НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Владимир Доронин: коммунисты вынужденно вернулись к «российскому фактору» в судьбе Молдовы

Эксперты // 11:57, 12 марта 2009 // 3039
В Молдове завершается предвыборная кампания. Главная ее участница – во всяком случае, ее лидеры считают именно так, – Партия коммунистов, претендующая на право опять остаться у власти и продолжить «строить европейскую Молдову», давно определилась со своими приоритетами на Выборах-2009: повторить успех восьмилетней давности, подтвердить статус ПКРМ как единственной и направляющей политической силы. Назвали (громко и с указанием веских примеров) молдавские коммунисты и своего главного внешнего союзника  – Москву. О том, как оценивать уже давно различимый внешний поворот ПКРМ «от Запада к Востоку» и чем он может закончиться для обеих вновь подружившихся сторон, корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с членом Партии коммунистов, депутатом от ПКРМ двух созывов парламента (1998 и 2001 гг.) Владимиром Дорониным.

- Владимир Викторович, для Вас лично это уже факт – решение  Москвы поддержать в ходе парламентских выборов действующую в РМ власть, т.е. ПКРМ?

- Я бы для ответа предложил сначала обсудить другую сторону вопроса. На мой взгляд, затянувшийся конфликт между Россией и Европой, между Россией и НАТО коммунистическому Кишиневу никаких дивидендов не принес.

- А почему Вы напоминаете о сложностях российской внешней политики, когда речь идет всего-то о парламентских выборах в Молдове, которые, возможно, вообще ничего не изменят ни в самой стране, ни в отношениях к ней со стороны ее соседей и партнеров по различным проектам? Объяснитесь…

- Сегодня молдавские демократы или, назовем их точнее, противники ПКРМ на выборах говорят, что серия визитов в Кишинев таких тяжелых политических фигур как Сергея Миронов, Борис Грызлов и Сергей Лавров – есть ни что иное, как московская поддержка молдавских коммунистов. Я же говорю об обратном: никаких дивидендов  Молдове, у руля которой находятся коммунисты, эти визиты не принесли. А теперь о том, о чем я сказал сначала. На фоне упомянутого конфликта такие открытые рукопожатия в Кишиневе, свидетелями которых мы были с мая 2008 года и по февраль 2009 года, настораживают.

- Кого?

-  В первую очередь Европейский  Союз. Я думаю, насторожилось и НАТО, да и президент Румынии Бэсеску «почесал за ухом», сравнив происходящее сегодня Молдове с известными  начинаниями и инициативами в Молдове официального Бухареста.

- Не хотите ли Вы сказать, что Москва тем самым получила обратный эффект по примеру известной присказки: хотели как лучше, а получилось как всегда…

- И обратного эффекта, по сути, нет никакого – так, что-то невнятное и пресное. Я смею утверждать, что внимание, которое уделяют сегодня соперники  ПКРМ названным нами визитам, излишне. Оно того не стоит.

- Но коммунисты, как представляется, наоборот хотели бы «российскую карту» разыгрывать демонстративно,  «говоря и показывая» избирателю: нас поддерживает Москва. Идет, видимо, и  к тому, что оставшиеся три недели до голосования красные агитаторы уделят особое место такой теме, как «Молдова-Россия: дружба навек».

- Открыто никто никого не поддерживает. Найдите мне хоть один пример или даже незначительный факт, говорящий о политических или экономических преференциях для Молдовы со стороны РФ. Заявлений на эту тему со стороны Москвы я вообще не слышал. И не услышу. Конечно, есть вещи иного свойства. К примеру, когда тот же министр иностранных дел РМ Лавров говорит в Кишиневе о бесспорной территориальной целостности  РМ, он, как мне кажется, говорит о том, что Москва поддержит попытки Молдовы решить приднестровский вопрос, однако при условии ее надежной пророссийской политики. Кишинев, также не без удовольствия кивает на уважение Россией конституционных ценностей Молдовы, однако говорит при этом, что его интересы все-таки на Западе. Словом, ситуация непростая и, думаю, ее продолжение после парламентских выборов тоже будет непростым.

