НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Обязан жениться…или сватовство генерал-майора

Эксперты // 20:04, 26 января 2009 // 2664

В Молдове дело идет к выборам. Но серьезными политическими играми в Кишиневе и не пахнет. Напротив, чем меньше остается времени, тем больше все происходящее начинает напоминать провинциальный цирк – дырявое шапито рядом с бедноватым рынком примерно на треть заполненное случайными, весьма непритязательными зрителями.

«Звезда» предстоящих выборов – главный фокусник и главный дирижер – действующий президент Молдовы Владимир Воронин. Он уже успел озвучить в телеэфире предвыборные лозунги правящей Партии коммунистов, суть которых сводится к тому, что партия была, есть, и будет есть – так же, как и сегодня, только все лучше и лучше. Кроме того, Воронин, уже отбывший два президентских срока и потому вроде бы обязанный уйти из президентского дворца, уже заверил граждан Молдовы, что «совесть не позволяет ему бросить свой народ на нынешнем переломном этапе».

«Переломный этап», напомню, продолжается 8 лет и конца ему пока не видно.Нет особой ясности и с датой выборов: формально мандат президента Молдовы истекает 7 апреля 2009 года, и выборы в парламент, который, в свою очередь, изберет нового президента, должны по идее, состояться весной, но когда – не ясно. Что до воронинского «совесть не позволяет», то лично у меня оно вызвало вполне определенную ассоциацию, мол, «после того, что произошло за эти 8 лет между мной и Молдовой, я просто обязан на ней женится». Эдакое сватовство битого молью, но все еще бодрящегося отставного милицейского генерал-майора.

Трагизм же положения в том, что никакой адекватной альтернативы воронинскому сватовству в Молдове не было, и нет. За прошедшие 8 лет коммунистам удалось буквально вытоптать на политическом поле все ростки, из которых могло бы пробиться хоть что-то адекватное. Уцелевшая оппозиция представляет собой зрелище и смешное и жалкое, глядя на нее, понимаешь, что хотя власть воронинской ПКРМ, безусловно, трагедия для Молдовы, любая из возможных сегодня альтернатив обернется еще худшим трагифарсом.

В самом деле – кто конкурирует с Ворониным? Национал-либералы, демонстрирующие полную неспособность справится с проблемами не то что Молдовы, а относительно благополучного, с собираемыми налогами и довольно сносной инфраструктурой Кишинева?От картины Дорин Киртоакэ – президент, Михай Гимпу – председатель парламента (или наоборот, тут, что называется, один черт ) одновременно разбирает смех и продирает мороз по коже. Парочка «гимпсонов», дорвавшись до власти, наворотит дел, пожалуй, похуже, чем нынешняя группа бандюков, объединившаяся под серпасто-молоткастым брендом. Эти, по крайней мере, знаю чего хотят – денег и власти, и чтобы всласть, а гимпсоны ведь пожелают еще и национального самовыражения, что-нибудь в духе покойного Григория Виеру…Пока же вице-председатель Либеральной партии и мэр Кишинева Дорин Киртоакэ предложил предоставить румынское гражданство всем румынам, проживающим за пределами Румынии, построить железную дорогу с европейской колеей, которая соединила бы Кишинев и Яссы, и связать два берега Прута газопроводами и линиями электропередач. С высоты этого громадья планов сразу и не различишь полную неспособность кишиневского мэра решать элементарные проблемы города: отопление, освещение, ремонт дорог и т.п.Рецепт, кстати, старый, проверенный временем – если нет досок для постройки сарая – строим коммунизм во всемирном масштабе, благо для этого таким «строителям» ничего кроме языка без костей и не требуется.

