имеет право на жизнь, эти вопросы всегда поднимаются и будут подниматься и в будущем определенной частью общества не только в Молдове. Есть, например, и в России сторонники вступления в НАТО, есть они и в Киргизии, во многих других странах, в том числе даже и в Японии, как бы это странно ни прозвучало. Но от этого японское общество не разваливается, и оно не стало хуже жить и чувствовать себя хуже.

Говоря об Евросоюзе и НАТО, мы всегда должны рассматривать эти вопросы комплексно: как с точки зрения безопасности, так и повышения благосостояния людей и развития экономики всех стран союза. Эти составляющие не могут сегодня существовать одна без другой. Поэтому сегодня в Молдове впору говорить не столько о вступлении в НАТО, сколько о другой проблеме в контексте сотрудничества с Североатлантическим альянсом: у нас существует реальная серьезная проблема реформирования системы национальной безопасности страны. Мы должны привести эту систему в полное соответствие со стандартами и Евросоюза, и НАТО, и нейтралитета страны как такового.

В качестве примера подобных стандартов господин Чиботару привел такие страны, как Финляндия, Швеция, Австрия, Швейцария, которые, не являясь членами НАТО, активно сотрудничают и взаимодействуют с данной структурой с целью приведения национальных стандартов в полное соответствие с международными. Все эти страны полностью соответствуют натовским стандартам по строительству вооруженных сил как с точки зрения законодательной основы, так и с точки зрения принципов функционирования, технических параметров, будь то вооруженные силы или гражданско-военные отношения. Задача Республики Молдова состоит именно в достижении этих стандартов в области национальной безопасности.

Кстати, Виорел Чиботару, будучи близко знаком с организацией швейцарской системы национальной безопасности, подчеркнул, что Швейцария, несмотря на свой нейтралитет, представляет сегодня собой одно из самых современных супервооруженных, если можно так выразиться, стран Европы. Мы даже можем говорить и о том, что сегодня ни одна страна — член НАТО не может достигнуть уровня Швейцарии по качеству и уровню вооружений.

Исходя из этих стандартов взаимоотношений, мы можем сегодня с уверенностью говорить о том, что Республика Молдова и НАТО являются ближайшими партнерами. От данного партнерства выигрывают обе стороны.

На сегодняшний день Альянсом не было принято ни одного решения, которое противоречило бы интересам нашей страны. Более того, ни разу начиная с 1994 года НАТО не ставил нас в "неудобное положение", выдвигая какие-либо требования или условия. В НАТО прекрасно отдают себе отчет о сложностях проблем, которые стояли и стоят перед Молдовой.

Конечно же, нельзя отрицать, что в Альянсе, как и в любой международной структуре, существуют различные точки зрения, лоббирование самых разнообразных интересов, но есть одно существенное обстоятельство. В НАТО не существует других решений, кроме как единогласно принятых и одобренных. Там не принимают решения обычным большинством голосов, а только единогласно. При чем они обязательны к исполнению и соблюдению всеми без исключения членами Альянса. В этом плане, отметил Виорел Чиботару, с НАТО даже легче работать, чем с теми международными структурами, в которых решения принимаются простым большинством голосов.

Присутствие НАТО в Молдове, в том числе и в рамках программы "Партнерство ради мира", означает не только укрепление безопасности и нейтралитета страны. Нельзя рассматривать нейтралитет как панацею от всех бед, особенно в условиях набирающей темпы глобализации отношений. Виорел Чиботару опять же обратил внимание на Швейцарию, которая является классическим примером нейтралитета, но никто не мог гарантировать ей безопасность во время второй мировой войны. То, что эта страна не была затронута боевыми действиями, по мнению политолога, всего лишь счастливое исключение из правил. Хотя, справедливости ради, следовало бы отметить, что даже в отношении Швейцарии международные договоренности тогда были нарушены: известны множество случаев нарушения воздушного пространства со стороны немецкой, итальянской и французской авиации.

В современных условиях есть все предпосылки говорить о том, что фактор нейтралитета государства может не сработать, особенно когда речь идет о кризисных, форс-мажорных обстоятельствах. Принцип нейтралитета, однако, не позволяет нам быть изолированными от остального мира, и мы развиваемся вместе со всем миром в условиях независимости. Желание участвовать в той или иной миротворческой операции или миссии, быть более или менее активными участниками ООНовских операций - все это зависит только от нашего собственного решения. При этом никто, образно говоря, на нас не обижается и не смотрит косо в нашу сторону. Но в случае возникновения кризисных ситуаций мы можем не избежать того, что эти ситуации нас коснутся.

При этом, когда мы говорим о процессах партнерства в рамках НАТО, необходимо еще учитывать и существование приднестровской проблемы, присутствие иностранного воинского контингента в восточных районах Молдовы, что позволяет нам говорить сегодня о нейтралитете, как об относительном понятии.

Для Республики Молдова, в нынешних европейских и мировых реалиях, нейтралитет является, прежде всего, предпосылкой стабильности внутреннего политического и экономического процессов. Именно с этой точки зрения мы и рассматриваем вопросы сотрудничества нашей страны с Североатлантическим блоком НАТО, - подчеркнул в заключение Виорел Чиботару.

Тудор СОРОЧАНУ  Независимая Молдова