НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Молдавские интриги или партии-клоны Плахотнюка

Молдавские интриги или партии-клоны Плахотнюка

Эксперты // 12:41, 1 октября 2015 // 2032
 
ИА «ТИРАС» продолжает публиковать аналитические материалы, затрагивающие социально-политическую ситуацию в Молдове. Предлагаем вниманию статью эксперта Никиты Комарова о скандальной практике перекупки партий в РМ.
 
 
Одним из распространенных предвыборных ходов является создание оппонентами одной партии так называемую партию-клона, в точности повторяющей программу данной политической силы. Такие клоны нужны, в первую очередь, для того, чтобы отнять максимально возможные проценты у основной политической партии для ее ослабления. Клоны, как правило, не проходят в парламент, но набирают определенное количество процентов, которое позволяет заказчику вырваться вперед.
 Создание подобных клонов находит широкое применение в Молдавии, а основным «клоноводом» является главный олигарх страны Владимир Плахотнюк. Практически год назад, в ноябре 2014 года, в Молдове проходили парламентские выборы. Уже тогда население страны устало от экспериментов по интеграции Молдовы в «Евросоюз», в связи с чем, в государстве резко выросли пророссийские настроения, и политические силы, отстаивающие идеи вступления в Таможенный союз, имели реальные шансы на победу. Согласно социологическим опросам, проведенных исследовательской организацией ASDM, доля пророссийски настроенных граждан опережала «проевропейцев» на 5,1%. К пророссийским политическим силам, в первую очередь, стоит отнести ПСРМ и ПКРМ, программа которой тогда еще включала интеграцию Молдавии с Россией. «Патрия» Ренато Усатого буквально за день до голосования была снята с выборов. 
 Такой вариант развития событий не мог устраивать АЕЛ-II и, в частности, Плахотнюка, попавшего к 2014 году в полную зависимость от Запада. В связи с этим, было принято решение о создании двух партий-клонов, задачей которых было нейтрализовать угрозу победы пророссийских сил путем отбора у ПСРМ и ПКРМ нескольких процентов голосов. 
Первым клоном стала Партия коммунистов-реформаторов республики Молдова (ПКР) во главе с экс-воронинцом Русланом Попой, которая практически в точности копировала ПКРМ.  На выборах, особенно в сельской местности, нередки были случаи, когда избиратели ставили «галочку» напротив ПКР, полагая, что они голосуют за ПКРМ Воронина из-за минимальных отличий в символики этих двух партий. В результате, ПКР набрала 4,92% голосов, отобрав их у коммунистов Воронина. Выполнив свою задачу, партия коммунистов-реформаторов прекратила свое существование в июне 2015 года, даже не приняв участие в местных выборах страны.
Второй клон должен был бить по ПСРМ и «Патрии» (в момент создания клона партия Усатого еще не была снята с выборов). Таким клоном стал избирательный блок «Выбор Молдовы – Таможенный Союз» (ВМТС). Громкая вывеска, по замыслу «клоноводов», была обязана привлечь симпатии пророссийски настроенных граждан страны.  Отметим, что главная задача в программе ПСРМ на тот момент – как раз вступление в Таможенный Союз. Однако у «клоноводов» все-таки возникли опасения, что данная политическая сила, благодаря своим популистским лозунгам, сможет пройти в парламент и, впоследствии, выйти из-под контроля. Чтобы избежать такого варианта развития событий, было принято решение о создании избирательного блока из двух партий (социал-демократической партии и Партии регионов Молдвы), для которого проходной барьер повышался с 6% до 9%. Одним из лидеров ВМТС стал глава партии социал-демократов Виктор Шелин, единственный источник дохода которого является право на прокат русскоязычных фильмов в Молдавии. Отметим, что по молдавскому законодательству большинство фильмов в кинотеатрах должно транслироваться исключительно на румынском языке. Несмотря на это, Шелину все-таки разрешают пускать в прокат русскоязычные фильмы. Разумеется, не за просто так. ВМТС сумел набрать на выборах 3,75%, после чего, по примеру ПКР, прекратил свое существование.
Таким образом, пророссийские силы не досчитались на выборах 8,67% голосов, что в корне изменило бы ситуацию. ПСРМ и ПКРМ на двоих набрали всего лишь 37,99% против 45,63% проевропейских партий (остальные 16,38% пришлись на партии, не прошедшие в парламент). Голоса, отобранные ПКР и ВМТС, могли бы обеспечить пророссийским силам парламентское большинство. 
Не исключено, что к возможным досрочным выборам, проевропейские силы снова создадут партии-клоны, призванные отобрать электорат уже у ПСРМ и «Нашей партии» (ПКРМ, попавшая под полный контроль Плахотнюка, уже не является пророссийской силой). На основе информации, получаемой из Молдавии, можно сделать вывод, что, в первую очередь, бить будут по социалистам Додона. Предполагаемый клон будет содержать схожую с ПСРМ программу, а также общие элементы символики, и возможно названия. 
Остается надеяться, Додон и Усатый смогут оперативно вычислить клоны и не дать им развернуть политическую и информационную кампанию.