НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

В. Клименко: Наши отношения с коммунистами Молдовы испортились после того, как они начали проводить антироссийскую политику

Эксперты // 09:29, 20 ноября 2008 // 2096

Общественно-политическое Движение «Равноправие», пройдя обязательную процедуру перерегистрации, объявило о своих целях и приоритетах на парламентских выборах 2009 года. Лидер организации Валерий Клименко сделал заявление, из которого следует, что ОПД – единственная структура, способная объединить часть молдавской общественности, выступающей за внешнеполитический вектор развития страны изаустойчивое сотрудничество Молдовы с Россией по основным направлениям жизнедеятельности двух государств. Выразил он и убежденность, что в ходе кампании «Равноправию» окажут поддержку сторонники и члены ПКРМ, разочаровавшиесяво внутренней и внешней политике правящей партии. О перспективах Движения в борьбе за право стать структурой парламентского типа и о некоторых аспектах его деятельности на политическом поле Молдовы корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с председателем ОПД «Равноправие» Валерием Клименко.


- Валерий Иванович, когда затянулась процедура перерегистрации Движения в Минюсте РМ, появились предположения, что все равно найдутся внешние силы, способные положительно повлиять на дальнейшую судьбу «Равноправия». Что - правда, а что лишь слухи? Действительно, за право стать полноправным участником избирательной кампании и вообще за право остаться в числе действующих формирований руководству Движения пришлось бороться, прибегнув к помощи со стороны?

- Видимо, кому-то интересно такие слухи и распространять, и поддерживать мнение о нашей организации, как о несамостоятельной структуре, всегда нуждающейся в чьей-то помощи. Сегодня перерегистрация ОПД – факт свершившийся. И сегодня, поверьте, для нас важен не механизм выполнения требований закона, диктующего для всех обязательные условия участия в Выборах-2009 через процедуру перерегистрации, а конечный результат. «Равноправие» преодолело все трудности в этом хлопотноми, кончено, малоприятном деле, отвлекающем от более важных вопросов. Кроме того, я убежден, что никогда бы Минюст РМ, какие бы вокруг него ни происходили движения, и как бы на него кто-то ни пытался влиять, не перерегистрировал бы нашу организацию, если бы ее Устав не соответствовал законам Молдовы. Допустим даже, что в Минюсте закрыли глаза не незначительные с виду нарушения в учредительных документах ОПД, но они бы точно всплыли накануне предвыборной кампании, чем обязательно воспользовались бы наши оппоненты и противники. Нам-то это точно не надо. Другое дело, если Минюст был к нам, скажем так, чрезмерно внимателен,без объективных причин затягивал выдачу документов, и ему, предположим, указали на недопустимость излишних придирок, это дело самого ведомства.


- В некоторых общественных и политических кругах РМ Движение«Равноправие» называют «русской партией». Понятен смысл этого неофициального статуса Вашей организации – в многонациональном государстве Молдова существование любой структуры, построенной по национальному признаку, является не только публичным вызовом обществу, но и содержит в себе целый набор опасностей. Что скажете?

- Для начала давайте отбросим все фобии, существующие вокруг данной темы. Не надо видеть опасности там, где их нет и быть не может. Исходя из таких тезисов, и скажу: называться пророссийской или, если хотите, прорусской организацией это во всем мире и достойно, и почетно. Это, во-первых. Во-вторых, относительно нашего Движения, это неточное определение. «Равноправие» - это организация национальных меньшинств Молдовы. В организацию абсолютно на равных правах входят как русские, так и украинцы, болгары, гагаузы… Есть у нас и этнические молдаване, которые тяготеют к идеологии нашего движения. Поэтому никаких поводов для смущения я не вижу.


- Вы заявили об объективных обстоятельствах, которые способны привести «Равноправие» в высший законодательный орган страны. Какие из них наиболее важные?

- Существуют объективные результаты парламентских кампаний, в которых принималиучастие иместные пророссийские организации илипозиционировавшие себя, как партии «национальных меньшинств», набирали в совокупностидо восьми процентов голосов. Посмотрим – две партии почти с одинаковыми названиями «Патрия-Родина», опирающиеся на южный электорат, Соцпартия Виктора Морева и прочие формирования. Сегодня же в результате проведенной властями РМ перерегистрации, без чего партии не допускались к Выборам-2009, на этом секторе не осталось никого, кроме «Равноправия». Мы остались одни. Соцпартия, с которой мы когда-то сотрудничали и даже показывали при помощи Гагаузии хорошие результаты, нам уже неинтересна, поскольку идет на выборы, насколько мне известно, с коммунистами. «Равноправие», таким образом, получает шанс привлечь на свою сторону оставшихся без партийной опеки избирателей. Далее… Положение правящей партии, чтобы там ни говорили и какие бы результаты соцопросов нам ни показывали, ухудшается. И в той части так называемых соотечественников, традиционно голосовавших за Партию коммунистов, наступает прозрение. Думаю, большинство из них в результате предвыборных размышлений придет под знамена «Равноправия». По нашим скромным прикидкам, от них мы получим полтора-два процента голосов.


- Валерий Иванович, отношения к коммунистической идеологии и, в частности, к ПКРМ, тоже имеют свою историю.Известно, что в 1998-1999 годах, когда проявились попытки Воронина создать Союз левых сил, коммунисты обхаживали «Равноправие». И потом коммунисты не скрывали к Движению интерес. Что было на самом деле?

- Наши отношения с коммунистами окончательно испортились сразу же, как только они начали проводить откровенную антироссийскую политику.


- Вы имеете в виду события ноября 2003 года и последующие действия ПКРМ?

- Все началось гораздо раньше, когда наметилось обострение на «приднестровском направлении». Воронин и руководство ПКРМ смотрело на Приднестровье, как на регион,где можно решить территориальную проблему страны посредством давления на Тирасполь. У нас есть на этот счет иное мнение. Громки на разных уровнях обвинения коммунистов в адрес приднестровского руководства – и бандиты они, и торговцы оружием, поставщики в Европу живого товара... – в какой-то мере оскорбляло не только всех приднестровцев, но и нас тоже. Далее антироссийская тема возникала и в политике, проводимой Партией коммунистов. Доходило даже до того, что представители правящей партии РМ называли российское руководство чуть ли не жуликами… Мы не могли смиритьсяс такими оценками. Эти оскорбления мы воспринимали и на свой счет. С того момента лидер ПКРМ Воронин стал нашим политическим врагом. Собственно, он таким остается и сегодня: мы прекрасно понимаем, что его попытки хоть как-то наладить диалог с Москвой носят временный и конъюнктурный характер.


- В Москве понимают смысл временной, как Вы говорите, политики Воронина по отношению к России?

- Да, понимают.


- Встречу 14 ноября в Кишиневе Владимира Воронина с Владимиром Путиным как следует оценивать?

- Как строго протокольное мероприятие и не более того.


- Если «Равноправие» пройдет в парламент, то, очевидно, приведет с собой и заметное число представителей АТО Гагауз Ери. «Гагаузский вопрос» в практической политике ОПД занимает заметное место. Поможет, как Вы думаете, парламентская площадка депутатам с Юга возобновить диалог между Кишиневом и Комратом о достойном месте и роли автономии в жизни РМ?

- Давние и постоянные контакты с общественными политическими деятелями Гагаузии мне дают основания думать, что у представителей края есть большой напор предложений Кишиневу, направленных на совершенствование законодательства, определяющего статус АТО, и укрепляющего методы местного самоуправления.


НИКА-пресс