Пришла
весна. В Приднестровье все цветет, и все, кроме зарплат, идет в рост,
цены – в особенности. Верховный Совет велел правительству что-то
сделать с ценами и зарплатами: первые опустить, вторые – поднять.
Правда, как это, сделать депутаты не сказали, а просто велели министрам
«разработать мероприятия по снижению негативных процессов в экономике».
Что, в принципе, тоже верно. Потому что профессионалы, способные
что-либо предложить по существу, работают именно в правительстве. По
крайней мере – должны там работать. А в Верховном Совете заседают
депутаты, народные избранники, которые, руководствуясь по большей части
здравым смыслом, должны наблюдать за процессом в целом. А по профессии
они могут быть кем угодно.
Кстати, люди, сведущие в экономике, и
понимающие в силу этого всю сложность экономической ситуации, в составе
ВС ПМР есть. Это, видимо, и удержало наш Верховный Совет от резких
заявлений при обсуждении экономических вопросов. Зато при обсуждении
других вопросов резкостей было сказано немало. Впрочем, к чему
пересказ, когда есть прямые цитаты?
«Лицкаю, как человеку,
который напрямую должен заниматься внешней политикой Приднестровья
больше ничего не остается, как переваливать на плечи Верховного совета
или любых других органов государственной власти бездействие МИД и свое
личное бездействие», – заявил 1 апреля 2008 года лидер партии
«Справедливая республика», депутат Верховного совета Приднестровской
Молдавской Республики Юрий Гервазюк, комментируя в интервью
корреспонденту ИА REGNUM статью министра иностранных дел ПМР Валерия
Лицкая в газете “Приднестровье”, в которой он подверг критике
деятельность парламента.
«Разве дело парламента, а не МИД
работать в направлении признания Приднестровья? Это насущные задачи
внешнеполитического ведомства, именно за это его сотрудникам деньги
платят», – заявил 1 апреля 2008 года в интервью корреспонденту ИА
REGNUM депутат Верховного совета Приднестровской Молдавской республики
Любомир Рыбяк, комментируя ту же статью.
Что сказать по этому
поводу? Во-первых, с Первым апреля… А во-вторых, можно было бы
подобрать и еще цитат, в том же духе, но суть и так понятна. Не любят
наши депутаты критики. Обижаются на нее сильно – так сильно, что не
смогли даже подождать до второго апреля, и дали комментарии первого,
пренебрегая некоторой двусмысленностью, возникающей в связи с датой. В
статье же Лицкая, чтобы было понятно, речь шла о том, что ВС ПМР не
обратился своевременно в ГД РФ нового созыва по вопросу о признании
ПМР. А сама статья была, фактически, реакцией на критику ВС ПМР в адрес
МИДа ПМР, которая в свою очередь возникла как реакция… Ну, вы меня
поняли. Идет командно-ведомственная война. Уже давно идет.
Давайте
не будем изображать хорошую мину при довольно скверной игре. Давайте
признаем очевидное: между МИДом и ВС ПМР существует неприязнь,
выходящая за рамки нормальной рабочей критики, пусть даже и жесткой.
Это плохо. Потому что ВС ПМР и МИД во внешнеполитических вопросах
должны взаимодействовать. Играть слаженно, как хороший оркестр. В
кулуарах они могут хоть драться друг с другом, хоть с бейсбольными
битами стенка на стенку ходить. Если это помогает им снимать стресс –
на здоровье. А на людях так нельзя.
В принципе, проблема еще
шире. Речь идет даже не о чьей-то личной неприязни, а о жестком
соперничестве двух команд: команды президента Смирнова и команды… Ну
– скажем так: команды партии “Обновление”. Собственно говоря, это тоже
нормально. Это политическая борьба. Но есть один нюанс. Наша общая
лодка, под названием Приднестровская Молдавская Республика, которую
раскачивают вошедшие в раж соперники, находится сегодня в скверном
состоянии. Стоит чуть-чуть увлечься, не рассчитать амплитуду колебаний
– и все мы вместе пойдем ко дну. В Молдову. А там, знаете, будет уже
все равно, кто в какой команде был, и какие мандаты и полномочия имел.
Поскольку пайка в молдавском СИЗО, а затем и в ИТУ будет у всех одна и
та же. Что у депутатов, что у министров.
Глава МИД Валерий
Лицкай, которого столь увлеченно критикуют наши депутаты, как и любой
живой человек не идеален. В том числе, и как министр. Но он очень
давно, с самого начала, находится в теме приднестровского
урегулирования. Он там дольше всех. Он всех других переговорщиков
пересидел в своей должности, и даже не по одному разу уже. Он хорошо
понимает, насколько сложно и неоднозначно сегодня положение
Приднестровья. Идем ведь, буквально, по канату над пропастью. Малейший
промах – и полетим вниз, сорвавшись.
Абхазии и Южной Осетии
много проще, чем нам. Во-первых, как ни ругаем мы режим Воронина, в
изрядной хитрости и изворотливости его команде не откажешь. В отличие
от прямолинейного, как палка, Саакашвили, они мастера маневра. Они тоже
многому научились за 7 лет у власти.
Во-вторых, у Абхазии и
Южной Осетии есть общая граница с Россией. А между нами и Россией лежит
Украина. Не может быть никаких отношений между Россией и Приднестровьем
без учета украинского фактора. Любые попытки игнорирования Украины, или
не дай бог, конфронтации с ней, для Приднестровья – самоубийственны. Мы
не можем себе позволить не то чтобы плохих, а даже прохладно-хороших
отношений с Киевом. Для выживания Приднестровья мы должны быть с
Украиной в прекрасных отношениях – и ни на что меньшее согласиться
просто не можем. При этом, Приднестровье весьма привязано к России – и
политически, и экономически. У нас стоят российские миротворцы, против
вывода которых мы категорически возражаем. А отношения между Киевом и
Москвой переживают сейчас непростой период. Очень непростой. И этим
фактом очень энергично пытается воспользоваться Кишинев. И нам надо
выживать в этом треугольнике.
