iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Виктор Сорокин: Волшебная формула урегулирования вряд ли будет найдена кем-либо в одиночку

Директор
второго департамента стран СНГ Виктор Сорокин в интервью
информагентству Interfax комментирует состояние российско-молдавских
отношений, а также перспективы урегулирования конфликта.

В
последнее время российско-молдавские отношения характеризуются
позитивной динамикой, а официальные лица Молдавии заявляют, что
отношения с Россией “стремятся к настоящему стратегическому
партнерству”. Разделяет ли российская сторона такие оценки?


В Москве не могут не приветствовать заявления Кишинева о стремлении
придать российско-молдавским отношениям измерение подлинного
стратегического партнерства.

На практике это должно означать,
что, следуя духу и букве Договора о дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Республикой Молдова, высокие стороны будут
готовы наполнить все статьи этого документа полноценным содержанием. В
том числе, зафиксировать в рабочих документах, определяющих их
национальные приоритеты, ясные ориентиры для действий в качестве
стратегических партнеров. В таком случае это становится понятно
общественности, формирует предсказуемость политики.

Тот факт,
что двусторонний конструктивный диалог по этим вопросам вновь обрел
регулярность, проходит в атмосфере взаимного уважения и открытости к
сотрудничеству, важен для стабильности в этом регионе Восточной Европы
в целом.

Как российская сторона оценивает уровень развития
торгово-экономических отношений с Молдавией, за счет каких отраслей
можно было бы способствовать их углублению?

– Товарооборот
между нашими странами по итогам 2007 года впервые превысил миллиард
долларов. Такая поступательная динамика, несомненно, важна сама по
себе. Она дает бизнесу ценный ориентир для дальнейшей работы.

В
то же время, анализ структуры нашего товарооборота свидетельствует о
том, что прирост состоялся главным образом за счет повышения цен на
энергоносители. Отсюда задача – внимательнее посмотреть на возможности
диверсификации традиционной торговли.

Правительства, органы
исполнительной власти, предпринимательские структуры стремятся в этом
вопросе задействовать такой фактор, как инвестиционный потенциал
Молдавии. Другой важнейший резерв – региональные связи. Неизменно
большое значение будет иметь сохранение взыскательного отношения к
качеству традиционной молдавской продукции, предъявляемое нашим емким
рынком, за доступ к которому идет острая конкурентная борьба.

Рассматривая
Молдавию как единой экономическое пространство, заинтересованы в том,
чтобы условия взаимодействия с промышленным комплексом Приднестровья,
где у российского бизнеса немало непосредственных интересов и
кооперационных обязательств, ни в коем случае не усложнялись. Тем
более, не ухудшались за счет односторонних мер с молдавском стороны.
Используя инструменты рынка, через конструктивное взаимодействие мы
могли бы сделать намного больше для стабильности в регионе и создать
необходимые предпосылки урегулирования приднестровской проблемы.

Не
в последнюю очередь, рассчитываем на отдачу для нашего двустороннего
экономического и торгового сотрудничества, которую могут дать
интеграционные связи в рамках СНГ.

Каковы сегодня перспективы
приднестровского урегулирования? Наметилось ли за минувший год
сближение в позициях участников процесса урегулирования?


Здесь приходится констатировать пока системные противоречия в позициях
сторон конфликта. Само урегулирование востребовано жизнью. Оно может
дать региону стабильность, экономическую перспективу и социальную
уверенность, снять риски дестабилизации, а значит, высвободить простор
для утверждения подлинно демократических принципов сосуществования в
общем государстве, где статус Приднестровья отражал бы самобытность
этого региона, был надежно гарантирован. То есть, альтернативы мирному,
политическому, жизнеспособному решению проблемы нет.

Международное
посредничество, в котором участвуют действительно влиятельные силы –
Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдатели в переговорном процессе, США
и Европейский Союз – пока занято, по существу, решением единственной
задачи: поиском способа восстановления элементарного доверия между
политическим руководством Кишинева и Тирасполя, а вместе с ним – их
настроенность на выработку компромиссов.

Возможным это станет
после того, как будут преодолены все субъективные и объективные
причины, заставляющие молдавскую сторону вопреки общепринятым
международным принципам урегулирования региональных конфликтов не
признавать Приднестровье в качестве полноправного партнера в решении
всего комплекса проблем между правым и левым берегом Днестра.

Прошедший
год подвел к осознанию того, что, несмотря на все противоречия и
возникавшее на их фоне время от времени “искрение”, в отношениях сторон
без диалога с оппонентами, одними мерами давления вряд ли удастся
добиться многого. Это уже немало для реального движения вперед.

Соответствуют
ли действительности сообщения некоторых СМИ о том, что Россия
подготовила план приднестровского урегулирования, который
предусматривает федеративное устройство Молдавии, выдвигая при этом
несколько условий: закрепление нейтралитета Молдавии в
международно-правовом документе, сохранение в стране военного
присутствия, гарантии неприкосновенности российской собственности в
Приднестровье?

– Ответ на этот вопрос, видимо, следует дать
в логике вышесказанного, не пускаясь в рассуждения о том, кому выгодно
запускать “страшилки” о выдвижении Россией планов приднестровского
урегулирования, да еще и с приложением “прейскурантов”.

Если говорить коротко, волшебная формула урегулирования вряд ли будет найдена кем-либо в одиночку.

Договориться
между собой должны стороны конфликта. В этих вопросах Кишинев и
Тирасполь несут основную ответственность. Учитывать или нет предложения
привлеченных к урегулированию посредников – это их право.

Выбор
модели общего молдавского государства может делаться из существующего
набора форм государственно-правового регулирования подобных вопросов.
Темы международно-правового закрепления конституционного нейтралитета
Республики Молдова, надежные гарантии договоренностей сторон, проблемы
собственности – неоднократно рассматривались в рамках переговорного
процесса, и ими не ограничиваются компоненты, по которым сторонам
придется выработать общую платформу.

Все, что за эти годы было
вынесено на переговорный стол, принималось за основу обсуждения
Кишиневом и Тирасполем, составляет фонд идей, принципов, более или
менее четко прописанных проектов урегулирования – сохраняет силу. В
этом контексте хотелось бы напомнить, что “Меморандум Козака” в 2003
году вырабатывался не от имени сторон конфликта, а вместе с ними.

При
этом все участники исходили из закрепленного в рамках ОБСЕ еще в 1993
году принципиального заключения о невозможности поисков устойчивого
формата урегулирования на основе нынешней унитарной модели
государственного устройства Молдавии, без согласования особого статуса
для Приднестровья.

Интерфакс