НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2021
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Дмитрий Соин: Новые перспективы пророссийской конституционной реформы в ПМР

Эксперты // 13:55, 2 июня 2009 // 2275
altПриднестровские элиты и общественность  активно обсуждают перспективы пророссийских реформ в ПМР. Вплоть до 27 мая 2009 года существовало два взгляда на реализацию реформы. Первый был представлен депутатами Верховного Совета, выдвинувшими «инициативу шестнадцати», второй  представляли президент, исполнительная власть и поддержавшие их общественные организации и политические партии.   
27 мая под давлением гражданского общества состоялся отзыв «инициативы шестнадцати», и, следовательно, на сегодняшний день единственным проводником пророссийской реформы во властных коридорах Приднестровья остался президент Игорь Смирнов и созданная им Государственная Конституционная Комиссия.  Ситуацию комментирует политолог Дмитрий Соин, лидер ММК-НДП «ПРОРЫВ!»:

Впервые за историю существования ПМР в элитах и обществе возникла острая дискуссия по поводу дальнейшего развития политической системы республики. Объединяющим началом для конкурирующих сторон явилась идея необходимости именно пророссийской реформы.  Важно отметить, что речь шла не просто о реформе, а о трансформации приднестровского правового и политического поля под российские стандарты.

Первыми, инициаторами реформации были депутаты парламента. Но двусмысленность и уязвимость многих выдвинутых ими положений, отсутствие в проекте четких совпадающих с российскими аналогами правовых норм не позволило им реализовать свои планы. Заявив свои поправки как пророссийские, депутаты так и не смогли объяснить обществу и экспертам, что собственно российского в них есть. Более того, неуклюжие содержащие оскорбления в адрес общественных деятелей высказывания ряда парламентариев, отказ от самой идеи референдума по вносимым в Конституцию поправкам, ряд явно репрессивных положений депутатской инициативы сформировали вокруг парламентариев зону социального отчуждения. Под давлением критики со стороны большинства общественных организаций и политических партий, которые требовали более выраженного, предметного пророссийского вектора реформы, депутаты постепенно утратили инициативу, ушли в оборону, и, в итоге, отступили, отозвав выдвинутые ранее поправки в Конституцию.  Это можно расценить как победу точки зрения президента и его команды. Сегодня «на плаву» остались предложения, выработанные министерством юстиции ПМР по прямому распоряжению Игоря Смирнова.  Скорее всего, они и лягут в основу предстоящей конституционной реформы. Согласно рекомендациям министерства юстиции ПМР, фигура президента Приднестровья получает статус официального арбитра, регулирующего в конституционном поле взаимоотношения ветвей власти.  Для этого вводится пост премьер – министра и учреждается правительство. Президент получает право на роспуск парламента в строго оговоренных Конституцией случаях, а также на отставку правительства. Он также назначает председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. В случае, если сам президент нарушает Конституцию, к нему может быть применена процедура импичмента – отстранения от власти. Таким образом, предложения министерства юстиции закрепляют правовые основы президентской республики, делают нашу Конституцию максимально адаптированной к стандартам России.

Тем не менее, продвижение реформы вперед не должно тормозить активности гражданского общества и политических партий Приднестровья. Более того, эта активность должна только возрастать. Напомню, что 6 мая 2009 года по инициативе ММК-НДП «ПРОРЫВ!» и ЛДПР Приднестровья состоялось Межпартийное Конституционное Совещание с участием Патриотической, Республиканской, Коммунистической партий и Народной Воли Приднестровья. Трудно переоценить значимость этого события. Его революционность заключалась в том, что не ветви власти или какие-то закулисные игроки, а политические партии выдвинули свои инициативы, которые и на тот момент и сегодня являются наиболее прогрессивными с точки зрения пророссийской реформы Конституции и избирательного Кодекса ПМР. Не исключаю, что ключевые предложения минюста возникли под влиянием тех документов, которые были приняты на Межпартийном Конституционном Совещании, а впоследствии дорабатывались и выносились на всенародное обсуждение каждой партией отдельно. Отмечу, что Межпартийное Конституционное  Совещание не прекратило своей работы и еще окажет позитивное воздействие на ход реформы. Главное, что в его состав вошли партии, действующие исходя из принципов закрепленных референдумом от 17 сентября 2006г. А это независимость и курс на Россию. Следовательно, и конституционная реформа может быть только пророссийской.

С точки зрения приднестровского «ПРОРЫВа!» абсолютно верным выглядит посыл, что реформа должна осуществляться  в условиях постоянного диалога власти и гражданского общества. Так как речь идет о фундаментальных назревших изменениях политической системы ПМР в рамках идеологии гармонизации с Россией, результаты работы Государственной Конституционной Комиссии должны быть вынесены на всенародный Референдум, и только после этого вступить в силу. В заключение еще раз напомню о принципиальных позициях ММК-НДП «ПРОРЫВ!» по реформированию Конституции ПМР:

1.    Президентская республика;
2.    Введение поста премьер-министра и учреждение правительства;
3.    Выборы депутатов всех уровней по пропорциональной системе (партийные списки);
4.    Ценз оседлости и любые иные формы ограничения прав граждан ПМР недопустимы;
5.    Учреждение независимой Общественной палаты как центра консолидации наиболее авторитетных представителей гражданского общества ПМР;
6.    Обеспечение свободы слова, совести, отказ от цензуры и проведение выборов в соответствии с международными стандартами;
7.    Закрепление в Конституции положения об интеграции Приднестровья и России.