iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Коррупция в Приднестровье. Кто виноват?

Несколько дней назад газета «Приднестровье» опубликовала в двух частях статью Владимира Стулова, главного редактора выходящего узким тиражом в ПМР журнала «Государство и Безопасность» под многообещающим заголовком «Что такое коррупция, и нужно ли с ней бороться?».

Обещано, что в самом журнале «Государство и Безопасность» в скором времени можно будет ознакомиться с полной версией статьи, однако уже опубликованного вполне достаточно, чтобы сделать некоторые выводы, а учитывая серьезность поднятых в публикации проблем попытаться по возможности без иронии разобраться в аргументации автора. Судя по названию журнала, публикация определенным образом совпадает с позицией большого круга госслужащих.

Статья Владимира Стулова, пожалуй, будет широко обсуждаться некоторое время. Актуальность её велика. Наверняка её можно будет прочесть и в других всевозможных государственных СМИ, не исключено, что тезисы из статьи будут зачитаны диктором государственного ТВ ПМР…

Тема коррупции для Приднестровья, как и других регионов СНГ, достаточно злободневна, и было бы уместным, чтобы по данной проблеме регулярно высказывались не только сотрудники государственных СМИ, ответственные, в общем-то, в силу своих обязанностей за имиджевую поддержку госструктур, а не за борьбу с коррупцией, но и политики, предприниматели, журналисты частных изданий.

Бывший студент Волгоградской следственной школы милиции, уважаемый юрист Владимир Стулов, как представитель «силовой касты» вряд ли способен на все 100% рассуждать объективно, в этом нет его вины – так устроен человек. Корпоративная солидарность – обязательна для любой профессии, она не заканчивается с пенсией и переходом, скажем, в адвокатуру или на работу в государственное печатное издание. Разумеется, каждый защищает свой «профсоюз», своих коллег, свою профессию, особенно бывшую, и в особенности, если речь идет о людях военных.

Однако для трезвой и объективной оценки проблем, касающихся репутации государства, мнения одних лишь госслужащих и журналистов государственных СМИ явно не достаточно – таким образом, мы можем услышать позицию лишь одной стороны, более того, стороны, в адрес которой и звучат зачастую обвинения в коррупции. Этой стороной является Государство. Стороной противоположной является Общество. Государство – сторона, «берущая» взятки. Общество – сторона «дающая». Однако стоит ли устанавливать знак равенства между ответственностью одних и других за сложившиеся «правила игры», коль эти самые правила игры уже давно несут угрозу и «Государству», и «Безопасности», — терминам, указанным в заголовке журнала… Вопросов достаточно, обратимся к первоисточнику.

Попробую выделить несколько тезисов Владимира Стулова. Желающие смогут самостоятельно отыскать оригинал публикации в сети, и ознакомиться с ним в первозданном виде. Итак:

Коррупция, конечно, есть на самых разных этажах власти. И отследить злоупотребления очень сложно. Взяточников обычно ловят за руку. С поличным. Может, только сейчас появится новая система декларирования доходов чиновников в России – будут показывать доходы всех родственников. Такого не было никогда. Возможно, картина прояснится. Возможно, найдут новые способы утаивания сверхдоходов. Вообще, борьба с коррупцией – одна из самых сложных государственных задач. Но решить ее можно. За несколько поколений, если начинать прямо сейчас. А может быть и раньше. Все зависит от самого общества и экономической ситуации, от желания тех, кому поручат этим заниматься.

Основными причинами коррупции в различных исследованиях называются: трудности преодоления наследства тоталитарного режима, экономический упадок и политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, в том числе его противоречивость, неэффективность институтов власти, слабость гражданского общества, неукорененность демократических политических традиций, в том числе несформированность политической культуры, неразвитость правового сознания населения и др.

Представлю себе благонравное, томное лицо госслужащего-коррупционера, которому эти строки – как бальзам на душу. «Несколько поколений – ну, ничего, ещё поживём»… «Недоразвитость правового сознания населения» как и «слабость гражданского общества» не могут являться объективной причиной при оценке ситуации – это скорее результат, чем причина. Коррумпированной бюрократии ни к чему сильное гражданское общество и развитое правосознание население – в государствах с пирамидальной коррупцией гражданское общество задавлено, а «правосознание» в тех или иных формах воспитывается государственными СМИ, истинные задачи которых лежат в несколько иной плоскости

Как явление, коррупция описана автором достаточно полно и ясно. Однако каковы рецепты автора по противодействию коррупции?

