ИА “ТИРАС” продолжает публиковать аналитические материалы, посвященные ситуации в Украине. Предлагаем вниманию взгляд приднестровского эксперта Андрея Сафонова:
После того, как период от массового убийства в Одесском Доме Профсоюзов 2 мая и до заседания Верховной Рады Украины 6 мая не был использован для начала переговоров между властями Киева и федералистами юго-востока, стало ясно: неоконсерваторы США и их либеральные союзники в Европе дали отмашку на войну. В этом не приходится сомневаться, так как Запад сейчас на все 300% контролирует политические процессы в Киеве.
Стратегия и тактика Запада на Украине
Продолжающееся кровопролитие обусловлено общей стратегией Запада на полный разрыв связей между Украиной и Россией и недопущение «воссоздания империи» на базе бывшего СССР. В отрыве Украины Вашингтон видит главную гарантию такого недопущения.
Для этого, по предполагаемому западному плану, требуется полностью разгромить, подавить и, возможно, физически уничтожить и федералистов, и откровенно пророссийские силы на Украине.
Но есть и тактические соображения. Они видятся таковыми.
Во-первых, взять под контроль властей Киева всю территорию Украины, чтобы сообщить об успешном проведении президентских выборов 25 мая.
Во-вторых, разгромить федералистов до 9-11 мая. Цель: не допустить проведения референдума на востоке. К тому же противники федералистов понимают, что День Победы 9 мая подстегнёт настроения, направленные против нынешней киевской власти.
Конфликт разрастается
Судя по тому, что война продолжается, а попытки призвать к диалогу отвергаются на самом высоком уровне (пример – изгнание 6 мая с заседания Верховной рады Украины целой фракции Компартии Украины), с Запада в Киев передана весточка: продолжение боевых действий Вашингтоном и его союзниками будет признано правомерным. Западникам необходимо любой ценой объявить о проведении президентских выборов 25 мая. Только так они сейчас могут попытаться легализовать тех, кто завершит, по их плану, отрыв Украины от России. Возможно, на Западе сомневаются разве что в правомерности применения киевским руководством тяжёлой артиллерии, ВВС и систем залпового огня, но и на это, несомненно, будет дано «добро». Возможно. если судить по сообщениям в СМИ о том, что «украинская авиация уничтожила бронепоезд сепаратистов», такое «добро» уже получено.
Однако, кое о чём США могли и не сказать властям в Киеве. А именно: о желании спровоцировать ввод регулярных войск России на Украину с целью обвинить Москву в агрессии. Ради этого, как показывает мировая практика, западники вполне могут пожертвовать своими киевскими союзниками.
Исходя из поставленных целей, действия, за которыми стоят правые западные круги, выглядят как максимально жестокие акции устрашения: от огня в Одесском Доме Профсоюзов до новых и новых атак на Славянск.
Политический выход пока не просматривается
Но сейчас, по состоянию на 7 мая, всё это выглядит военным тупиком, хотя, несомненно, будут новые решительные (и, возможно, судорожные) попытки переломить ситуацию на востоке и разгромить федералистов. Однако, сами США, видимо, не очень верят в то, что это стопроцентно состоится. Так, представитель Государственного департамента Джен Псаки заявила 6 мая, что Штаты не признают «псевдореферендум» на востоке. Она упомянула 2 области – Донецкую и Луганскую. А это говорит о том, что в Вашингтоне допускают, что федералисты смогут провести референдум в обеих этих областях. И, в свою очередь, что президентские выборы там проводиться не будут.
Россия, как можно понять из слов постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, может прибегнуть к тактике КНР во время Корейской войны 1950-1953 годов, когда целые части и соединения Народно-освободительной армии Китая отправлялись помогать Северной Корее, укомплектованные по штатному расписанию, отправлялись сражаться с войсками США и Южной Кореи, как «народные добровольцы». Это юридически избавляет страну от обвинений в агрессии.
12:02:09
Дословно В.Чуркин сделал такую запись в «Твиттере»:
«Я не исключаю, что скоро на Украину приедут много добровольцев. Это не значит, что русские вторглись на Украину. Это личное дело каждого».
Глубокий раскол стал фактом
Украина расколота. Киев и восток играют каждый по собственным правилам. Политические процессы у каждого свои.
Ясно, что США и их союзники признают боевые действия против федералистов и выборы 25 мая. Россия – нет.
Ясно, что Россия признает итоги референдума 11 мая. США и их союзники – нет.
Борьба идёт за юг. Киев за 2-6 мая взял Одессу под жёсткий силовой контроль, не желая после потери Крыма терять морские порты Одессы и Николаева. Ещё больше потери киевского контроля над этими городами боятся США, так как в Вашингтоне опасаются, что Одесса и Николаев перейдут прямо или косвенно под контроль России. Но, в конечном итоге, контроль над Одессой, отвергающей «западенский» радикализм, который с каждым днём всё больше доминирует в Киеве, зависит от исхода противостояния властей Киева и федералистов востока. Надо понимать, что лишённый силовой составляющей, «западенский» проект государственного строительства Украины в Одессе не удержится.
Как представляется, напрягая все имеющиеся силы, Киев может даже взять Славянск, хотя и это сейчас представляется крайне трудным. Идут сообщения о взятии верными Киеву формированиями под контроль центра Мариуполя. Но это в главном мало что изменит. Возможно, через обозначившееся уже как 2 дня «окно» на Луганщине на российско-украинской границе (об этом сообщалось в СМИ) к федералистам прибывает помощь. Но и без неё поддержка федералистов на востоке Украины велика, приток в формирующуюся федералистскую армию серьёзный. Сами руководители Киева и силовой операции против федералистов это признают.
В то же время национал-радикальные силы фактически контролируют Киев.
Всё это – показатели не просто раскола, а распространяющейся гражданской войны.
Каждый говорит только за себя
Тем временем, увеличиваются потери среди мирного населения. Растёт и число убитых и раненых в войсках противоборствующих сторон. Усиливается взаимное ожесточение.
Есть и ещё один тупиковый и крайне опасный момент: власти Киева фактически пытаются заменить армию, как ведущую силовую структуру страны на праворадикальные формирования. Так, в СМИ сообщают, что «Правый Сектор» включается в Национальную Гвардию, всевозможные «батальоны территориальной обороны» и т.д. Если армия как-то может восприниматься всей страной как относительно нейтральный и потому приемлемый инструмент обеспечения мира и безопасности, то радикалов восток и юг в подавляющей массе не принимают и даже рассматривают, как противников и источник дестабилизации. А это – почва для углубления конфликта.
Сегодня ни одна из противоборствующих сторон не может заявить, что она выступает от имени всего чрезвычайно разного по своим взглядам почти 50-миллионного народа Украины.
Что видится безотлагательным?
Значит, выход может быть найден только за столом переговоров. Что видится для начала диалога безотлагательным?
Во-первых, Вооружённые силы Украины должны быть отведены в места постоянной дислокации. Должно последовать официальное заявление о неучастии армии в конфликте внутри страны.
Во-вторых, необходимо развести на безопасное расстояние друг от друга национальную Гвардию и ополчение востока.
В-третьих, начать немедленные переговоры о прекращении вооружённого противостояния и о будущей модели государственного устройства Украины.
Это единственный шанс не сделать последний, непоправимый шаг в пропасть.
Андрей Сафонов
7 мая 2014 года