НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Беспроигрышный кандидат на крутом повороте

Эксперты // 12:35, 12 декабря 2008 // 3239

 

Итак, эпопея с избранием председателя Верховной Рады Украины завершена. Правда, особой определенности в ситуацию избрание Владимира Литвина не принесло. Несмотря на заверения о том, что новая коалиция «практически состоялась» ее как не было, так и нет, и что будет дальше – не вполне пока ясно.

Напомню, что 9 ноября за избрание Литвина председателем Верховной Рады проголосовало 154 депутата от фракции Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), 40 (из 72) от фракции Блока «Наша Украина - Народная Самооборона» (НУНС), 27 от фракции Коммунистической партии (КПУ), 20 от фракции Блока Литвина (БЛ) и 3 от фракции Партии регионов (ПР). Всего - 244 депутата. Должность председателя ВР была вакантной с 12 ноября, когда в отставку ушел Арсений Яценюк. Литвин уже

возглавлял парламент Украины в 2002-2006 годах.

В ПР вокруг голосовавших за Литвина идут большие разборки: фракция намерена провести заседание по рассмотрению действия голосовавших за Литвина Василия Грицака и Ефима Звягильского - если только они не сделают упреждающий ход и не уйдут сами, как сделал это третий голосовавший за Литвина от ПР - Тарас Чорновол. Вообще ПР после избрания Литвина не по-детски залихорадило, и не только во фракции ВР, но и на уровне областных советов и ниже. Депутаты разных уровней стали потихоньку выходить из рядов регионалов – кто куда, и поток этот, похоже, нарастает. Судя по всему, выходят из ПР те, кто уже оценил «Регионы» как вечных проигравших, ведь «полукоалиция» в составе БЮТ-НУНС-БЛ возникла на фоне долгих, и, как оказалось, безуспешных переговоров БЮТ-ПР о создании своей коалиции… Понятно, что скандально известный Звягильский, для которого принадлежность к проигравшему меньшинству смерти подобна (Звягильский – управляющий шахтой имени Засядько на которой непрерывно, десятками и сотнями гибнут шахтеры, однако дело всякий раз спускают на тормозах) поспешил продемонстрировать свой отход от Регионов в числе первых. Это жест хорошо информированного Звягильского - весьма показательный симптом. Ограничится ли дело только им, или Звягильский покинет ряды фракции ПР – сказать сейчас сложно. Во всяком случае, вероятность его исключения – а не ухода по своей воле - довольно мала, поскольку Звягильский является существенным спонсором ПР: с его именем, помимо злосчастной шахты им.Засядько связан и один из крупнейших в Украине банков - Первый украинский международный банк (ПУМБ).

С прочими фракциями и их голосованием пока много неясного. Вопросов нет разве что по голосованию БЮТ, а вот 40 голосов от НУНС, поданных явно вопреки воле президента Ющенко, тоже довольно симптоматичны – президент явно теряет вес даже среди «своих». Впрочем, пропрезидентская часть НУНС успешно заблокировала подписание коалиционного соглашения – во всяком случае - пока.

Почему за Литвина голосовали коммунисты, явно не вписывающиеся в формат коалиции БЮТ-НУНС-БЛ, не до конца понятно. Депутат от КПУ Александр Голуб, комментируя результаты голосования заявил, что коммунисты поддержали Литвина потому, что

«на этой должности должен быть человек, который не допустит досрочных парламентских выборов» а Литвин обладает «необходимыми данными для выполнения этих задач». Впрочем, Голуб тут же заявил, чтов КПУ не связывали воедино два вопроса: избрание главы парламента и создание коалиции. Что ж и в этом есть резон…

Дело в том, что есть конституционные требования к образованию и оформлению коалиции. Во-первых, необходимо письменное Коалиционное соглашение с подписями руководителей фракций; во-вторых, списки членов фракций с личными подписями; и, наконец, в-третьих - сделанное на основании этих документов официальное объявление Председателя Верховной Рады о создании Коалиции. Но на данный момент нет ни Коалиционного соглашения, ни списков членов фракций. Переговоры БЮТ-НУНС явно буксуют. С учетом же возможного раскола фракции НУНС количественный состав коалиции может не добрать до минимума в 226 мандатов. Варианты с перебежчиками из других фракций тоже не спасают положение – согласно решению Конституционного Суда в состав коалиции депутатских фракций могут войти только депутаты-члены фракций, образовавших коалицию.

За три дня, прошедшие с момента избрания нового председателя ситуацию стала выглядеть настолько безнадежной, что даже первый зам председателя фракции БЛ Олег Зарубинский заявил: «Я прогнозирую, что никакой коалиции не будет создано, и вероятность создания того или иного большинства угасает с каждым днем. В кулуарах парламента все чаще звучат от депутатов заявления, что если не сегодня, то завтра готовится или уже даже подготовлен новый указ Президента о роспуске Рады».

Впрочем, во фракции БЛ вообще мало знают о формате новой коалиции, и о том, кто давал согласие на ее создание со стороны НУНС – все переговоры Литвин вел лично.

Что можно сказать о сложившейся ситуации? Начнем с бесспорно выигравшего: это сам Владимир Литвин. Пребывание, даже мимолетное, в кресле председателя ВР – хороший старт и на предвыборную кампанию в Раде, если ее все-таки распустят, и на выборы президента. В том, что Литвин станет одним из кандидатов на президентских выборах, сомнений, практически, уже нет.

Проигравшими в данной ситуации оказались регионалы - их объединение с БЮТ, казавшееся столь близким, провалилось, и Партия Регионов еще раз подтвердила свой имидж тяжеловесных неудачников, неспособных довести до положительной развязки переговорный процесс.

Прочее пока в тумане. Рада вошла в очередной крутой поворот и что там, на выходе из него – роспуск Рады и досрочные выборы или все-таки коалиция, и если коалиция – то какая – пока не видно.

Сергей Ильченко