Нужно ли бороться с коррупцией и как это делать? Ответ однозначен: нужно и в первую очередь повышать профессиональный уровень юридических кадров и правовой культуры граждан, в том числе с привлечением средств массовой информации. Создавать специальные телевизионные передачи с антикоррупционной направленностью. В газетах подробно освещать итоги осуждения взяточников и казнокрадов по конкретным уголовным делам. Этого у нас не делается.Кроме того, должна быть персональная ответственность руководителя министерства и ведомства за то, что происходит в его коллективе. Расплодил коррупцию, есть факты взяток – уходи. Сам, а не тогда, когда тебя Президент попросит.

Впору пустить слезу умиления. Получается, что в коррупции виновато исключительно общество – его темнота, необразованность, отсутствие подробного освещения в газетах, а также упорное нежелание взяточников самостоятельно увольняться. Подобная позиция, звучащая со стороны представителей правоохранительных органов, является, пожалуй, вполне естественной: «Пусть люди взяток сами не дают, а плохие чиновники сами уволятся – и будет всё хорошо». Корпоративная солидарность, как и было сказано. Одних телевизионных передач крайне мало, нужны масштабные реформы госаппарата, а не работа над повышением уровня самосознания трудящихся масс.

Взятка – это средство эффективно и быстро без чиновничьих препонов решать свои вопросы. По-простонародному коррупция – это эффективное решение не только хозяйственных вопросов деловыми людьми, но и бытовых. Устроить ребенка в детсад, где все места уже заняты. Поступить в престижный вуз. Причем взятка-то дается за то, что нужно сделать и так, по закону. Но быстро. Согласно статистическим данным, по опросам общественного мнения в России, взятки хоть раз в жизни давали 53% населения. Общество загнивает, власть бесконтрольна и всесильна, нет контроля за сверхдоходами, теряем остатки морали, люди не видят реальных мероприятий по борьбе с коррупцией. Создается постепенная монополия чиновников на управление страной.

Борьба с коррупцией у нас в Приднестровье не только абсолютно возможна, но и необходима. Нас сия антиправовая дама посетила лишь с начала масштабной приватизации и свои ухищрения еще не укоренила так глубоко, как в России и на Украине. Это вопрос политической воли и здравомыслия. Верю, что это понимает наше руководство. Верю, что это понимание обретет очертания в реальных мерах и действиях.

Трудно было бы представить, чтобы в журнале «Государство и Безопасность» написали нечто противоположное – к примеру, «Не верю, неоткуда ждать ни мер, ни действий». Единичные случаи по фактам раскрытия данного рода преступлений, возможно, повод для того, чтобы соответствующим службам гордиться цифрами отчетов. Но наиболее объективной оценкой, всё ж является общественное мнение, а оно всем хорошо известно. Житель ПМР вспомнит массу различных ругательств, чтобы высказаться по этому поводу.

У нас в Приднестровье еще пока не выстроена система, коррупционная, многогранная, искоренить которую уже будет невозможно. Она пропитает все насквозь, и не только в ГАИ, таможне, исполнительных органах власти. Словом, везде, где кто-то что-то разрешает или запрещает.

Вот любопытно было бы этот же вопрос задать приднестровским автолюбителям или предпринимателям, да и вообще жителям республики – выстроена эта система, или не выстроена? И, главное, кем она выстроена? Впрочем, ниже Владимир Стулов сам отвечает и на эти вопросы.

Коррупция начинается с клановости. И первооснова всего – клановая коррупция. Она же круговая порука. И она в основном не материальная – безденежная. Это «взаимопомощь» чиновничества. Цинизм взяточника может очень скоро стать государственной идеологией и практикой.

Затем В.Стулов, не покидая компьютерного стула, словно Давид Голиафа, разрывает парламентариев, которые будучи рядышком с властью, бездействовали.

