НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

С.Урекян: Мы обязаны вернуть политическому классу и избирателям страны чувство собственного достоинства

Эксперты // 12:51, 7 мая 2009 // 2403
Кажется, об апрельских событиях в Кишиневе сказано достаточно. Обмен мнениями, как и водится в молдавской политике, превратился в нескончаемый спор, в котором опять может оказаться прав тот, у кого больше прав. Размышления, в том числе и публичные, о правоте одних и вине других приводят стороннего наблюдателя к неизбежному выводу, что все-таки виноваты все. Воли признать тяжелый итог очередного этапа борьбы за власть в Молдове пока нет.  Есть, однако, мнение, что после всего случившегося каждому следует сделать свой выбор и принят ту или иную сторону, без чего вообще невозможно перерождение Молдовы из территории, где продолжается межклановая борьба, в нормальное государство, где любая избирательная кампания является событием не большим, чем затяжные весенние дожди или неурожай ранних сортов персиков.

Кажется также, что противники (мы дожили до того, что слово «оппонент» воспринимается, как излишне интеллигентское и почти нездешнее) уже все сказали друг другу. Коммунисты-воронинцы уверены в своей правоте, и с деланной улыбкой предлагают оппозиции «учиться проигрывать». «Группа трех» указывает на факты фальсификации со стороны правящей партии, превратившей кампанию в фарс, и настаивает на  непризнании итогов выборов. Лидеры ПКРМ предлагают невнятные условия  диалога и слышат в ответ, что диалог невозможен. Воронин и его окружение ищут (не надо скрывать) любую возможность все-таки провести выборы президента и сохранить еще на четыре года «красный парламент» со всеми вытекающими отсюда последствиями. В двух либеральных партиях и в АМН говорят: да, ни за какие деньги коммунистам не купить у нас ни одного голоса – лучше умереть, лучше досрочные выборы, чем продолжать жить по правилам ПКРМ. Апрельские события, а также предстоящие нелегкие испытания для Молдовы привели к тому, что прояснить обстановку в стране и разглядеть самое близкое  будущее поможет лишь разбирательство в деталях. О них-то и о некоторых других проблемах отечественной политики обозреватель агентства НИКА-пресс Владимир Цеслюк беседует с председателем Альянса «Молдова ноастрэ» Серафимом Урекяном.

- Серафим Александрович, лидеры партий, получивших депутатские мандаты по итогам кампании 5 апреля, продолжают настаивать на том, что не намерены участвовать в голосовании  по выборам президента Молдовы. Решение окончательное?

- Договоренности такие есть. Мы будет держать этот курс до конца. Иначе, как сейчас модно говорить, страна может скатиться в беспредел.

- Могут ли возникнуть какие-либо обстоятельства или условия, которые изменят общее решение?

- Нет. Я не  исключаю, правда, что могут появиться силы, призывающие «к  спасению нации и отечества», к тому, чтобы  еще сильнее «не раскачивать лодку».  Но Альянс, как помнят наши избиратели, не поддался на подобные уговоры в 2005 году, когда в парламенте искали и нашли голоса в поддержку Воронина, баллотировавшегося на второй президентский срок. Убежден, что если кто-либо из нашей группы дрогнет, то это будет трагедия не только для оппозиции, но и для всей страны. Надо держаться.

- Ваше настроение – это результат внутренних консультаций или  на него повлияли  внешние силы?

- Уверяю всех: такое решение принято без участия со стороны. Хочу здесь отметить, что нам изрядно надоели советники и советчики из-за рубежа. Нам так насоветовали в 2005 году, когда прилетал в страну для «поддержки коммунистических штанов» и Саакашвили, и Бэсеску, и Ющенко… А этот таинственный сенатор из США, который в том же году  водил некоторых оппозиционеров в кабинет к Воронину! Сейчас мы тоже наблюдаем подобного рода телодвижения, которые нам не очень-то понятны, которые для нас оскорбительны и потому неприемлемы.  

