Повысить КПД двигателя внутреннего сгорания обычного автомобиля и снизить количество вредных выбросов в выхлопных газах позволит смешение дизельного топлива с бензином в нужной пропорции прямо внутри цилиндров, уверены авторы инновации, описанной в докладе на конференции "Изучение эффективности и экологичности дизельных двигателей", проходящей в Детройте, США.
Команда Рольфа Рейтца (Rolf Reitz) из Университета Висконсин-Мэдисон
в США разработала технологию, позволяющую использовать преимущества
обоих видов топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Согласно
этой технологии, впрыск дизельного топлива и бензина в цилиндр
осуществляется последовательно в ходе каждого цикла, а соотношение
подбирается автоматически исходя из режима, в котором в данный момент
работает двигатель.
В режиме сильной нагрузки, когда, например, тяжело нагруженный автомобиль едет в гору, оптимальное соотношение между бензином и дизельным топливом составляет примерно 85/15, тогда как на ровной дороге соотношение может быть примерно 1/1. Подбор этого соотношения необходим для самовоспламенения топливной смеси в цилиндрах двигателя, в противном случае автомобиль заглохнет.
"Роль дизельного топлива в смеси можно представить себе как роль
свечи зажигания, такой же, как и в обычном карбюраторном двигателе,
однако в данном случае вместо свечей работают капельки дизельного
спрея, воспламеняясь под давлением. Свойства такого топлива
контролируются временем впрыска дизельного топлива в цилиндр, уже
содержащий бензин, и количеством ДТ", - сказал Рейтц, слова которого
приводит пресс-служба университета.
Рабочая температура такого двигателя может быть почти в два раза
ниже, чем у обычного, что существенно снижает потери тепла и повышает
КПД. Кроме того, точный контроль процесса воспламенения топлива в
цилиндрах позволяет добиться более полного сгорания топлива с меньшим
выбросом микрочастиц несгоревшего материала (копоти) и токсичных
оксидов азота, выбрасываемых в атмосферу обычными дизельными
двигателями.
По оценкам автора доклада, переход всех автомобилей и грузовиков США
на такое гибридное топливо позволит сэкономить до трети всей
потребляемой этой страной нефти.
Свои теоретические концепции и модельные расчеты команда исследователей
подтвердила с помощью экспериментальной установки, основу которой
составляет переработанный дизельный двигатель карьерного экскаватора
фирмы Caterpillar.
Ученым даже удалось поставить мировой рекорд, заставив этот
сравнительно небольшой двигатель работать с КПД 53%. До этого самыми
эффективными среди двигателей внутреннего сгорания считались огромные
корабельные двухтактные дизельные двигатели с КПД 50%.
"Более того, за счет низкого давления впрыска эта технология может быть
перенесена и на маленькие двигатели легковых автомобилей, КПД которых
обычно не превышает 25%", - заключил Рейтц.