Касаясь, дежурных пассажей, относительно вины депутатов и многократно упоминаемого всуе господина Шевчука в том, что, дескать, «с коррупцией сами не боролись», напоминает происходящее игру футбольных команд, пинающих друг другу мячик ответственности. Что-то не припомнит общественность республики критических статей в государственных СМИ, призывавших тех же самых депутатов принимать какие-либо меры по противодействию коррупции, или статей со сравнительным анализом мер, используемых при борьбе с коррупцией другими государствами. В основном государственные СМИ писали и по-прежнему пишут об успехах растениеводства и о том, что причина всех наших бед – всемирный финансовый кризис. Слишком долго обе ветви власти в Приднестровье этой темы не касались, так что ответственность за нынешнюю ситуацию обоюдна. И сегодня превращать проблему коррупции в эдакий «мячик» обвинений поссорившихся Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, честное слово, это как-то неблагородно. Не по-взрослому. Это ради дела, или очередная имиджевая акция?

Воспитание людей с детского возраста – заложить в человека десять библейских заповедей. В сознание. И на всю жизнь.

Снова виноваты люди, несущие средства чиновникам? Подарить каждому Библию, и проблема решена? Сомневаюсь, что религиозная этика оказала решающее влияние на ситуацию в тех государствах, где с коррупцией борьба ведется более эффективно.

Коррупция будет до тех пор, пока молодые специалисты, выходя из вузов, будут стремиться стать чиновником лишь для того, чтобы иметь возможность брать!

То есть виноваты студенты, и молодые специалисты, которые стремятся к «плохому»… Кто еще виновен? Не слишком ли много виноватых?

Борьба с коррупцией у нас ведётся на уровне «хвоста», а не «головы», хотя все прекрасно знают, что «рыба гниёт с головы». Вот я к чему – чем меньше наши бизнесмены будут бояться и зависеть от проверяющих их лиц, чем меньше у нас будут распространены мнения, что нужно обязательно иметь «крышу» и платить работникам соответствующих правоохранительных органов, тем больше шансов у нас приблизиться к настоящему правовому государству.

Выходит, виноваты в коррупции также перепуганные коммерсанты и общественное мнение о необходимости «иметь крышу». Если бы так рассуждали руководители и журналисты, к примеру, России, то беспредел 90-х там бы продолжался до сих пор.

Существует всего две системы взглядов на организацию жизни общества и взаимоотношений между людьми. По существу это две концепции управления и самоуправления общественными процессами. Одна система (концепция) управления – безнравственная, несправедливая, когда одни «жируют» и благоденствуют за счёт других людей. Это олигархи, представляющие собой несколько человек, которые могут себе позволить все. Другая система управления – нравственная, справедливая, когда каждый труд уважаем другими членами общества, и этот труд достойно оплачивается, позволяя человеку жить достойно, в достатке, не паразитируя на труде других.

Это уже нечто из разряда учебников по марксизму-ленинизму. Некая мечта о новом обществе, которое в СССР строили-строили 70 лет, пока всё не рухнуло, или, скажем, психология жителей израильских киббуцей. Любой труд стоит столько, сколько за него готов заплатить рынок. Справедливость – она, вообще-то, для каждого своя, и не думаю, что гражданам ПМР хотелось бы, чтоб за каждого из нас кто-либо распределял блага в соответствии со своими личными представлениями «о справедливости». В здоровом государстве вопросы решаются не «по справедливости», и не по «понятиям» о справедливости, а в соответствии с законом.

Выходит так, что общество у нас совершенно недозрелое, депутаты не знают, что им делать, олигархи одолели, но есть ли что-либо светлое? Где луч надежды? Разумеется, он есть, и Владимир Стулов приднестровцам на него твердо указывает:

Администрация Президента подает хороший пример сокращением числа управлений, проведением аттестации работников. Если будет порядок на капитанском мостике, и на корме государственного корабля и в кубриках задумаются, как не выпасть во время шторма за борт в кишащее акулами море.

Уж куда передовицам газеты «Правда» до журналистского гения автора публикации. По-моему, у него совершенно замечательное чувство юмора.