Естественно, что в такой ситуации
все разумные политики осторожничают и предпочитают не вносить в нее
дополнительной напряженности. Осторожничает Дума. Осторожничает
российский МИД. Осторожничает Киев. Кстати говоря, отношение Киева к
Приднестровью за последние полгода значительно потеплело. Это ли не
заслуга МИДа?
Что, не его? А чья тогда?
А вот с Россией пока
все довольно сложно. Во-первых, там новая Дума плюс новый президент,
инаугурация которого состоится только в мае. То есть, на первом плане –
свои внутренние вопросы. Во-вторых, сложности в отношениях с Украиной –
а Приднестровье, как ни крути, идет «в одном флаконе» с украинской
тематикой – иначе просто быть не может, по очевидным географическим
соображениям. В-третьих… Вот о том, что в третьих, надо поговорить
особенно подробно.
Давайте не будем преувеличивать свою
значимость. Как минимум 95% российских граждан вообще не знают, что
такое Приднестровье и где оно находится. И не хотят знать – им это
просто не интересно. Говорю это вполне ответственно – как человек,
имеющий очень широкий круг общения в России. Причем, не только среди
политических журналистов – среди них картина действительно по лучше. Но
и тут о Приднестровье что-то такое слышал, хотя бы мельком, примерно
каждый третий. То есть наша значимость для российской политики в целом
– очень невелика.
Вместе с тем, есть группы политиков, которых
приднестровская проблематика интересует. И даже очень. К сожалению, не
все они добросовестны. Попадаются разные. Тут надо понимать, что
понятия «Россия вообще» в политическом смысле нет. Россия велика, и в
ней действуют очень разные политические силы. С разными целями.
Борющиеся между собой. Для очень многих из них и Молдова и
Приднестровье – не более чем разменные монеты в их собственной игре.
В
частности, есть в России и группа авантюристов: политиков и работающих
на них политтехнологов, делающих бизнес на каждом обострении отношений
между Россией и Украиной. Анализ интересов этой группы, ее состава и
истории деятельности – отдельная тема, не буду сейчас отвлекаться на
нее. Замечу лишь, что всякий, даже мелкий конфликт между Москвой и
Киевом – их хлеб. Они моментально чуют такие конфликты, они мчатся на
них, как гиены на запах падали, и тут же начинают ходить кругами,
никогда не упуская случая плеснуть керосину в разгорающийся костер.
Группа эта существует давно, будет, по всей видимости, существовать еще
долго, и живет в щелях между различными темами украино-российских
отношений, успешно кочуя от одного конфликта к другому. Группа
изображает из себя идейных борцов за «братство славянских народов» –
при том, что реальные результаты ее деятельности прямо противоположные.
В последнее время в деятельности этой группы возникли два
существенных момента. Во-первых, ряд ее членов решил, что Приднестровье
можно использовать в качестве плацдарма для антиукраинских акций,
которые они проводят в собственных интересах. Называя вещи своими
именами – с целью собственной наживы. Во-вторых, группой
заинтересовалась Молдова, которая сегодня пытается – в который уже раз
– «продать» себя России как «верного союзника». Пользуясь охлаждением
отношений между Киевом и Москвой, Кишинев пиарит себя как инструмент,
способный причинить Украине немало неприятностей. Условие одно –
отдайте нам Приднестровье. Отдайте – и мы станем вашей антиукраинской
дубиной – вот что, по сути, предлагает сегодня Кишинев. Причем, такие
идеи имеют хождение и в кругах молдавской партии власти, и среди ее
оппонентов.
Разумеется, ни один вменяемый российский политик
на такое не клюнет. Но не будем забывать о том, что и Приднестровье, и
Молдова, не являются приоритетами в российской политике. Они не входят
даже в первую двадцатку ведущих политических тем. Как следствие,
политические игры по этим направлениям в значительной степени
оказываются в тени, что создает благоприятные условия для разного рода
авантюристов и провокаторов.
А теперь давайте посмотрим, кто в
России охотнее всех разместил «первоапрельские» комментарии депутатов
ВС ПМР относительно Валерия Лицкая? Кто поддакнул им из Кишинева? Да
знакомые же все лица – все та же компания, которая активнее всех
раскручивает антиукраинскую тему в России. Которая в последнее время
упорно проводит уже совершенно бредовую идею: дескать, если
Приднестровье действительно дружественно России, оно непременно должно
быть враждебно Украине. Вот кто прибежал на разгорающийся внутри ПМР
огонь конфликта с ведрами пропагандистского керосина. Вот кому выгодно,
чтобы Верховный Совет воевал с МИДом, а МИД – с Верховным Советом.
Право, тут есть о чем задуматься и руководству МИДа и нашим депутатам.
К
счастью, постановление ВС ПМР вынесенное им по информации Валерия
Лицкая «О реализации Министерством иностранных дел ПМР курса внешней
политики республики» носит вполне конструктивный характер и чуждо
межведомственной конфронтации. Это хорошо. Плохо только то, что обмен
ударами между ВС ПМР и МИДом все-таки состоялся. И, как говорится,
«остался осадочек». Хочется верить, что и в Верховном Совете, и в МИДе
уже разглядели, кто обитает в промежутках «между тем»
украино-российских, украино-приднестровских и российско-приднестровских
отношений. Хочется верить, что обитатели этих щелей больше не получат в
Приднестровье никакой пропагандистской подпитки.
Сергей Ильченко