- В чем главный тезис решения не голосовать? Оно ведь, согласитесь, налагает на  вас огромную, в том числе и моральную ответственность, поскольку влечет за собой досрочные парламентские выборы.

- Когда-нибудь политический класс страны, или хотя бы его отдельная часть должна прекратить предавать своих избирателей, призывая их во время кампании голосовать за одни ценности, а потом, объясняя более высокими целями свое последующее поведение, совершать шаги, кардинально отличающиеся от их программ и идеологии. Мы, я имею в виду все активные политические силы страны, вообще оказались  на пороге того, что общественность перестанет нам верить. Это только кажется, что череда предательств мало кому заметна, что она в силу забывчивости обывателей не способна привести к полному и оправданному отвращению граждан Молдовы к любым избирательным процессам. И ведь есть уже пример, опасность которого почему-то мало кем оценивается, как национальная катастрофа. Достаточно вспомнить пять попыток избрать столичного градоначальника по причине неявки кишиневцев на избирательные участки. Кроме того, попытки отдельных политиков получить в руки высшую власть любыми путями (апрельские события это уже подтверждают) показывают, что они стремятся, так сказать, победить намечающееся равнодушие избирателей не честной работой с ними, а  внесением в политические процессы так называемых новых политтехнологий.  Так мы Бог знает куда зайдем.

- Значит, - досрочные парламентские выборы и никаких вариантов?

- Именно так. Но не надо думать, что авторы данного сюжета для Молдовы легко и без оснований приняли такое решение. Массу фактов и доводов, говорящих о повальной фальсификации Выборов-2009, уважаемый Конституционный суд не принял во внимание. Мы же считаем на основании наших данных, что до пятнадцати процентов голов избирателей коммунисты присвоили себе. Мы также заявили, что нас пересчет голосов не интересует. Мы протестуем против целой серии манипуляций, проведенных властью накануне кампании. Речь, прежде всего, идет о списках избирателей.

- Лидер ПКРМ Воронин говорит, что к досрочным выборам его партия готова. А вы?

- И мы готовы. Нам никаких дополнительных действий или, скажем, передислокации трех партий не понадобится. Мы будет настаивать лишь на одном – на проведении честной и открытой  кампании, на равных возможностях всех ее участников. Мы в первую очередь будем настаивать на безусловной и объективной проверке избирательных списков. Для нас не важно, как проголосует народ – это его право и воля. Нам, наконец, надо добиться условий честного соперничества и исключения всего того, что относится к давлению на избирателя с применением пресловутого административного ресурса. Вот за что мы боремся. Еще о наших условиях, которые, кстати сказать, относятся, как мы считаем, к нормам. Мы будем требовать открытого и справедливо равного для всех доступа к общественным средствам массовой информации. Пока что ни для кого не секрет, что эти,  с позволения сказать, общественные СМИ работают только на товарищей, нарушая таким образом закон. Естественно, мы хотели бы максимального привлечения к выборам в качестве беспристрастных наблюдателей представителей различных европейских структур. Если и в этом случае результат будет в пользу коммунистов, тогда уж никто из моих политические соратников, да и из избирателей тоже, думаю, слова не скажет против. Значит, судьба у Молдовы такая. Но прежде, чем делать такой вывод о судьбе страны, мы бы хотели провести честную игру, исключая «продажу матча».

- Серафим Александрович, Вы  произнесли слово «продажа». Наверняка же и Вы слышали разговоры (назовем их пока бытового характера)  о  том, что у коммунистов столько денег, что они без особого материального ущерба для себя  купят несколько голосов у оппозиции и сорвут планы по проведению досрочных выборов. Что скажете?

- Это смешно. И это слухи  - не больше. В наших радах коммунисты не найдут ни одного предателя.

- Вы имеете в виду только Альянс?

- Нет, я говорю обо всех трех партиях. Мы в этом грязном деле участвовать не будем.