В результате, из публикации уважаемого В.Стулова следует, что в коррупции у нас виноваты: общество, депутаты и олигархи. Однако совершенно не виноваты госслужащие – те самые, которые, как раз извлекают доход из ситуации. Вопрос о неравнозначности вины государства и общества в чем-то, разумеется, не лишен абсурда, напоминая пародийный спор на тему курицы и яйца – кто был раньше. Общество, разумеется, появилось раньше государства. Пожалуй, оно несет вину за многие совершенно уродливые вещи, но госслужащие – это тоже часть общества, правда наиболее особенная его часть. В отличие от обычных граждан – это «им» несут, а не «они». И правила устанавливают тоже «они», как и выстраивают пирамидальные коррупционные схемы в министерствах и образовательных учреждениях. Не обычные граждане выстраивают эти схемы, а чиновники, наделенные определенными властными полномочиями.

Далее автор излагает ряд рекомендаций в адрес правоохранительной и судебной системы Приднестровья, которые, возможно, покажутся интересными работникам этих структур.

Необходимо постоянное техническое перевооружение правоохранительных органов, финансовое и социальное обеспечение сотрудников. Больше времени уделять профессионально-нравственному воспитанию личного состава.

Средств на какое-либо фундаментальное переоснащение в бюджете Приднестровья пока нет, и не предвидится. По поводу воспитания… «Я посплю, а ты давай, читай лекции про то, как космические корабли бороздят Большой Театр» — как-то так получается. Если в системе работает человек, извлекающий прибыли из своей должности, перевоспитывать его бесполезно, его нужно либо судить, либо выгонять. Воспитывают людей, вообще-то, в школе. А ради полноты информации, пожалуй, автору стоит пообщаться со школьниками. Они в семьях живут, и хорошо знают, кому, за что и сколько родителям порой приходится платить. Так сложилось, что у нас уже целые ведомства, целые министерства, целые учебные заведения граждане вполне спокойно, обыденно называют рассадником коррупции без какого-либо негодования. Это уже банальность. Людям не интересно об этом говорить. В конце концов, автор довольно справедливо подводит итоги, так сказать, результат труда всех – и тех, кто виноват, и тех, кто «подаёт всем хороший пример»:

В последние годы дефицит талантливых, образованных людей еще более обострился. Примерно 5% высокообразованных людей стали эмигрировать ежегодно. Мои тираспольские друзья-адвокаты стали членами Московской областной палаты адвокатов, живут и работают в Москве. Многие офицеры милиции и судьи эмигрировали, ибо считали, что в Приднестровье они не могли добиться того уровня преуспевания, который соответствовал бы их уровню образования. Потому что не могли получать за свой юридический труд вознаграждение, достойное для содержания семьи, престарелых родителей, оплаты учебы детей, да и для участия в юридических конференциях за рубежом.

Достойно выглядят и намерения Владимира Стулова, вероятно, совершенно искренние, с ними сложно не согласиться:

Я хочу, чтобы мои дети и внуки жили в нормальном государстве, где их права были бы защищены с достойным уровнем государственного обеспечения и социальной защиты. Иначе многие просто уедут, несмотря на патриотические чувства и любовь к Родине.

Всё это, действительно, так. Однако достаточно ли мер, предлагаемых автором публикации, чтобы переломить ситуацию?

Безусловно, общество должно перестать бояться обращаться в правоохранительные органы. Действительно, не все там сплошь равнодушные люди, и коррупционные скандалы иногда всплывают на поверхность, и чиновников увольняют, и сажают порой. Интересны прикладные рекомендации автора, касающиеся деятельности судов и т.п. В то же время, излишняя политизация темы с предложениями поискать виноватых среди лишь определенных ветвей власти не позволяет считать материал Владимира Стулова объективным и взвешенным.

Возможно, исходя из недостаточной информированности В. Стулова о ситуации в других регионах, об экономической модели современного государства, которая если не исключает, то резко снижает возможности для коррупции, глубоких рекомендаций, касающихся деятельности министерств и ведомств, предложено не было. В силу личных профессиональных интересов в области юриспруденции, к которой, собственно, и имеет отношение автор всю свою сознательную жизнь, тема борьбы с коррупцией полностью раскрыта не была.

На вопрос «Коррупция в Приднестровье. Что делать?» я попытаюсь ответить в продолжении данного материала.

Автор: Роман Коноплев, главный редактор «Dniester.Ru»

http://dniester.ru/content/korrupciya-v-pridnestrove-kto-vinovat