- Владимир Викторович, в молдавской предвыборной прессе мелькнуло замечание, сделанное, несомненно, в адрес коммунистов: дескать, в 2005 году, также накануне парламентских выборов, Молдову посетили два президента Бэсеску и Саакашвили, что тогда подавалось лидерами коммунистов как открытая их поддержка со стороны Европы. Напоминание о предвыборных визитах румынского и грузинского лидеров в Молдову явно указывает на двуличие, причем, самого отвратительного свойства лидеров ПКРМ, всегда готовых пользоваться поддержкой хоть  инопланетян, лишь бы остаться у власти.

-  Предлагаю повнимательнее приглядеться к деталям. Воронин принимал тогда  Саакашвили в надежде, что Молдова получит экономические выгоды от участия в ГУАМе. Кишинев везде и всюду об этом трубил -  мы и без России способны обеспечить себя через «гуамовские трубопроводы» углеводородами. Молдавская концовка в ГУАМе получилась иная. Саакашвили и  Ющенко давно махнули  рукой на Воронина и Молдову. Молдова в ГУМЕ нужна была, что называется, дл мебели, для числа – четыре постсоветские республики – против России.

- Все правильно: и теперь Ворони опять же в агитационных целях в ответ плюнул в сторону ГУМа – толку от вас никакого. Чем не подарок России в ответ на ее лояльность  коммунистическому режиму в Молдове?

- Ну, не то чтобы плюнул, но дал понять многое.

- Однако, Владимир Викторович, вернемся к теме и посмотрим на нее с другой – не экономической  стороны.  Разве  обвинения в адрес лидеров ПКРМ, что они политически всеядны, что они готовы, забыв  свои прежние слова и движения, не стесняются выступать с прямо противоположными суждениями и идти в другую сторону, лишены смысла? И не пришло ли время говорит о таком чувстве, как политическое достоинство правящей партии?

- Говорить о политическом достоинстве можно всегда. Но в нашем случае это неважно: давно уже никто не падает в обмороки от формулировки «политика – это грязное дело». Знаете, обвинять сегодня лидеров РМ и руководство правящей партии в том, что «он опять «начал дружить с Москвой»  с целью сохраниться у власти, - напрасная трата времени. Ничего общего эти попытки к тому, чтобы в РМ закрепить власть коммунистов, да еще и при помощи России, не имеют. Не думаю, что в Москве забыли высказывания высокопоставленных государственных чиновников РМ (одно на натовском саммите в Стамбуле, другого на сессии ОБСЕ), которые назвали Россию страной-оккупантом в связи с присутствием в Приднестровье российских войск и выступили с призывом «Руки прочь от Молдовы!»;  в пору крайне напряженных отношений  между Кишиневом и Москвой такой сигнал  должен был читаться, как призыв «спасти страну от русских!» Что тогда преследовала молдавская политика, понятно.  В Кишиневе полагали, что его антироссийская риторика явится пропуском Молдовы в Европу. Натовское будущее РМ здесь тоже просматривалось, хотя официальными властями страны нигде  это не афишировалось. Когда же президент Воронин понял, что для Молдовы важнее, чем НАТО и ЕС, Приднестровье, он начала искать точки соприкосновения с Россией, которая является для Тирасполя и авторитетом, и спасителем, если ходите, от многих, в том числе и кишиневских бед. Чем все закончится – никто не знает. Но стесняться подобных метаморфоз в политике давно не принято.

- Выходит, новый взгляд официального Кишинева в сторону России следует рассматривать, как естественное явление? Выходит также, что дело за избирателем – как он поймет «неожиданные настроения прозревшего Воронина», как оценит визиты в Кишинев российских «тяжеловесов», внимательно следящих за переменами в правящей партии?

- Именно так. И дело даже не  в предстоящих выборах. Не было бы выборов, все равно коммунистам пришлось бы вновь вернуться, но уже в более осознанном состоянии  к «российскому фактору» в судьбе Молдовы.

- Как, на  Ваш взгляд,  приднестровцы оценивают резкие  перемены в поведении официального Кишинева?

- Думаю, в Приднестровье однозначно Воронину не верят.

- Почему тогда ему должна верить Москва?

- Не следует торопить события. Только Москва может сказать, верит она Воронину или нет.

- Как будет развиваться общественно-политическая ситуация в стране после выборов, и будет ли она зависеть от уровня представительства в Парламенте-2009 года депутатов-коммунистов?

- Думаю, что если коммунисты, как говорит Воронин, победят, получив конституционное большинство, то можно ожидать от Молдовы более активных, а по отдельным вопросам, более жестких движений в сторону Европы.