-  Представим другое: купили коммунисты заветный голос, нашли, как Вы говорите, предателя… Вся без исключений парламентская  оппозиция будет четыре года  носить «каинову печать» и никому по отдельности отмыться не удастся. А вот президент, избранный на сомнительных коммерческих условиях – он-то как себя будет чувствовать?

- Только бесконечно аморальный политик, занявший высший пост в стране в результате такой сделки, будет считать себя полноценным и полномочным лидером государства. Я уже не говорю об отношении к нему со стороны политического класса и общественности. И мне искренне жаль председателя ПКРМ товарища Воронина: он сам подал сигнал, что операция по купле-продаже президентского поста – дело решенное. Еще не успели толком подвести итоги голосования, как Воронин заявил, что партия-победительница не будет работать с оппозицией, но не исключает так называемых рабочих контактов с отдельными ее представителями. Это что за намеки!

- Да, простили бы Вы президенту, вдруг получившему желанный результат. Расслабился, вновь почувствовать власть, погорячился, ляпнул от радости -  с кем не бывает?

- Хорошо, если так. Однако мне кажется, что  на этот раз он был искренним, раскрыв свое истинное отношение и к оппозиции, и ко всему, что называется политическим процессом. Я бы еще простил подобные высказывания начинающему политику или  в пух и  прах проигравшему участнику кампании. Но председателю правящей партии, все эти годы претендовавшему еще и на звание безоговорочного  национального лидера, отца народов, прорубающего для Молдовы «окно в Европу», негоже так вести себя.

- Серафим Александрович, для Вас тоже не секрет, что называются разные суммы, которые могут быть предложены коммунистами за один голос из оппозиции.

- Мне стыдно продолжать эту тему. К  нам никто не приходил с предложениями поторговаться, и я убежден, что никто  не придет. Бесполезно. Ну, это же не магазин, в конце концов, не площадка для торга. Кому-то хочется представить нашу страну, где все покупается и все продается. Надоело!!!

-  А Вам не кажется, что и события 7-8 апреля являются одним из результатов того, что Молдову кто-то старательно превращает в территорию, где позволительно делать все – от постыдных политических торгов до уличных  погромов?

-  Это, к большому сожалению, уже превращается в норму. Безнаказанность власти – вот еще наша беда, с которой мы пока не можем справиться. Теперь о событиях в Кишиневе, последовавших сразу же после объявления результатов выборов 5 апреля. У нас есть и доводы, и строгие доказательства, что все было организовано правящей партией. Есть и высказывания самого Воронина, заставляющие еще больше укрепиться в выводах о не последней роли властей в событиях. Но я бы предложил пока только поразмышлять вот над чем. Допустим, правящая партия не причем; уверяю всех, что оппозиция не имеет никакого отношения к организации беспорядков…. Тем не менее, все мы были свидетелями опасных событий. У меня, как у действующего политика и как гражданина, простой вопрос: если погромы организовала так называемая третья сила, кто должен нести ответственность за то, что эта сила появилась, в нужный момент сорганизовалась и привела к разгромам важнейших государственных объектов Молдовы, являющихся к тому же и символами молдавской государственности? Сам и отвечу на свой вопрос – главная ответственность на власти, т.е. на правящей Партии коммунистов. И предлагаю свой вывод: в любом случае коммунисты должны нести ответственность за случившееся.
 
- Были сообщения, что Вы встречались в эти дни с президентом...

- Да, вечером 7 апреля такая встреча состоялась. С одной стороны Воронин, премьер, спикер парламента, с другой -  лидеры трех партий.

- Кто ее инициировал?

- Ее предложил президент. Когда я увидел, в каком они находятся состоянии, мне стало, признаюсь, не по себе. Перед нами предстали не руководители страны, а перепуганные, растерянные люди… В такой момент с Молдовой можно было делать все, что хочешь.

- О чем говорили?

