НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Андрей Сафонов: Приднестровье переживало и более сложные времена

Андрей Сафонов: Приднестровье переживало и более сложные времена

Эксперты // 12:44, 29 июня 2014 // 2881
 
ИА "ТИРАС" продолжает публиковать экспертные мнения по поводу дальнейшей судьбы Приднестровья в контексте изменившихся геополитических реалий. Предлагаем вниманию аудитории точку зрения приднестровского аналитика Андрея Сафонова.

 
Сейчас, когда братская народу ПМР Украина охвачена гражданской войной, обострилась информационная война против самого Приднестровья. 
С одной стороны, её ведут некоторые западные политики и их «идеологическая обслуга», заинтересованные в ликвидации Приднестровской государственности, как военно-политического союзника России. При этом сама ПМР с её проблемами, плюсами и минусами положения внутри Республики, их не интересует.
С другой стороны, активизировались борцы за «Великую Румынию» из Бухареста, а также правые националисты из Кишинёва. С их точки зрения, настал удобный момент для того, чтобы, воспользовавшись ситуацией на Украине, убедить Киев занять максимально враждебную позицию в отношении Тирасполя. При этом в их расчётах киевские власти должны заблокировать экономику ПМР, а также приднестровско-украинскую границу в целом. А различного рода антироссийски настроенные формирования с Украины они мечтают подтолкнуть к нападению на ПМР или к организации инцидентов у приднестровских рубежей. Чтобы деморализовать и подавить приднестровцев, от румынских и молдовских правых раздаются утверждения вроде того, что «кольцо вокруг Приднестровья» сжимается и т.п.
Что происходит на деле? 
Во-первых, для ПМР в 1991 году, когда распался СССР, обстановка была сложнее, потому что Тирасполь был обвинён в поддержке ГКЧП из самой Москвы, а Киев, по некоторым версиям, дал санкцию на захват первого Президента ПМР. Но и тогда в России и Украине разобрались, что жёсткое давление на Приднестровье явится помощью Румынии, которая одинаково враждебна России и Украине. А сейчас в заявлении целого ряда официальных лиц Украины прозвучала мысль: фактов антиукраинской деятельности со стороны ПМР не имеется.
Во-вторых, иногда обыгрывается недавно сделанное сравнение президентом Украины Петром Порошенко Донбасса и Приднестровья. Да, формулировка, воспроизведённая в СМИ, искусственная, на наш взгляд. Но ведь у П.Порошенко нет слаженной команды, а потому ему вполне могут вставить в речь такие пункты, которые его же и подставляют. Кто это может сделать? Люди из числа тех, кто брал силой власть 22 февраля 2014 года. Они не хотят на деле передавать бразды правления новому главе государства. Мы же будем исходить из фактов: приднестровско-украинская граница работает в прежнем режиме. Если там что-то изменится, тогда появится повод для нового анализа.
В-третьих, несмотря на все ужасы войны, забрезжила надежда на то, что потихоньку на смену бойне придёт начало переговоров между Киевом и федералистами. Если это будет так, тогда нет смысла и в создании напряжённости вблизи ПМР. Если же пламя гражданской войны забушует с новой силой, тогда, конечно, ожидать можно всякого.
В-четвёртых, в Киеве немало таких политиков и чиновников, которые считают ПМР (некоторые даже с правобережными Бендерами) исконно украинской землёй. Вряд ли они заинтересованы в блокадном обескровливании Приднестровья и в последующей передаче его Молдове. Такая позиция столкнётся с интригами Румынии, которая будет науськивать США и ЕС додавить Киев и всё-таки установить власть Кишинёва от Каменки до Слободзеи. Какая линия в столице Украины возобладает – посмотрим. Но не следует забывать, что Россия в нынешней ситуации будет, ежели на ПМР начнут жёстко давить, нажимать в ответ не только на Киев, но и на власти Молдовы. А тем такой поворот дел ни к чему. Власти РМ после подписания соглашений с ЕС не хотят резко обострять отношения с Кремлём.
В-пятых, Украина сегодня регионализирована. Власти, которая бы контролировала всю украинскую территорию, как это было, например, в 1991 году, когда распался СССР, просто нет. Насколько местные украинские власти, видящие отсутствие какой бы то ни было угрозы для Украины со стороны Приднестровья, будут заинтересованы и настроены блокировать регион, где треть населения – украинцы? В таком случае, блокада может быть не такой уж и глухой…
В-шестых, иногда говорят: Украина и Румыния находятся в одном западном проекте, поэтому положение ПМР чуть ли не критическое. Да, оно стало сложнее, о чём мы ранее сказали. Но ведь Греция и Турция, входящие в НАТО, чуть ли не подрались друг с другом из-за Кипра в 1974 году. Турция признаёт Северный Кипр, а прочие страны НАТО – нет.
Так что не всё предопределено, просто и ПМР надо не сидеть, сложа руки. Тогда появится реальный шанс для Республики выйти из нынешней ситуации без потерь, как вышла она из более сложной ситуации в 1991 году.


Андрей Сафонов
29 июня 2014 года