НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Тоска по мусорной свалке

Эксперты // 13:02, 10 октября 2008 // 2394
Недавно президент Молдовы Владимир Воронин в одном из своих выступлений сравнил "приднестровский режим с мусорной свалкой, смердящей на территории страны". Своим "мусорным спичем" господин Воронин сделал большой шаг назад в переговорном процессе между Молдовой и непризнанной Приднестровской республикой. Между тем именно в этом году для урегулирования конфликта была проделана серьезная работа, результатом которой могло стать первое в своем роде решение подобного конфликта мирным путем.

Для начала вспомним, что за всю 18-летнюю историю отношений между РМ и ПМР единственное, к чему смогли прийти конфликтующие стороны - российский план Козака 2003 года, гарантами которого выступали ЕС, ОБСЕ и Украина. План предусматривал предоставление Молдавии статуса федерации и переустройство Приднестровской республики в государственное образование в составе Молдавии. Тогда хорошее начинание закончилось тем, что за день до подписания плана президент РМ Воронин отказался ставить под документом свою подпись. Камнем преткновения стал срок нахождения российского миротворческого контингента – предложенные Тирасполем 30 лет вместо 20 запланированных вновь заморозили приднестровский конфликт. В ноябре того же года план был парафирован, но потом отвергнут кишиневским лидером под влиянием Запада. "Меморандум Козака" предполагал федерализацию Молдавии с предоставлением Приднестровью широкой автономии. С тех лидеры республик старались избегать какого-либо общения друг с другом и традиционно обмениваются "любезностями" в виде колких обвинений во всем и вся.

В дальнейшем все переговоры по приднестровскому урегулированию проходили в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина, а также наблюдатели от США и ЕС). Однако в феврале 2006 года эти переговоры также были прекращены по той простой причине, что усадить конфликтующие стороны за стол примирения так никому не удалось.

Вместе с тем к настоящему времени самостоятельно вышедшая из состава Молдовы непризнанная приднестровская республика выглядит более состоявшимся государственным образованием по сравнению с молдавской "директорией". Одна из главных причин государственной и экономической состоятельности Тирасполя – действующие на территории Приднестровья промышленные предприятия с налаженной инфраструктурой производства и сбыта продукции. На фоне "непризнанного", но экономически более успешного Приднестровья Молдавия, давно превратившаяся в страну-поставщика гастарбайтеров, воспринимается европейским сообществом только как "буферное" государство с процветанием наркотрафика, "поставок дешевой рабсилы" в европейские бордели и бизнеса, построенного на подготовке ипереправке за рубеж угнанных авто. Поэтому понятно, почему Молдавию, имеющую крайне низкий уровень жизни населения, не ждут в Европе с распростертыми объятиями.

В 2008 году российское руководство предприняло вторую попытку мирного урегулирования приднестровского конфликта. 17 марта 2008 года глава МИД РФ Сергей Лавров во время встречи в Москве с президентом Приднестровья Игорем Смирновым призвал президента непризнанной республики возобновить переговорный процесс с Кишиневом и отказаться от политического прессинга молдавской стороны. Уже через месяц, 11 апреля, впервые за семь лет политических разногласий произошла встреча президентов конфликтующих республик, в ходе которой Владимир Воронин и Игорь Смирнов решили возобновить регулярные контакты с целью восстановить переговоры. На июльской пресс-конференции в Кишиневе Владимир Воронин заявил, что "проблемы в двусторонних отношениях с Россией преодолены". Он особенно подчеркнул, что "роль РФ в урегулировании приднестровского конфликта очень большая, если не решающая".

Решающим моментом в процессе воссоединения Молдавии и Приднестровья могла стать состоявшаяся 25 августа в Сочи встреча Дмитрия Медведева и Владимира Воронина. Оба лидера продемонстрировали готовность мирного решения проблемы будущего Тирасполя. В ответ на заявления главы России о наличии реальных шансов окончательного(!) разрешения приднестровского кризиса молдавский лидер уверил его, что "у властей Кишинева хватит мужества и выдержки урегулировать приднестровский конфликт мирным путем". Именно после сочинской встречи среди молдавской и приднестровской общественности впервые стали проявляться нотки уверенности в скором возникновении единой Молдавии.

Не давали поводов усомниться в этом и главы республик. В частности, позитивным итогом сентябрьского визита Игоря Смирнова в Россию стало снятие МИД ПМР моратория на ведение переговоров с Кишиневом. Более того, 3 сентября Игорь Смирнов подтвердил готовность продолжать переговоры в трехстороннем формате – Россия, Молдавия и Приднестровье «с возможностью выхода на более высокий уровень».

Однако буквально за один день воссоединительная идиллия была нарушена. "Мусорная речь" "мудрого" Воронина вернула все на круги своя – международные политологи вновь заговорили о том, что "холодильные установки", отвечающие за охлаждение отношений между Кишиневом и Тирасполем, заработали на полную мощь. По мнению ряда экспертов, резкая смена взглядов молдавского лидера напрямую связана с нежеланием США и ряда стран Европы терпеть от России еще одно после Цхинвали фиаско в Приднестровье. Мирное урегулирование приднестровского конфликта в трехстороннем формате грозило в очередной раз оставить не у дел западных устроителей "истинной демократии". Специальный представитель ЕС в Молдавии Кальман Кежман, "шокированный" проведением переговоров президентов РМ и ПМР без участия в них Запада, заявил, что "Евросоюз считает аморальным переговоры по приднестровскому урегулированию в трехстороннем формате – Россия, Молдавия, Приднестровье, проблема может быть решена только в формате "5+2", и отход от этого формата недопустим".

Следует отметить, что изменения взглядов Владимира Воронина "неожиданно" проявились после визита в конце августа в Кишинев президента Румынии Траяна Бэсеску, миссия которого заключалась в доведении инструкций США по дальнейшему поведению главы Молдовы. Получив "указивку", молдавский лидер сразу же потребовал "реструктурировать миротворческие миссии в странах с замороженными конфликтами, чтобы отвечать актуальным требованиям обеспечения безопасности", а для "справедливого разрешения приднестровского конфликта и реинтеграции Молдавии активно привлечь ЕС".

В результате сейчас переговорный процесс зашел в тупик, выход из которого на данный момент не в состоянии предложить ни руководители конфликтующих сторон, ни мировое сообщество. Виновен или нет господин Воронин в этом тупике – должен решить молдавский народ на парламентских выборах 2009 года. Сегодня и в Молдове, и в Приднестровье ясно, что выход только один - воссоединение в единую Молдавию и нормализация отношений как с Евросоюзом, так и Россией. Перспектива же стать "элитной мусорной свалкой" для Запада, необходимой для хранения указанных Белым домом "отходов" (например, элементов ПРО США), вряд ли устроит достаточно натерпевшееся население Молдавии и Приднестровья.

Роман Лукин