-  Ничего конкретного. Воронин что-то не очень внятное говорил о своем желании работать с оппозицией. В ответ я ему задал вопрос: но Вы же заявили, что мы, т.е. оппозиция – фашисты, как работать при таком отношении к нам? Воронин возразил: «Ты пользуешься слухами с базара». Я ему предложил посмотреть телевизионные репортажи с места событий, еще раз послушать заявление одного из идеологов партии по фамилии Ткачук. Воронин все отрицал. Но не это главное. Из событий надо сделать правильные, подчеркиваю, правильные и объективные выводы, иначе нормальной жизни в стране ждать не следует. Еще раз отмечу: если на самом деле существует  или даже появилась на определенное время в стране третья сила, то спрашивать за это следует, в первую очередь, власть, обладающую достаточным набором средств и прав для ее нейтрализации.

- Открытый разговор об этом, как, впрочем, и о других молдавских проблемах, возможен?   

 - Да, но только при одном условии. Нам нужен нормально действующий парламент. После прихода к власти ПКРМ в 2001 году коммунисты, имея сначала конституционное большинство, и далее имея в руках мажоритарную фракцию, с оппозицией вообще не считались. Парадоксально, не правда ли, - парламентская республика не имеет опыта парламентской культуры. Потому-то к Молдове такое отношение и со стороны ее внешних партнеров. Стыдно признаться, но над нами уже откровенно смеются. Я уже не говорю о наших избирателях: еще немного и они вообще перестанут верить политикам и, как результат, ходить на выборы.

- С коммунистами это можно сделать?

- Нет. Но хочу уточнить: не надо все относить к идеологическим доктринам. Проблема в самом Воронине. Одна из его самых губительных для современной Молдовы черт -  лидер ПКРМ всегда действует по принципу: после  меня хоть потоп. К сожалению, события 7-8 апреля показали в действии этот принцип.

- Говорят, что сразу же после погрома лидеров оппозиции и коммунистов пытались примирить европейские посредники. На обед приглашали, который должен был явиться началом диалога между ПКРМ и всеми остальными партиями, прошедшими в парламент. Кто-то отказался, кто-то посчитал возможным делегировать за «европейский стол» партийных функционеров рангом пониже… Что  тут правда, а что слухи?

- Да, приглашали. Когда я говорю, что над нами смеются, я имею в виду и то представление о нас со стороны различных зарубежных господ. Ничуть не умаляя их существенную помощь в решении различных проблем, с которыми продолжает сталкиваться Молдова, хочу все-таки сказать, что все чаще и чаще нам отводится не самая достойная роль, мягко скажем, только начинающих постигать азы современной  политической жизни людей.  Деловой или дружеский обед мы и сами в состоянии организовать и оплатить. Молдаване имеют опыт проведения застолий, где решаются в том числе и важные вопросы. В этом деле  и мы можем кое-кого поучить. Но когда нам тот же господин Мижей от имени коммунистов предлагал в собеседники  функционеров партии средней руки, мы отказались. Пообедать с Ворониным? Почему бы и нет. Мы-то знаем, кто и как в ПКРМ принимает решения. Я в этой связи хочу напомнить о роли того же американского сенатора, явившегося в апреле 2005 года посредником между ПКРМ и оппозицией. Его посредничество закончилось избранием Воронина на второй президентский срок. «Заокеанский дядя» уехал домой, а страна «ходила под Ворониным» еще четыре года. Надо бы уже начать нам всем жить своим умом. Начало этому могут положить в том числе и открытые честные выборы, которые (если опять же все честно и по уму организовать) могут привлечь к себе, уж пусть простят  мне цифру, 99.9 процентов избирателей страны.

- Возможно ли?

- Уверю вас, если люди увидят настоящую здоровую конкуренцию политических сил, если им представится возможность наблюдать за настоящими дебатами партийных лидеров в прямом телевизионном и радио-эфире, да еще и задавать вопросы, невзирая на лица и острые темы,  если любой гражданин (не говоря уже о местных и зарубежных наблюдателях) будет допущен к проверке всей избирательной документации, -  уверяю вас,  интерес к кампании окажется неподдельным.

НИКА-пресс