Экс-мэр Кишинева и лидер Альянса "Наша Молдова"Серафим Урекян разразился смешным и напыщенным опусом на тему «почему я должен быть президентом». В числе доводов фигурируют такие перлы, как «я должен освободить своих сограждан от этого обмана и беспредела, вернуть стране демократию, выстроить систему власти, подконтрольную гражданскому обществу», «я стану президентом, чтобы возродить принцип разделения, независимости и сотрудничества трех ветвей власти»,«мне подтвердили мои коллеги европарламентарии», «я поведу Молдову в ЕС как достойную и уважаемую страну», и так далее - бесконечные «я» в сочетании с полным отсутствием конкретики – и, кстати, отсутствием желания сослаться на свои прошлые успехи. Много ли сделал Серафим Урекян для того, чтобы «взять и сделать открытой систему власти» находясь на посту профсоюзного лидера и кишиневского мэра? Яростные разоблачения Воронина, опубликованные Урекяном справедливы на 90 – если не на все 100 процентов. Но что может предложить он сам?

Примерно та же ситуация и с Василием Тарлевым. Оба этих политика чем-то похожи: они долгие годы прекрасно существовали во власти и существуя в ней вовсе не рвались воевать за справедливость и разумное государственное устройство. О высоких материях они вспомнили лишь тогда, когда конкуренты потеснили их от властной кормушки. Тарлев, лихорадочно пытающийся позиционировать себя в качестве «пророссийского» политика в этом отношении еще более прозрачен, чем Урекян.

Вечный борец за права русских в Молдове Валерий Клименко, попробовав себя в организации массовых акций, и убедившись, что пятьдесят человек – предел его возможностей, кинулся было в Тирасполь, договариваться о поддержке с Патриотической партией. Неясно, правда, как такую поддержку ему могли бы оказать, даже если бы и захотели. Вливать средства в организацию Клименко, пополняя его предвыборный фонд – затея пустая, в Молдове просто нет избирателей, на которых его «Равноправие» могло бы опереться. Что же касается проведения молдавских выборов на территории Приднестровья, то это еще более дохлая затея: во-первых, она совершенно провальна политически, а во-вторых, едва ли протащит «Равноправие» в молдавский парламент.

Надо сказать, что приднестровцы верно оценили ситуацию.Республиканский Координационный совет общественных объединений и партий уже призвал к бойкоту предстоящих в Молдове парламентских выборов. Мотивация – очевидная: в настоящее время в Молдове нет политической силы, которая смогла бы, победив на парламентских выборах, признать Приднестровья.

«Вовлекая народ Приднестровья в выборы молдавского парламента и косвенно – президента Республики Молдова, официальный Кишинев пытается продемонстрировать и России, и Евросоюзу факт состоявшегося «примирения» народов правого и левого берегов Днестра бывшей Советской Молдавии, создать видимость того, что есть все основания для завершения переговоров и подписания документов, регламентирующих переход Приднестровья под юрисдикцию РМ», – говорится в обращении Координационного совета. Что ж, все верно. Более того, ту же рекомендацию – бойкотировать выборы – можно дать и гражданам Молдовы. По очевидной, опять-таки, причине: в предвыборном меню нет ни одной партии, способной повести Молдову куда бы то ни было: хоть в сторону России, хоть в сторону ЕС, хоть в Румынию, в конце концов. По сути, «выбор» оказывается безальтернативен – все то же безнадежное болото, все то же топтание на месте и медленное, но неуклонное погружение в трясину.

Власть маскирует от граждан эту безнадежность, внося в предвыборный процесс посильный оживляж. Только за последний месяц в Кишиневе ухитрились найти арсенал оружия в гараже у гагаузского правозащитника Ивана Бургуджи, арестовать елку Кишиневской мэрии, осла, наряженного «полицейским» и свинью, изображавшую «прокурора», которые должны были участвовать в оппозиционном митинге, и, наконец,разоблачить заговор с целью убийства вице-спикера парламента и лидера Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки. В качестве заказчиков, ясное дело обозначили Валерия Пассат, Серафима Урекяна и Григория Карамалака – а вот Гимку, Киртоакэ и Тарлева почему-то обошли. Впрочем, дойдет очередь и до них.

Не стоит, право, участвовать в этом балаганном сватовстве. Лучше просто отойти в сторону.

Сергей Ильченко